TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

29.11.2021
16:35

Кухня

    Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение . . .

26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника. Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло. "Дитя прижимается к матери. Оба . . .

25.11.2021
15:10

Поймал на проговорке (о Микеланджело)

    Один смелый человек, в заглавии взяв на себя обязанность сказать, в чём смысл фрески Микеланджело “Сотворение Адама” (1511), написал: "…чтобы пальцы были . . .

23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы больше подходит. Так как подсознательный идеал нечто совсем нематериальное. Выраженное образом тоже нематериальное. Но разговор о подсознательном идеале как-то ловчее вести как о катарсисе.

    Со стилем модерн я был очень благополучен, откопав его формулу у Александрова: "неживое в модерне живет активно, а живое — мертвеет и застывает”. – Это ж противоречие. Вот результат его, катарсис, сам подсознательный во многом, и есть выражение метафизического иномирия, куда бежит от скуки всего Этого мира ницшеанец, во всём, всём и всём разочаровавшийся.

    А с Эрьзёй мне пришлось сами извивы (то, что "живет активно”): утрированные жилы, позы и т.п. того, что всё-таки не мёртвое, - признать выражением (образом) метафизического иномирия, раз оно утрировано.

    Гораздо слабее звучит, правда?

    Немного спасает утрированность. Она есть род искажения натуроподобия, которое, натуроподобие, исторически до того было связано с идеалами, Этот мир напрочь не отвергающими. А ницшеанство – отвергает.

    И так случилось, что у меня желание разобраться с Конёнковым возникло из-за прочтённого о нём соседства с Эрьзёй, работавшим в стиле модерн. – Я и подумал: не в стиле ль модерн творил – по крайней мере поначалу – и Коненков.

    Обратился к Википедии – так и есть. Обратился к первой известной скульптуре – совсем не очевидно. Утрированные извивы как-то слабо видны, выискивать надо.

    И всего лишь портянку перематывает. Может, потому жил мало? Тряпьё, правда, здорово извилистое.

    Как вдруг на одной из репродукций я чуть не метафизическое иномирие воочию не увидел.

    Конеиков. Камнебоец. 1898.

    Там где лицо-то (название тоже такое… слова такого нет)? Лица не видно,

    видного при другом освещении и фотографировании, где даже страшнейшие вены на лбу не вызывают большого впечатления. Тогда как полная каша – как-то впечатляет.

    И что в результате?

    Подоспела революционная ситуация. Она для выражения себя потребовала большей непосредственности, чем тонкость восприятия подсознательного идеала. Радикализм ницшеанства в чём-то похож на радикализм революционный. И Коненков стал иллюстратором, вместо художника.

    "В 1899—1902 годах учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской В. А. Беклемишева. За дипломную работу “Самсон, разрывающий узы” в 1902 году получил звание скульптора. Скульптура показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена” (Википедия).

    Коненков. Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин. 1906.

    Это мне как-то объяснило, почему я за много лет ни разу к нему не обратился. – Интуиция. – Единожды солгав… Можно ли верить искренности всего последующего?..

    Если б в ходу было оценивать художественность по странным для своего времени деталям, т.е. по наличию подсознательного идеала, - может, и звания скульптора ему не дали бы. Но…

    26 октября 2021 г.

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100