TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.03.2021
10:40

Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    Желающий меня поймёт. Я есть никто в мире науки об искусстве. А я набрал с мира по нитке принципов, взаимосвязанных только, наверно, в моём уме. И, исходя из них, . . .

11.03.2021
13:19

Перипетии с Кандинским

    Я начинаю писать о книге из серии “жизнь замечательных людей” Александра Якимовича “Кандинский” (2019). Две вещи этого автора – один из краеугольных камней моего . . .

10.03.2021
14:37

Подойти к Путину как к художественному произведению

    Кто меня уже читывал, знает, что я художественным произведением считаю то, которое содержит странности, что есть след подсознательного идеала автора. Странности в . . .

09.03.2021
11:33

Ещё из серии огрызаний на искусствоведов

    Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой: "Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый . . .

07.03.2021
10:50

Паустовский мне в назидание

    Сволочь я. Эгоист. Замкнулся в башню из слоновой кости. И… Доволен собой: не удаётся учить живых людей – успокоил себя мыслью, что мои писания пригодятся людям . . .

06.03.2021
13:36

Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть

    Я вернулся из-за внушительности слов Канделя, книгу которого я продолжил теперь читать спустя несколько лет после первого подхода к нему. "Начиная с поздних . . .

05.03.2021
19:39

Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»

    Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас . . .

04.03.2021
16:25

Об «Осени в карманах».

    … ай да Пушкин, ай да сукин сын! Пушкин. Молодечество моё в простом факте: осознав, - где-то не в начале книги, - что автор, оказывается, очень уважает абсурд, я . . .

03.03.2021
13:03

С робостью о «Перекатах» Городницкого

    Наткнулся на ностальгическую статейку о “Перекатах” Городницкого, и захотелось вставить свои пять копеек. С анализом текста, если он удастся, и, главное, с . . .

02.03.2021
20:37

Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого

    США только сейчас, на наших глазах, превращаются в тоталитарное государство с господствующей идеологией – глобализмом-либерализмом, как когда-то был СССР – с . . .

01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно… "Мне со школы это стихотворение . . .

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян? У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе . . .

24.02.2021
13:43

Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов

    …привести к согласию среду и человека. Сент’Элиа Признаться? Пока я не пришёл к возможности написать это название и эпиграф, я не стал статью писать. Приходил я . . .

23.02.2021
10:06

Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна

    Так говаривала моя красавица мама (Татьяна Доронина была её копией), вообще-то не пользуясь языком идиш. Я почему-то запомнил эти слова. Как будто кто-то свыше мне . . .

22.02.2021
14:45

Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…

    Потому что я уже в восторге от только что прочтённых слов Пунина о нём. Нет. Надо сперва ввести в курс дела читателя, не знающего ничего из того, что знаю, приступая . . .

22.02.2021
08:15

Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)

    Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом . . .

19.02.2021
11:01

Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»

    Сам бы я до такого не додумался. Я это вычитал:

    "Удивительно, например, было видеть, как скоро происходит отказ от образа жизни и ценностей сталинской эпохи уже в 1955 году. Ставится комедия “Карнавальная ночь”, где недавнее прошлое не просто едко высмеивается, а буквально выбрасывается молодежью из культуры. Как будто эту мощную энергетику, только что бывшую страшной и очень опасной силой, просто выключили” (Александров. Эволюция дизайна. М., 2017. С.44).

    А ну, проверим.

    Игорь Ильинский, комик, приглашён на роль Огурцова, исполняющего обязанности директора Дома культуры. Начальника. Такое у него было раньше – осмеивать начальство? Смотрим. – Вообще-то, было: “Однажды летом”. 1936. Тоже комедия и начальник – председатель автомобильного клуба по имени Телескоп. “Волга-Волга”. 1938. Тоже комедия и тоже начальник – Иван Иванович Бывалов, начальник Управления мелкой кустарной промышленности в г. Мелководске. – Пролетел я?

    Огурцов, конечно, временно исполняющий обязанности. Просто, можно сказать, необходимость припёрла такого доходягу назначить. Но…

    Но вот его первая речь:

    "Товарища Телегина знаете? Передовой человек, верно? Член ЦК профсоюза, депутат горсовета. И на нашем новогоднем вечере в таком виде будет?

    Зачем нашим советским людям скрывать своё лицо?”.

    И он открыл своё лицо, и лучше б не открывал – такая похабная рожа.

    Причём он мог бы поднять маску со стола и на неё показать. Нет. Он же идиот. Он её надел ещё до приглашения секретаршей подчинённых к нему в кабинет. И кто-то аж испугался, войдя. Мы, зрители, ещё не понимаем, почему. Зато теперь нам это издевательство над дураком показывают с выдержкой. – Мы ж все за дураков считаем начальство. Я так точно так думал. Правда, через лет 10 после этого фильма, ибо пока я был студент. Мы целой компанией пошли смотреть комедию, чтобы ржать. И ржали, не понимая подковырки режиссёра.

    Через 8 лет после фильма, я был выдвинут на изрядно большую должность и ужаснулся нравам начальства, с которым вступил в тесное общение. И через месяц подал заявление об увольнении с этой должности. И поклялся больше никогда в начальники не идти. И выдержал этот зарок. Но мне так и не пришло в голову, что воспитал меня так, в частности, Рязанов, тайный враг советской власти и строя лжесоциализма (как до меня дошло совсем уже в наше теперешнее время).

    Взявшись поминутно искать едкость высмеивания, я сразу стал в тупик – надо ж этого Огурцова цитировать сплошь…

    "Товарищи, есть установка весело встретить Новый Год”.

    Централизм докатился? Или что-то такое бывало недавно, что нам, юнцам, видеть не привелось ещё?

    Товарищ Ромашкина всерьёз согласна с предложением Огурцова дать доклад на 40 минут, после выхода докладчика из сказочного терема после 12-го удара часов.

    А тенденциозный я думаю, не замах ли это на осмеивание всех нас, перед боем курантов в Москве по радио (телевизоров тогда в моём окружении не было) исправно слушавших речь генерального секретаря ЦК КПСС. По-моему, исправно мы слушали, если память мне не изменяет.

    Далее.

    "Секретарша Тося (вышедшим из кабинета, чтоб Огурцов мог без свидетелей по телефону с Телегиным говорить): Товарищи, через час лично Серафим Иванович будет знакомиться с номерами концерта”.

    Цензура.

    Через 20 лет жена куратора от КГБ по нашему НИИ рассказала мне, что её муж ходит на рок-концерты и даже вмешивается в репертуар по ходу… Ну, у него работа такая. А этот Огурцов ведь из-за перестраховки. Я представляю (кино я с тех пор не пересматривал и забыл его), как оттянется Рязанов на этом смотре.

    Так и есть. Но я больше к Огурцову не вернусь. С ним всё ясно.

    Не ясно, зачем было делать такими стеснительными влюблённого в Леночку Гришу и бухгалтера, неравнодушного к зав библиотекой… Неужели насмешка над общепринятым официальным пуританством…

    Гурченко (Леночку) Рязанов выбрал за смазливость, что вряд ли красота. Это над чем смех? А песню “Пять минут” – ницшеанская ценность мига, по противоположности являющегося образом такого Абсолюта, столь необходимого для ницшеанства, как Вечность. Миг – ценен, а всё остальное гори огнём.

    Если дать себе волю, то силовые акты по отношению к Огурцову, без которых невозможно веселье, это насмешка над нами всеми, кто надеялся, что власть сама поймёт несовместимость тоталитаризма и настоящего социализма, и изменится.

    А чтоб не застукали, начальник Телегин на балу оказывается очень лояльным к человечности.

    О. Идея. Над чем издевательство доклада о жизни на Марсе?

    Это было время прорыва СССР в постиндустриальную эпоху (освоение ядерной энергии и космоса). И вся страна отдавала предпочтение физикам перед лириками. Лично я к тому времени уже покупал солидные научно-популярные книги. Но у меня хранилась куча брошюрок серии “Научно-популярная библиотека солдата и матроса”. Это она меня заставила мечтать стать астрофизиком. Так вот над повсеместным порывом к знанию насмешкой Рязанова и является эпизод с докладом приглашённого Огурцовым типа из общества по распространению. Дальше именование не идёт.

    К чему ещё придраться? – К всерьёз поданному народу на бале, как бездонному кладезю талантов. Каждый что-то да умеет, что можно показать на сцене на высоком исполнительском уровне. Например, у библиотекарши, вроде, оперный голос. Из-за серьёзности подачи получается насмешка по сути. Тогда как через четверть века рухнувший Советский Союз продемонстрировал, что не может уровень управления быть ниже уровня культуры управляемых. Наступившй капитализм резко понизил уровень культуры масс, озабоченных тем как просто выжить. То есть, если по-хорошему, то и нечего было Рязанову в 56-м смеяться, по сути, над культурной отсталостью масс, показом невероятной высоты его культуры.

    Ну как? Сумел придраться? – Я б не придирался, если б и без Александрова (см. тут, тут и тут) давно уже не доказал бы сам себе, с удивлением от неожиданности, что Рязанов бесконечно разочарованный автор, вплоть до ницшеанской степени его подсознательного идеала, до желания убежать из Этого скучного-прескучного, безнадёжного мира хоть бы и в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. А такой идеал, раз проникнув в душу, в ней остаётся навсегда.

    31 декабря 2020 г.

18.02.2021
14:01

Декаденты есть и сейчас

    Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу. Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство я вывел (см. тут) из . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100