Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.12.2018 |
|
||
19.12.2018 |
|
||
17.12.2018 |
О бедном поэте замолвите слово
|
||
15.12.2018 |
|
||
14.12.2018 |
Незамеченный церковью бунт Караваджо
|
||
12.12.2018 |
Сал-ах, какой хороший художник!
|
||
09.12.2018 |
|
||
06.12.2018 |
|
||
01.12.2018 |
|
||
30.11.2018 |
|
||
29.11.2018 |
|
||
22.11.2018 |
|
||
14.11.2018 |
Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.
|
||
12.11.2018 |
|
||
11.11.2018 |
|
||
08.11.2018 |
|
||
07.11.2018 |
|
||
06.11.2018 |
Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.
|
||
01.11.2018 |
|
||
28.10.2018 |
В связи с юбилеем Марка Захарова. Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его фильмы меня по какой-то причине не взволновали, ни один, - это, чтоб было понятно, почему я так политизировано к нему отношусь. Впрочем, есть подозрение, что фильмы его мне показались сделанными не от тайного и непонятного зова души, а вполне осознано – скрытые такие сатиры на СССР. А сатира для моего вкуса – это наиболее нехудожественный род искусства. После лирики, драмы и эпоса. В чём у меня есть даже теоретическая поддержка – в виде статьи “Сатира” в “Словаре литературоведческих терминов” 1974 года издания.) И вот – юбилей. И показывают и показывают по центральному ТВ бешеный танец из “Формулы любви” (1984). И мне подумалось…Поскольку в стране налицо длящаяся реакция на катастройку и дерьмократию, можно бездоказательно приписать Захарову мнение о русской истории такое же, на какое набросился Михалков и выраженное в знаменитом ролике из Ельцин-центра. Уничижительное. Лично я от Захарова слышал только очень затушёванное мнение о россиянах вообще в сравнении с украинцами: россияне, мол, угрюмые. Или что-то такое. Негативное. А российская история – это ж свидетельство о том, как – как сейчас говорят – Россия всегда живёт вопреки. И – героически. – Такая, мол, судьба. Удивлять народы и государства, как написал Гоголь. – Позитивное. Вот, подумалось, в этом танце балетной группы Куломзина – образ насмешки над такой судьбой России. Любовной, но насмешки (и в том – художественность: потому что не осознаётся, наверно, – это чувствуется и потому всем нравится ПОЧЕМУ-ТО). (Гоголь своего Хлестакова тоже любил.) Для того же Захаровым выбрано и время действия – век наибольшей славы России, XVIII. Екатерининский. (Победу над Наполеоном вполне можно относить к тому же веку, как непосредственное его продолжение.) В отклонении судьбы страны – по мнению её либеральных критиков – от нормы (движения к капитализму к наибольшей выгоде) пару России долгое время составляла Италия. (Потому так подолгу там жил тот же Гоголь.) И для насмешки над Италией вполне годился горе-прогрессист Калиостро. И потому такая одежда балетной группы: "Танцоры выступают в красно-чёрных “карнавально-итальянских” (мужская часть) и русских народных (женская часть) костюмах” (http://www.cultin.ru/films-formula-lyubvi-p3). Крестьяне ж, в качестве солдат, были главным инструментом стремительного расширения территории Российской империи при Екатерине. А либералы ж считают колоссальное расширение территории отрицательным фактом, ведущим к социальной отсталости: "…использовать новые для данного субъекта, общества территории теми же способами, методами, что и старые, ранее сложившиеся” (http://www.strana-oz.ru/2002/6/rossiyskoe-prostranstvo-kak-predmet-osmysleniya). Правда, Италия отставала на пути в капитализм как раз наоборот – из-за своей раздробленности (нужен же национальный рынок). Но. Что особо задумываться? Отстали обе – так смеяться над обеими. Тужатся, мол, а не туда. Бешеный бег-танец, а какой-то дёрганный. Ещё и в направлении справа налево, образе затруднённого движения для всех народов с письменностью, наоборот, слева направо. А этот темп скороговорки, сопровождающий суетливую (насмешническую) музыку… Казалось бы, слова песни "Тема Калиостро" (Юлия Кима, всегда – см. http://art-otkrytie.narod.ru/kim2.htm – бывшего правым диссидентом), - слова против капиталистической ни перед чем не останавливающейся наживы.
Но. Поспешать надо умеючи. Да здравствует рационализм! А он – против авантюризма. Против жизни вопреки. Вот и мельтешение такое в песне – насмешка. – Как и с танцем. Захарову, знающему, каков Юлий Ким, достаточно было просто пригласить к себе в фильм этого автора, и всё, что Захарову нужно было от музыки, получалось уже само собой. А вот как с этими дикими танцами? Написано в титрах: “Хореография Светланы Воскресенской”. Я посмотрел её “Новогодний детектив” (1989). Риск – благородное дело…
Я был (да и есть) идеалистичный субъект. Еле дождался, когда мне стукнет 14 лет, чтоб написать заявление в комсомол. Раньше было нельзя. В нашем классе в райкоме застукали незадолго перед тем одну, написавшую заявление до 14 лет. Завернули. Так что я решил не рисковать. И был просто счастлив, когда меня приняли. А через год умер Сталин. И, зная, как массово вступили в партию люди, когда умер Ленин, повалили в комсомол те, кто ещё в него не вступил. И двоечники. Один из них, ко мне до того никак не относившийся, меня как-то, видно, выделил, и попросил меня дать ему рекомендацию. Рассчитывал, что с ТАКОЙ рекомендацией ему простят, что он двоечник. (Я уж и не помню, чем я заслужил такую репутацию. Наверно, я кому-то за год пребывания в комсомоле успел отказать в рекомендации как недостойному комсомола.) И я помню (даже место, где это было – в спортзале, возле брусьев {а я был последний человек по физкультуре}), - помню, что с большой серьёзностью отнёсся к его порыву и надежде на меня. И взял в обмен с него слово, что двоечником он быть перестанет. Он поклялся. Я рекомендацию дал. И он был принят. Но вообще жизнь его пошла под откос. Он после десятилетки поступил в школу милиции. Милиция его морально сломила. Он бросил работу, жену, дочь, запил, затаскался. Нас, одноклассников, мало осталось в городе, и я с ним виделся. Он меня по-прежнему уважал. Но однажды – с горечи? – поиздевался. По-особому. Он здорово играл на рояле. (Он был генеральский сын, и именно рояль стоял у них в квартире.) И раз, когда я был у него, спросил меня, какая опера мне больше всего нравится. “Травиата”, - ответил я. Он стал играть арии из неё. Я млел. А он вдруг сделал попурри из по-разному играемых этих арий: то маршеобразно играл, то вальсообрзно, то как похоронный марш. Он знал, что я чуток на музыку. Я, не выдерживая такого издевательства над Верди, в голос выл и взмолился перестать. Он ещё надо мной поиздевался немного и перестал.
Вот нечто подобное сделала Светлана Воскресенская в “Новогоднем детективе” по отношению к Чайковскому. К его “Шестой симфонии”, в частности, которую я сам себе годами запрещал слушать, чтоб… не оскорблять композитора и самого себя. Ибо, когда я иногда, будучи обязательно один, её слушал – я рыдал, просто рыдал. И боялся, что, если я стану часто её слушать, она перестанет так сильно на меня действовать… И я оскорблю Чайковского. (Ну вот такой я идеалист.) А у Воскресенской под патетическое звучание балетом идёт комедия: капризные дети бросились на пол и колотят кулаками по полу… Хоть вой. И вся музыка синкопирована – под популярную. И насмешливость-то Визбора даёт минус на минус – плюс – от того, что поёт забулдыга в подпитии: “И перекрыли Енисей, / А также в области балету / Мы впереди, говорю, планеты всей”… В общем, и Светлана Воскресенская, получается, подстать Киму и Захарову по антисоветскости. Под музыку симфонии Чайковского о смерти танцоры пьют из бутылки с надписью “Яд” и… музыка изменяется, и они весело пляшут.
Гений Захарова сделал из фильма комедию. И я, кажется, смеялся. Но восторгался ли? Не помню, чтоб. И я смею думать, что это не реализм: "чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым” (К. Маркс). Ибо реализм я понимаю, как открытие художником в социуме того, что ещё никому другому не открылось. И, да, в 1984, мне, провинциалу, не виден был крах лжесоциализма, хоть я говорил своим филонящим подчинённым конструкторшам, которых нельзя было ни уволить, ни даже приструнить, что нас выгонят из рая, как Адама с Евой. Но само обилие творцов-единомышленников в этом фильме “Формула любви” говорит мне теперь, что этот скорый крах уже был секретом полишинеля. То есть это была скрытая сатира. “Хотелось пошалить”, - как идёт теперь рефреном вокруг юбилея Марка Захарова. Всё от ума там было, а не от подсознательного идеала. И… я не могу назвать это художественностью. Оно имеет ценность всего-навсего эстетическую. 15 октября 2018 г.
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"