TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно… "Мне со школы это стихотворение . . .

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян? У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе . . .

24.02.2021
13:43

Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов

    …привести к согласию среду и человека. Сент’Элиа Признаться? Пока я не пришёл к возможности написать это название и эпиграф, я не стал статью писать. Приходил я . . .

23.02.2021
10:06

Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна

    Так говаривала моя красавица мама (Татьяна Доронина была её копией), вообще-то не пользуясь языком идиш. Я почему-то запомнил эти слова. Как будто кто-то свыше мне . . .

22.02.2021
14:45

Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…

    Потому что я уже в восторге от только что прочтённых слов Пунина о нём. Нет. Надо сперва ввести в курс дела читателя, не знающего ничего из того, что знаю, приступая . . .

22.02.2021
08:15

Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)

    Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом . . .

19.02.2021
11:01

Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»

    Сам бы я до такого не додумался. Я это вычитал: "Удивительно, например, было видеть, как скоро происходит отказ от образа жизни и ценностей сталинской эпохи уже в . . .

18.02.2021
14:01

Декаденты есть и сейчас

    Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу. Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство я вывел (см. тут) из . . .

17.02.2021
10:49

Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…

    Важно, прав он или нет. О чём речь? Вот о чём: ""…но евреям отдали все премии..." И тут пришёл Захар Прилепин: В жюри премии БК примерно 50 евреев. Это все, что надо . . .

15.02.2021
23:54

Отобью ли я эту атаку на Высоцкого?

    Восприятие песен Высоцкого как антисоветских справа – явление обычное. Чтоб заметить, что они были, наоборот, антисоветские слева, надо иметь вкус. То есть уметь . . .

13.02.2021
20:08

И вкусы, и запросы мои странны

    Так пел Высоцкий. И не только от имени персонажа. Но и от своего имени. При этом всего лишь чуя (а не зная сознанием), в чём его главное отличие от современников. А я, в . . .

12.02.2021
13:18

Жаль Карена Шахназарова

    Жаль за фильм “Исчезнувшая империя” (2008). Потому что иллюстративный фильм, а не художественный. Художественный – это когда рождён он подсознательным идеалом. А . . .

08.02.2021
11:38

Неужели искажения у авангардистов – от радости, а не от чего-то негативного…

    Я был так благополучен последние пару месяцев… Логика подтвердила то, что я переживал всегда – неприязнь к искажениям натуры живописцами, - к искажениям, так . . .

06.02.2021
13:04

Почему Велимир Хлебников так выкаблучивался

    В самое последнее время мне повезло объяснить самому себе общие и конкретные причины резкого деформирования натуры и вообще общепринятого футуристами. Причины . . .

03.02.2021
21:30

Как я подловил Сологуба

    Был такой Иванов-Разумник, так интересен он тем, что, что я у него ни прочту, то обязательно оказывается верным с точностью до наоборот. Последнее неверное (1910 года, . . .

02.02.2021
21:14

Можно ли что-то ответить на упрёки Боровиковскому?

    Упрёки такие: 1) "художник… над индивидуальностью образов особенно и не заморачивался - достаточно было просто примерного сходства с моделью… У всех одинаково сонное выражение лица… художник не демонстрирует творческого подхода и практически не показывает личность модели. Он следует штампу…” (тут).

    2) Не сравнить с его современником, Томасом Лоренсом.

    Я был уязвлён, потому что увидел в “Портрете Лопухиной” (см. тут) исключительность: “тень страданья и печали”.

    Тень не соответствовала действительности, принуждения к свадьбе не было: "молодые, по-видимому, были этому не против” (https://proza.ru/2018/02/27/833). А портрет написан для подарка сразу после свадьбы. Только через 6 лет Лопухина заболела чахоткой и скоропостижно умерла. А что она будет бездетна, тоже Боровиковскому было не известно. Но. То было время сентиментализма в России и надо было что-то минорное портрету придать. Однако, что если здесь придано больше, чем в других портретах? Что если тут прорезалось изображение индивидуальности? Что если в облике Лопухиной что-то предвещало беду? Мог ли именно тут художник прыгнуть выше себя, изобретшего для своих портретов молодых женщин минимум потребного для сентиментализма минора: "…сценарий общения моделей со зрителем: их взгляд наделен слегка выжидательной вопросительностью, где смешаны грусть с оттенком затаенной насмешки, как бы относящейся к нашей недогадливости о том, что нам надобно перестать “глазеть”, что они мечтают остаться в уединении” (Аленов. История русского искусства. Книга Вторая. М., 2000. С. 110)? Что если именно с Лопухиной насчёт индивидуальности (что стало признаком следующего стиля – романтизма) Боровиковский как раз и заморочился?

    Посмотрим (откровенно улыбающихся брать не буду).

    Хватит?

    По-моему, тени страданья и печали нет ни у одной. То есть Лопухина – исключение. И в этом – шаг Боровиковского навстречу романтизму. И отход от "от привычного [в России того времени] отношения к портрету как роду пускай и высокого, но все-таки ремесла” (Алленов. Там же. С. 101).

    Такой шаг можно счесть произведённым под влиянием появившегося у художника подсознательного идеала (красоты внутреннего мира при ужасности мира внешнего). Может, это объясняет и такой простой факт, что Лопухина оказывается и просто красивее абсолютно всех портретируемых женщин.

    Нет, я признаю, что тогда – в рамках ремесла – свирепствовала сентименталистская постановочность в портрете. Почему и какая-то одинаковость во всех портретах. Но можно же признать и исключительность портрета Лопухиной.

    Даже творческий подход у Боровиковского есть в его "надобно перестать “глазеть”” на фоне упрёков сентиментализму в утрировании чувств жалости

    А сравнивать сентименталистское ремесло Боровиковского с продукцией уже романтика Томаса Лоренса просто некорректно. Психологизм – открытие романтизма. Боровиковский и так к нему приблизился в Лопухиной, предвидя её горькую участь.

    21 декабря 2020 г.

31.01.2021
22:58

Жалко нас

    Когда-то, давным-давно, в эпоху застоя, так называемого, помнится, прочёл я в газете (а что я выписывал? “Известия” и “Литературную газету”) шутливые слова . . .

29.01.2021
14:02

Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского

    Во-первых, почему я выставил личное местоимение вперёд? – Потому что искусство существует только в душах автора и восприемников. В книге, если это роман, акта . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100