TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.01.2022
20:37

Разочарование от Андрея Смирнова

    Поверьте мне, если кто не знает или забыл, что физика элементарных частиц устраивает так, что жизнь этих крох частично видна. Например, след их движения – в виде . . .

05.01.2022
11:58

До всего можно докопаться

    Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета…

    Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким с налёта.

    С интернетом – можно. Надо просто проверять и перепроверять.

    Вот случай с одним портретом…

    П. Кончаловский. А.Н. Толстой в гостях у художника. 1941.

    С удивлением иные ссылаются на книгу “Ложится мгла на старые ступени” А. Чудакова, дескать там дата создания картины – 1944-й год, голодный.

    Но смотрим, что там на самом деле:

    "На выставке Кончаловского Антон встретил – чего никак не ожидал – их курсового комсорга Генку Буланова, известного своей нетерпимостью к стилягам, к искусству толстых – джазу, своей бедностью и манерой не отдавать долги. Брал, правда, мало, но никогда не возвращал; все это знали, но почему-то всё равно давали. "Искупление вины перед бедняками", – объяснял Юрик Ганецкий.

    Генка стоял перед портретом Алексея Толстого.

    – Хорошо, правда? – сказал Антон. – Сразу виден характер сидящего за столом. Ты чего надулся, как мышь на крупу?

    – Да не в характере тут дело. Ты глянь, что на столе.

    Весь передний план картины занимал гастрономический натюрморт: огромный окорок, румяная курица с торчащими вверх лоснящимися от жира ногами, огурчики, водка в старинном штофе, серебро, хрусталь.

    – По-моему, тоже очень недурно. Особенно хорош окорок: так и сочится. Я такого и не видал никогда.

    – Вот именно! – обрадовался Генка. – Ты не видал. Даже сейчас! Через десять лет после войны! А ты обратил внимание на дату? То-то и оно-то! Сорок четвёртый! ещё только-только снята блокада Ленинграда. Страна в руинах. У нас под Белгородом ели картофельную шелуху – я сам ел” (https://mir-knig.com/read_257869-64# ).

    Понимаете: это слова персонажа, левого экстремиста, у которого от ненависти к богатым глаза способны увидеть 1944 в надписи 1941.

    Посмотрите на картину. Обратите внимание, как равномерно написаны цифры и насколько с краю проставлена крайняя цифра. Могла единица быть подделана из четвёрки? – Нет, конечно. – Правда, мыслимо думать, что все четыре цифры были закрашены, а сверху написаны наново все четыре. Я даже думал писать в “Русский музей” вопрос, не зафиксирован ли факт переписывания даты, и когда картина поступила в музей. Но нашёл не цитируемый жалующимся на Чудакова абзац до цитированного куска, и стало всё ясно: жалующийся перепутал персонажа с автором.

    Не важен и разнобой сведений о натюрморте на столе: совсем после написания портрета он пририсован, и Толстой был обескуражен, или Толстой был просто против ещё более богатого стола.

    Важно бросающаяся в глаза невероятность: не мог быть подан на стол окорок в виде целой ноги. Это издевательство над общеизвестным гурманством Толстого.

    Вообще почти вся еда изображена в неподходящем для непосредственного употребления виде: ненарезанные помидоры, огурцы и петрушка, нерасчленённая курица, слишком толстые ломти хлеба. Как в сказке про Лису и Журавля.

    Фокус в том, что перед нами противоречие: гурманство и… вдохновенный взгляд. Их столкновение дают катарсис – бесчувствие.

    Как противоречие гипнотизирующего взгляда всяческой грубой материальности в портрете, выполненном за 30 лет до разбираемого.

    Машков. Автопортрет и портрет Петра Петровича Кончаловского. 1910. Холст, масло.

    Есть такие мироотношения (пробуддистское одно из них), которые, будучи экстремизмом, раз захватив в человеке позицию подсознательного идеала, больше не могут, как обычные мироотношения, превратиться в идеал какого-то другого типа, эволюционно соседнего такому-то, тоже обычному.

    То ультраразочарование, что возникло в группе “Бубновые валет” в начала века, названного веком прогресса, а переназвать который можно веком ужаса, естественно задержалось – видим – у Петра Кончаловского до времени начала Второй мировой войны (он кончил портрет в апреле 1941 года).

    Да, я знаю, что никто больше бубновалетовцев пробуддистами не называет. Но у меня это доказано тут, тут, тут, тут, тут и тут. – Должен же я с этим считаться?

    Я нашёл в интернете только ещё одно место, где слова “Бубновый валет” и “буддизм” осмысленно сходятся в одном тексте – в https://www.colta.ru/articles/art/23136-fragment-knigi-vasiliya-rakitina-esse-o-levom-iskusstve, во фрагменте из книги Василия Ракитина “Тексты” (2019).

    8 декабря 2021 г.

04.01.2022
17:49

Воля

    Мне вспоминается грустно-смешной рассказ с 16-й страницы когдатошней “Литературки”. Продавщица гастронома подошла ко входной двери, чтоб её закрыть на обед и . . .

02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

01.01.2022
16:43

Не догоню, так хоть согреюсь…

    Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня . . .

30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

28.12.2021
12:52

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

    Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова: У природы нет плохой погоды, Каждая погода — благодать! . . .

27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое: "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно . . .

25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100