TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить здорово разные идеалы.

    У Нольде первые перескоки были бездумные. Он сообразил, что можно заработать на шуточных фантастических картинках, почтовых открытках.

    Нольде. Почтовая открытка № 28 из серии “Волшебные горы”. 1901.

    А поскольку детство он провёл в большой бедности, то первый осознаваемый перескок был в какой-нибудь левый идеостиль. Например, в наивный символизм – "1901-ым годом датируется первая значительная картина Нольде, которую он назвал "Перед рассветом". Здесь на фоне развертывающегося где-то внизу идиллического пейзажа, восходящего к немецким романтикам 19 века, среди отвесных скал парят в воздухе фантастические монстры – полурептилии, полуптицы, полулюди. Они порождены тьмой и с рассветом должны исчезнуть” (https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43476337119/Emil-Nolde.Hudozhnik-iz-krestyan.-Natsist-i-zhertva-natsizma.). – Жаль, увидеть не возможно.

    Но с ужасом настоящей действительности так не справишься. Можно только удивляться, как быстро Нольде дошёл до совершенно крайнего отчаяния.

    Его евангельские картины настолько кричащие, насколько евангельские повествования оптимистичны. Вот Пятидесятница. Иисус в виде огоньков поместился на апостолах, внушил им способность говорить на языках представителей народов, бывающих в Иерусалиме, чтоб распространить учение по всему свету. 3000 тысячи иерусалимцев, бывшие свидетелями этому, крестились. Ну полное вдохновение начинающейся и имеющей далёкие перспективы веры. Книга “Деяния”, это описывающая, имеет массу конкретностей, которые историей подтверждены.

    Так надо, по-моему, полностью Нольде разочароваться в христианстве, чтоб он так страшно изобразил тех, осиянных.

    Нольде. Пятидесятница. 1909.

    Но крайнее разочарование предполагает крайнюю же надежду. Я как-то не думал, на что надежда. Меня удовлетворила формула Луначарского для экспрессионизма: ужасный крик: “Боже, Боже! Зачем ты нас оставил?!” Если додумать до конца, то и по библии Бог разочаровывался в своём создании и уничтожал людей чуть не полностью. То есть. Бог отходчив по очень большому счёту. И теперешний ужас мыслимо понимать как всё же временный. Теперь, я знаю, есть альтернативная христианству идея Третьего Пришествия, на этот раз уже Бога Духа Святого. Она и на грани веков тоже существовала.

    В любом случае какая-то сверхнадежда на сверхбудущее оставалась. Художники оставались коллективистами. Они просто своими крайними средствами (антинатуральной насыщенностью цвета{красного, например} и применяем чистого цвета {жёлтого, например}) приводили старую христианскую идею благого для всех сверхбудущего в какое-то необычно активное состояние. Большинство верили уже автоматически, холодно. Им такая страстность, как у Нольде, была странной. И обыватель его не понимал. Мазнёй его картины считал. А когда пришли к власти гитлеровцы это назвали дегенеративным искусством и уничтожили.

    Так вот в этой исключительности альтернативы христианству экспрессионистов была возможность перескочить в исповедование альтернативного христианству учения – ницшеанства. В обоих учениях – бегство в иномирие. Но в ницшеанском оно метафизическое. Холодное, я бы сказал, в пику экспрессионистскому иномирию. Принципиально недостижимое (ницшеанство – сама трезвость). Достижимо (и даёт радость художнику) только возможность и умение дать образ этому холодному мироотношению.

    Если я себе не внушил, такой вот ненасыщенный красный колер – какой-то сюжетно холодный. Это вечер. И впереди – ночь. И желтизна на облаках, как последнее солнечное освещение, поглощаемое тьмой, которою является… красный.

    Нольде. Морской берег. Красное небо. Два белых паруса.

    Почти абстрактная картина. Образ метфизического иномирия. И – Нольде уже не коллективист и горячий страдатель от жути, а холодный надмирный созерцатель, получающий удовольствие от удачи с образом иномирия антихристианского.

    Жаль даты не нашёл.

    Во всяком случае, рано или поздно Нольде стало ясно, что ему по пути с фашистами. И не по шкурным соображениям, а по глубоким идейным.

    И те обеспечили его тайное снабжение художественными материалами и после запрета экспрессионизма. Потому что у Нольде уже не экспрессионизм.

    23 сентября 2021 г.

     

     

     

     

25.10.2021
11:33

Страдания простеца

    Думаю, что я простец. Вот смотрите. В школе у меня был одноклассник, имевший музыкальное образование. Он играл на рояле. Именно рояль был у него дома (его отец был . . .

24.10.2021
19:42

За чёткость в мутном деле

    Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и . . .

23.10.2021
08:56

Из искры возгорится ль пламя?

    Я имею редкую возможность наблюдать, как у потенциально способного человека улучшается художественный вкус. А художественность я понимаю по-своему – как чуяние . . .

20.10.2021
11:19

Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.

    Хорошо, что я не стал художником – слишком рассудочен. Не зря я думаю, что изо всего, что я в детстве и юности нарисовал, я теперь считаю только одну картинку . . .

17.10.2021
20:01

Я – против!

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Исх. 20:7 Как тут: "— Давай толкай, — сказал Птицелов, — я попробую завести… Это аккумулятор разрядился. Он . . .

16.10.2021
20:18

Ересь

    Читатель, вам бы понравились такие пейзажи? 1320-1325. 1320- 1325. 1295 - 1300. Это – освобождённые от святых и ангелов картины Джотто. Так вот, представьте, что вы живёте в XIII . . .

15.10.2021
09:13

Позиция идиота

    У меня, сознаю, идиотская позиция. Ну в самом деле: я претендую на то, что меня озаряет знание подсознательного идеала автора, который сознанию автора не был дан. Я, . . .

14.10.2021
21:15

Отчего так заласкан авангард?

    Не кокетничаю: я плохо устроен – достаточно мне задать себе трудный вопрос, как тут же появляется мой вёрткий двойник и предлагает вариант ответа. На грани XIX и ХХ . . .

13.10.2021
17:26

Надо просто не бояться ставить точки над i

    Я пишу это в “День Гнева”. Может, сойдёт мне, раз я атеист? . Я даже возьму и пойду на крайность: в первых же строках выдам самый перец. Пусть это и будет выглядеть . . .

12.10.2021
09:43

Я получил возражение

    Я получил возражение, дескать, как может Фофанов быть декадентом (см. тут) и катить бочку на декадентов. И приведено было в доказательство стихотворение . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100