TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

29.11.2021
16:35

Кухня

    Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение . . .

26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника. Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло. "Дитя прижимается к матери. Оба . . .

25.11.2021
15:10

Поймал на проговорке (о Микеланджело)

    Один смелый человек, в заглавии взяв на себя обязанность сказать, в чём смысл фрески Микеланджело “Сотворение Адама” (1511), написал: "…чтобы пальцы были . . .

23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы . . .

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B>

    Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления.

    Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая.

    Эрзья. Моисей. 1932. Альгарробо.

    И мне в ней увиделся Сталин.

    Бродский. Сталин. 1935.

    Шёл 1932 год. Конец первой пятилетки. Провалившейся по некоторым мнениям. Где-то я слышал, что Сталин признал, что самым страшным годом в его правлении был не 1941-й, а 1930 – выдержат ли крестьяне коллективизацию.

    "Запланированные задания “первой пятилетки” по существу были сорваны, и реальные результаты далеко отставали не только от контрольных цифр завышенного, но и первоначального “оптимального” плана” (http://historial.ru/Events/39-Pervyj-pyatiletnij-plan-1928-1933-godov.html).

    Троцкисты гнобили политику Сталина, взявшего на вооружение идеи Троцкого об индустриализации, как неумение руководить процессами. Понимай, Сталина надо сместить.

    Знал ли Эрьзя, что творится в стране?

    Мне хочется думать, что чувствовал. И понимал про русский народ, как и Моисей, что как ни плох еврейский народ, надо его продолжать спасать, пусть и сурово:

    "9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он -- жестоковыйный;

    10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

    11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,

    12 чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой” (Исх. 32).

    И потому сделал своего Моисея похожим на Сталина и таким суровым и мучающимся.

    Мне даже не нужно искать подтверждения биографией Эрьзи. У меня ж есть магическая палочка-выручалочка – подсознательный идеал автора (тут – идеал трагического героизма). Он не дан сознанию автора. И тот свободен в своём произведении ото всех обстоятельств жизни.

    .

    А теперь справимся всё ж с биографией.

    Так и есть. Несгибаемый. Что и соответствует типу идеала – трагический героизм.

    Что смущает* – это что сбежал он из СССР из-за футуристов и тому подобных левых, у которых у самих был идеал типа трагического героизма. Те только ещё больше искажали натуру из-за своего неприятия того строящегося якобы социализма, который не совпадал с их анархистским мнением о социализме.

    Скульпторы С. Алешин, А. Гюрджан, С. Мезенцев, С. Кольцов. Арх. А. и В. Веснины.

    Москва. Проект памятника Карлу Марксу. 1920.

    23 октября 2021 г.

    *- Правильно смущает. Потому что Эрьзя своими извивами линий противоположен истинному выразителю идеала типа трагического героизма и написавшему его поразительную формулу:

    Я с детства не любил овал,

    Я с детства угол рисовал.

    А извивы – типичный стиль модерн, стиль-бунтарь против стандартности изделий массового производства. Давай, мол, - природное, растительное (а фигуры – плоские, как на плакатах или витражах, что в сумме давало подсознательный катарсис: метафизическое иномирие, то есть это – ультраразочарованные авторы).

    Вот такому ультраразочарованному и плохо было в стране оптимистов и героев, почему он и удрал. А вернулся… Потому что давно исписался-изваялся и самоповторялся. И стал творить просто "эстетические изыски” (https://artchive.ru/encyclopedia/20~Art_Nouveau) без страшной глубины, что была вначале у стиля модерн.

    В скульптуре в принципе нельзя сделать плоские фигуры (в пику обстановке), зато возможны фактурные изыски: гипертрофированные жилы, морщины…

    Эрьзя. Последняя ночь осужденного перед казнью. 1909. Цемент.

    Ну и чтоб были извивающиеся линии.

    Эрьзя. Христос распятый. 1910. Цемент.

    Эрьзя. Христос кричащий. 1910. Цемент.

    Можно дать противопоставление гладкого тела негладкому барельефному фону.

    Эрьзя. Монголка. 1914.

    Можно вместо фона – волосы. Другая фактура.

    Ерьзя. К. Маркс. 1922-1923. Мрамор.

    Разочаровался в мраморе – переходим на дерево. С ним можно извивы пустить и на лицо. – Тот же “Моисей”. При соответствующем дереве (альгарробо) иномирие можно выразить самой фактурой дерева**. И, вообще-то, совершенно не важно, кого изображать.

    В конце концов, и мрамор можно. Важно только, чтоб было как можно больше извивов тела.

    Эрьзя. Спящая мать. 1937. Мрамор.

    24.10.2021.

    ** - Но в “Моисее” ж извивы – страшные, тогда как обычно в стиле модерн в них шик.

    Альфонс Муха. Зодиак. 1896.

    - Можно настроить себя так, что и извивы чего-то (это ж такое необычное, что на ассоциацию с телом не тянет) на месте, подразумеваемом как тело, тоже станут восприниматься, как шик.

    Именно на такой шик и рассчитывала Голубкина

    нападавшая на недоэкспрессиониста, но очень горячего Ге за – в последнем итоге – того неумение оторваться всё-таки от идеала благого сверхбудущего, как бы ни было страшно настоящее. Её переживания холодные (не купимся ж мы, что она сочувствует старости). Скорее эстетство тут, чем сопереживание. Подсознательный идеал-то – холоден: метафизическое иномирие.

    Так же и с “Моисеем” Эрьзьи.

    25.10.2021.

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100