Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.03.2021 |
|
||
10.03.2021 |
Подойти к Путину как к художественному произведению
|
||
09.03.2021 |
Ещё из серии огрызаний на искусствоведов
|
||
07.03.2021 |
|
||
06.03.2021 |
Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть
|
||
05.03.2021 |
Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»
|
||
04.03.2021 |
|
||
03.03.2021 |
С робостью о «Перекатах» Городницкого
|
||
02.03.2021 |
Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого
|
||
01.03.2021 |
Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор
|
||
28.02.2021 |
Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»
|
||
27.02.2021 |
Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама
|
||
26.02.2021 |
А как повёл себя художник Зардарян?
|
||
24.02.2021 |
Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов
|
||
23.02.2021 |
Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна
|
||
22.02.2021 |
Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…
|
||
22.02.2021 |
Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)
|
||
19.02.2021 |
Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»
|
||
18.02.2021 |
Декаденты есть и сейчас Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу. Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство я вывел (см. тут) из разбора брюсовского “Декадента” (1894). Там эстетизация Зла “в лоб” преодолевает любовь. Самоцитата: “…как же это хорошо, что царствует в Этом мире Зло. Переживание, прямо противоположное ницшевскому: как плохо, что царит на Этом свете Зло”. – Позитив, мол. Но там же я и сбивался на “так сладко-нейтрально это [Зло] описано!..”. И там у меня колебания. Вот и с Пикаловой у меня колебания, надо ещё раз проверить. Смотрим (или даже слушаем) Пикалову. – Её слова – жирным шрифтом, интонация чтеца – косым жирным в скобках и около текста. Закат (голосом, близким к шепоту)
В звуке – это волна. Нахлынула и схлынула. – Очень изящно. А что со смыслами? Мещанство и потребительская ценность цивилизации неколебимы перед преходящей поэтической ценностью. Низменное абсолютно. Вопрос: это приемлется или нет лирическим героем стихотворения? По замыслу чтеца – нет. Но есть подозрение, что себя накрутил. И потом его интересует проявить богатство интонаций. Одну он явно запустил неверную: чего было поэзии жалеть с точки зрения поэта о поражении прозы-рекламных-огней. Или это – отзывчивость богатой натуры? И всё равно. Какая-то победа чувствуется в свершении акта реализованного вдохновения. И ведь чтец соотнёс это стихотворение с первой багателью op.119 Бетховена. О ней написано про редактора её Ханса фон Бюлова: "В первой багатели редактор смело добавляет к имеющимся в бетховенском тексте немногочисленным динамическим указаниям целый ряд своих: p, mf f, fp, cresc., dim., а также “вилочки”, обосновывая свою позицию так: “Так как в оригинале почти нет обозначений нюансов, а композитор наверняка не предполагал бестеневого, неяркого исполнения, то редактор позволил себе в соответствии со своими собственными представлениями сделать необходимые добавления” (https://cyberleninka.ru/article/n/l-van-bethoven-bagateli-or-119-pedagogicheskiy-kommentariy). То есть добавил яркости. На самих нотах к разным местам багатели есть такие : "играть просто, не слишком быстро”, “Выразительно, с теплотой”, “осторожно, неприхотливо” (https://libnotes.org/images/2/22/11_%D0%B1%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_op.119.pdf). Есть такое соображение о первой багатели: "Первая Багатель, помеченная как Аллегретто, представляет собой очаровательный менуэт, возможно, восходящий к началу девятнадцатого века” (https://beethoven.ru/node/752). То есть первый период творчества. Он тогда ещё классицист. Грубо говоря, моим, без музыкального образования, языком, он в первой багатели выражает, что всё в порядке "…в ритме и характере менуэта. Подчеркивая лирическую природу обеих тем, пианист, тем не менее, противопоставляет их друг другу, даже несколько утрируя, особенно в репризе, состояние тревожного ожидания в первой из них, по контрасту с темой среднего, Es-dur'ного раздела, звучащей мягко, певуче, в полном соответствии с авторской ремаркой con anima [с душой]" (https://cyberleninka.ru/article/n/l-van-bethoven-bagateli-or-119-pedagogicheskiy-kommentariy). Та самая прелесть выражения волны интонацией чтеца стихотворения “Закат”. Но что, если чтец натянул своё благорасположение к волне, изображённой им интонациями? Он ведь и звукопись натянул на стихи Пикаловой (временная метка 2:44). А есть ли она вот в этом стихотворении? – Если и есть, то только три “з” в первой строчке и три “в” в пятой.. Не знаю… Если натянуть, то что: гр – кр – др – тр? "багряных”, “реклам”, “обескровленные”, “дрожа”, “город", “смотрел”. Они ж смысла ни расширяют, ни подчёркивают, как “з” заката и “в” марева. Мне картина в музыке представилась не такая благая. Солнце шло-шло по небу среди безразличной к нему природы. У горизонта оно заволновалось, не хотя уходить с неба. Но – бесполезно, не за что уцепиться. И оно скатилось. А природе по-прежнему всё – равно. – Трагедия. Но есть ли трагедия вне музыки? Троекратное "город” выражает постоянство. В период поздней античности Феб олицетворял солнце. А само упоминание античного означает… "В античных взглядах содержатся суждения о том, что любое явление — от отдельного человека до государства — развивается в соответствии с “порядком природы”, причем в процессе развития проходит одни и те же этапы: зарождения, зрелости, упадка, что отражает основную идею теории циклов” (http://econtool.com/antichnaya-tsiklicheskaya-doktrina-i-kontseptsiya-prirodnyih-yavleniy.html). И что такое цикличность? "город всё бежал” – Постоянство. – Какова и тема стихотворения “Закат”. – В смысле: всё нормально. Плохо, но нормально. – Приятие Зла. То, что и есть декадентство. Соответствует приятию Зла и отсутствие каких-либо стиховых новаций. Ещё можно посмотреть, не негативна ли аура слов о Зле-цивилизации. – “Огни реклам тонули". Это сочувственно к терпящему бедствие Злу. “Как обескровленные тени" – собственно, то же. “…город всё бежал" – нейтрально то, что описывает Зло. “…город не смотрел" – то же. Приятие! Что поделать? Так мир устроен – со Злом. Проверка подтвердила первоначальный вывод, и я могу успокоиться. 31 января 2021 г. Djkj;by
|
||
17.02.2021 |
Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"