TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, невольно, под влиянием элементов, я вышел на благоприятный для художника синтез. Всего хода мысли, запутанного, я не скрыл от будущего читателя. И получил ото всего большое удовольствие.

    А стиль картины был экспрессионизм. Его вещи меня трогают в редчайшем случае. Например, “Пророк” Нольде. Тогда Нольде ещё был искренним экспрессионистом. Вообще же эта стилевая метка искажения натуры экспрессионизмом – грубость – как-то не способствуют естественному нравлению, мне по крайней мере. И вот – нате! Я получил тончайшее переживание от грубости…

    Мне захотелось это повторить. Я спросил поисковик: “немецкий экспрессионизм”, - и, - помня, что меня давеча пронял, в частности, кричаще густой красный цвет у Шмидта-Ротлуфа, - я из кучи картинок нацелился на подобный и картинку открыл.

    Кирхнер. Сидящая девушка (Франци Ферманн). 1910.

    Шиш. Тут экспрессионистского испепеляющего чувства ненависти (или чего-то другого негативного) нет! Эти однотонные гладкие колеры на больших площадях… Тут лёд, а не пламень. Тут трезвейший реализм и отстранённое неприятие Этой жизни и, пусть и бледный, но образ идеала, куда бежит автор – в метафизическое иномирие. Ничто. (Особенно выразительно его выражает сия вопиющая однотонность больших площадей, хоть, с другой стороны, это и образ смертельной скуки всего Этого причинного мира, потому и скучного, что всё – предопределено в нём.)

    Кирхнер лишь по какому-то второй век длящемуся недоразумению числится экспрессионистом (то есть коллективистом в крайнем разочаровании), хоть он ницшеанец.

    И я в поисках настоящего экспрессиониста ткнулся в другую ядовито-красную картинку.

    Шмидт-Ротлуф. Ватт бей Эббе [Грязь во время отлива]. 1912.

    Вот это совсем другое дело. Из-за неоднотонности больших площадей одного, в общем, цвета, это материальный, а не духовный пейзаж этого ужасного мира. Какая-то мерзость на берегу моря, которой приговор есть – столь угрожающий закат. “Так жить нельзя!” - как бы кричит автор. Никакого спасения не мыслится, но и что непереносимо – тоже факт.

    Но зато и никакого бегства в ледяное метафизическое иномирие Без Законов.

    Эта картина в моих глазах, наверно, ещё выигрывает тем, что тут мало в чём можно узреть не то что крайнее, а и вообще какое-то искажение натуры. – Ну можно ли в силуэтах прибрежных камней увидеть какой-то перегиб относительно натуры? – Нет, заметить небрежность исполнения можно. Например, вряд ли реалистично отражение зари в луже около левого камня, да и отражение самого этого камня не соответствует отражаемому. Не мистики ради, а просто так. От демонстрируемой небрежности. Она есть образ крайнего неприятия имеющегося положения дел. Причём не только того безобразия (которое считается большим достижением), что голландцы живут в каком-то гнилом месте – ниже уровня моря, а и вообще в опасном для жизни (какая-то катастрофа и пол Голандии нет). “Так жить нельзя!”

    Плохо, что это исключение, наверно, в экспрессионизме, что небрежность тут слабая.

    У других она такая, что вообще на издевательство над зрителем тянет.

    Хекель. Купальщицы у лесного пруда. 1910.

    Это Германия, начало ХХ века. Благополучная страна. Эпоха революций ушла в прошлое. Даже и самые бедные живут очень прилично. Что в воздухе реют дурные предчувствия не просто бед, а уму не постижимых бед, то большинству не дано чуять. Чем движимы художники ТАК изгаляясь над изображаемой натурой, ЧТО они отрицают, массе не понять. Да и сколько ни внушаешь себе, что через 4 года уже Мировая война начнётся, издевательство над глазом зрителя невозможно простить. – И грубость теряет свою тонкость, нет-нет да проскальзывающую в ином произведении экспрессиониста.

    Хекель. Бурный день под Дрезденом. 1910.

    Разве не берёт непонятная жуть от этого крика красок? Меня берёт. Здесь явно речь о неприятности, гораздо большей, чем от сильной грозы.

    Но, в общем, приходится для себя считать, что за редкими исключениями экспрессионизм скорее не искусство, а околоискусство.

    Для этого достаточно принять для себя формулу Натева: искусство – непосредственное и непринуждённое испытание сокровенного мироотношения человека.

    Хекель в “Купальщицах” вышел за пределы условности. В ХХ веке автор, “общающийся” со зрителем посредством музея, не выдержал молчаливой границы – не воздействовать непосредственно и принуждающе, как жизнь. Он здесь явно поставил зрителя в положение человека, ожидания которого не просто обманули, а обманули нагло и намерено. Зритель, если он не предупреждён, не может не воспринимать себя эпатируемым.

    Труднее со случаем, когда зритель приблизительно представляет, что с ним собирается проделывать автор. С тех пор как появилось много знаменитостей, непосредственному чувству довольно широкой публики ничего не говорящих, она часто готова к самому неискреннему восхищению, чтобы не попасть в разряд отсталых провинциалов.

    Не будет же ей уподобляться.

    25 сентября 2021 г.

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

25.10.2021
11:33

Страдания простеца

    Думаю, что я простец. Вот смотрите. В школе у меня был одноклассник, имевший музыкальное образование. Он играл на рояле. Именно рояль был у него дома (его отец был . . .

24.10.2021
19:42

За чёткость в мутном деле

    Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и . . .

23.10.2021
08:56

Из искры возгорится ль пламя?

    Я имею редкую возможность наблюдать, как у потенциально способного человека улучшается художественный вкус. А художественность я понимаю по-своему – как чуяние . . .

20.10.2021
11:19

Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.

    Хорошо, что я не стал художником – слишком рассудочен. Не зря я думаю, что изо всего, что я в детстве и юности нарисовал, я теперь считаю только одну картинку . . .

17.10.2021
20:01

Я – против!

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Исх. 20:7 Как тут: "— Давай толкай, — сказал Птицелов, — я попробую завести… Это аккумулятор разрядился. Он . . .

16.10.2021
20:18

Ересь

    Читатель, вам бы понравились такие пейзажи? 1320-1325. 1320- 1325. 1295 - 1300. Это – освобождённые от святых и ангелов картины Джотто. Так вот, представьте, что вы живёте в XIII . . .

15.10.2021
09:13

Позиция идиота

    У меня, сознаю, идиотская позиция. Ну в самом деле: я претендую на то, что меня озаряет знание подсознательного идеала автора, который сознанию автора не был дан. Я, . . .

14.10.2021
21:15

Отчего так заласкан авангард?

    Не кокетничаю: я плохо устроен – достаточно мне задать себе трудный вопрос, как тут же появляется мой вёрткий двойник и предлагает вариант ответа. На грани XIX и ХХ . . .

13.10.2021
17:26

Надо просто не бояться ставить точки над i

    Я пишу это в “День Гнева”. Может, сойдёт мне, раз я атеист? . Я даже возьму и пойду на крайность: в первых же строках выдам самый перец. Пусть это и будет выглядеть . . .

12.10.2021
09:43

Я получил возражение

    Я получил возражение, дескать, как может Фофанов быть декадентом (см. тут) и катить бочку на декадентов. И приведено было в доказательство стихотворение . . .

11.10.2021
16:46

Не зарвёмся, так прорвёмся 13 сентября

    Хочу недоговорённость продлить. Она такая: "…позволяет поэту проявить характерные для его мышления приемы — например, нарочитую приблизительность . . .

09.10.2021
20:58

Мне аж страшно…

    Нет правда… Ну посудите сами. Звезды ясные, звезды прекрасные Нашептали цветам сказки чудные, Лепестки улыбнулись атласные, Задрожали листы изумрудные. . И . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100