TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.03.2021
13:19

Перипетии с Кандинским

    Я начинаю писать о книге из серии “жизнь замечательных людей” Александра Якимовича “Кандинский” (2019). Две вещи этого автора – один из краеугольных камней моего . . .

10.03.2021
14:37

Подойти к Путину как к художественному произведению

    Кто меня уже читывал, знает, что я художественным произведением считаю то, которое содержит странности, что есть след подсознательного идеала автора. Странности в . . .

09.03.2021
11:33

Ещё из серии огрызаний на искусствоведов

    Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой: "Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый . . .

07.03.2021
10:50

Паустовский мне в назидание

    Сволочь я. Эгоист. Замкнулся в башню из слоновой кости. И… Доволен собой: не удаётся учить живых людей – успокоил себя мыслью, что мои писания пригодятся людям . . .

06.03.2021
13:36

Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть

    Я вернулся из-за внушительности слов Канделя, книгу которого я продолжил теперь читать спустя несколько лет после первого подхода к нему. "Начиная с поздних . . .

05.03.2021
19:39

Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»

    Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас . . .

04.03.2021
16:25

Об «Осени в карманах».

    … ай да Пушкин, ай да сукин сын! Пушкин. Молодечество моё в простом факте: осознав, - где-то не в начале книги, - что автор, оказывается, очень уважает абсурд, я . . .

03.03.2021
13:03

С робостью о «Перекатах» Городницкого

    Наткнулся на ностальгическую статейку о “Перекатах” Городницкого, и захотелось вставить свои пять копеек. С анализом текста, если он удастся, и, главное, с . . .

02.03.2021
20:37

Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого

    США только сейчас, на наших глазах, превращаются в тоталитарное государство с господствующей идеологией – глобализмом-либерализмом, как когда-то был СССР – с . . .

01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно… "Мне со школы это стихотворение . . .

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян? У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе . . .

24.02.2021
13:43

Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов

    …привести к согласию среду и человека. Сент’Элиа Признаться? Пока я не пришёл к возможности написать это название и эпиграф, я не стал статью писать. Приходил я . . .

23.02.2021
10:06

Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна

    Так говаривала моя красавица мама (Татьяна Доронина была её копией), вообще-то не пользуясь языком идиш. Я почему-то запомнил эти слова. Как будто кто-то свыше мне . . .

22.02.2021
14:45

Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…

    Потому что я уже в восторге от только что прочтённых слов Пунина о нём. Нет. Надо сперва ввести в курс дела читателя, не знающего ничего из того, что знаю, приступая . . .

22.02.2021
08:15

Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)

    Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом . . .

19.02.2021
11:01

Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»

    Сам бы я до такого не додумался. Я это вычитал: "Удивительно, например, было видеть, как скоро происходит отказ от образа жизни и ценностей сталинской эпохи уже в . . .

18.02.2021
14:01

Декаденты есть и сейчас

    Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу.

    Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство я вывел (см. тут) из разбора брюсовского “Декадента” (1894). Там эстетизация Зла “в лоб” преодолевает любовь. Самоцитата: “…как же это хорошо, что царствует в Этом мире Зло. Переживание, прямо противоположное ницшевскому: как плохо, что царит на Этом свете Зло”. – Позитив, мол. Но там же я и сбивался на “так сладко-нейтрально это [Зло] описано!..”. И там у меня колебания.

    Вот и с Пикаловой у меня колебания, надо ещё раз проверить.

    Смотрим (или даже слушаем) Пикалову. – Её слова – жирным шрифтом, интонация чтеца – косым жирным в скобках и около текста.

    Закат

    (голосом, близким к шепоту)

     

    Закат разлился за окном

    (задумчиво)

    Волной багряных сновидений.

    (понемногу увлекаясь)

    Огни реклам тонули в нём,

    (ускорено)

    Как обескровленные тени.

    (но тут же споткнувшись)

    (И вдруг торжественно)

    И валом в мареве дрожа,

    Ум-чала колесница Феба.

    (с тоном окончательности)

    А город –

    (возврат к задумчивости)

    город всё бежал.

    (трагическим шепотом)

    А город не смотрел на небо.

    (всё более замедленно)

    В звуке – это волна. Нахлынула и схлынула. – Очень изящно.

    А что со смыслами?

    Мещанство и потребительская ценность цивилизации неколебимы перед преходящей поэтической ценностью. Низменное абсолютно.

    Вопрос: это приемлется или нет лирическим героем стихотворения?

    По замыслу чтеца – нет. Но есть подозрение, что себя накрутил. И потом его интересует проявить богатство интонаций. Одну он явно запустил неверную: чего было поэзии жалеть с точки зрения поэта о поражении прозы-рекламных-огней. Или это – отзывчивость богатой натуры? И всё равно. Какая-то победа чувствуется в свершении акта реализованного вдохновения. И ведь чтец соотнёс это стихотворение с первой багателью op.119 Бетховена. О ней написано про редактора её Ханса фон Бюлова:

    "В первой багатели редактор смело добавляет к имеющимся в бетховенском тексте немногочисленным динамическим указаниям целый ряд своих: p, mf f, fp, cresc., dim., а также “вилочки”, обосновывая свою позицию так: “Так как в оригинале почти нет обозначений нюансов, а композитор наверняка не предполагал бестеневого, неяркого исполнения, то редактор позволил себе в соответствии со своими собственными представлениями сделать необходимые добавления” (https://cyberleninka.ru/article/n/l-van-bethoven-bagateli-or-119-pedagogicheskiy-kommentariy).

    То есть добавил яркости.

    На самих нотах к разным местам багатели есть такие : "играть просто, не слишком быстро”, “Выразительно, с теплотой”, “осторожно, неприхотливо” (https://libnotes.org/images/2/22/11_%D0%B1%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_op.119.pdf).

    Есть такое соображение о первой багатели:

    "Первая Багатель, помеченная как Аллегретто, представляет собой очаровательный менуэт, возможно, восходящий к началу девятнадцатого века” (https://beethoven.ru/node/752).

    То есть первый период творчества. Он тогда ещё классицист. Грубо говоря, моим, без музыкального образования, языком, он в первой багатели выражает, что всё в порядке "…в ритме и характере менуэта. Подчеркивая лирическую природу обеих тем, пианист, тем не менее, противопоставляет их друг другу, даже несколько утрируя, особенно в репризе, состояние тревожного ожидания в первой из них, по контрасту с темой среднего, Es-dur'ного раздела, звучащей мягко, певуче, в полном соответствии с авторской ремаркой con anima [с душой]" (https://cyberleninka.ru/article/n/l-van-bethoven-bagateli-or-119-pedagogicheskiy-kommentariy).

    Та самая прелесть выражения волны интонацией чтеца стихотворения “Закат”.

    Но что, если чтец натянул своё благорасположение к волне, изображённой им интонациями?

    Он ведь и звукопись натянул на стихи Пикаловой (временная метка 2:44). А есть ли она вот в этом стихотворении? – Если и есть, то только три “з” в первой строчке и три “в” в пятой.. Не знаю… Если натянуть, то что: гр – кр – др – тр? "багряных”, “реклам”, “обескровленные”, “дрожа”, “город", “смотрел”. Они ж смысла ни расширяют, ни подчёркивают, как “з” заката и “в” марева.

    Мне картина в музыке представилась не такая благая.

    Солнце шло-шло по небу среди безразличной к нему природы. У горизонта оно заволновалось, не хотя уходить с неба. Но – бесполезно, не за что уцепиться. И оно скатилось. А природе по-прежнему всё – равно. – Трагедия.

    Но есть ли трагедия вне музыки?

    Троекратное "город” выражает постоянство.

    В период поздней античности Феб олицетворял солнце. А само упоминание античного означает…

    "В античных взглядах содержатся суждения о том, что любое явление — от отдельного человека до государства — развивается в соответствии с “порядком природы”, причем в процессе развития проходит одни и те же этапы: зарождения, зрелости, упадка, что отражает основную идею теории циклов” (http://econtool.com/antichnaya-tsiklicheskaya-doktrina-i-kontseptsiya-prirodnyih-yavleniy.html).

    И что такое цикличность? "город всё бежал” – Постоянство. – Какова и тема стихотворения “Закат”. – В смысле: всё нормально. Плохо, но нормально. – Приятие Зла. То, что и есть декадентство.

    Соответствует приятию Зла и отсутствие каких-либо стиховых новаций.

    Ещё можно посмотреть, не негативна ли аура слов о Зле-цивилизации. – “Огни реклам тонули". Это сочувственно к терпящему бедствие Злу. “Как обескровленные тени" – собственно, то же. “…город всё бежал" – нейтрально то, что описывает Зло. “…город не смотрел" – то же.

    Приятие! Что поделать? Так мир устроен – со Злом.

    Проверка подтвердила первоначальный вывод, и я могу успокоиться.

    31 января 2021 г.

    Djkj;by

17.02.2021
10:49

Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…

    Важно, прав он или нет. О чём речь? Вот о чём: ""…но евреям отдали все премии..." И тут пришёл Захар Прилепин: В жюри премии БК примерно 50 евреев. Это все, что надо . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100