TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.11.2018
18:47

Три загвоздки.

    Речь пойдёт о трёх проблемах в искусство- и литературоведении и о том, как на них реагируют разные исследователи. Одна – проблема подсознательности идеала, . . .

14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек. По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А . . .

01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно. Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 . . .

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

22.10.2018
10:31

Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?

    В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков . . .

20.10.2018
13:17

Снова и снова

    Каждый про себя знает, что, если что забыл и хочешь вспомнить, надо думать о чём-то около, и – вспомнится забытое. Представляется, что что-то подобное происходит с . . .

19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

    Ко дню рождения С. Г. Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная . . .

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который . . .

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал… Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл: "Возникновение подобной живописи . . .

04.10.2018
21:11

Не спится.

    Быстро заснул, вскоре проснулся и не спится. К окну. Луна в небе. Небо всё в сиянии от неё – влажность большая. – Ох уж этот рационализм… Прочёл на днях соображение . . .

03.10.2018
15:50

Имею ли я право?

    Имею ли я право писать, если у меня нет развёрнутого толкования музыкального произведения (плюс у меня нет музыкального образования)?

    Мне, видите ли, хочется закрепить те четверти-мыслей, какие мелькают.

    О “Втором концерте для фортепиано с оркестром” (1900) Рахманинова.

    Одна из крошечных мыслей такая.

    Почему этот концерт наиболее любим, как я вычитал?

    Я думаю, оттого что у него простая фабула. “Речь” в нём о том, как болезнь угрожает человеку, но есть признаки и надежда, что она не одолеет его, и так в итоге и оказывается, он полностью выздоравливает.

    Читая (и ничего не понимая) анализ концерта, я, тем не менее, нахожу какое-то сходство со своей “простотой фабулы” в словах: "с широтой, необычной… отнюдь не связаны с многотемностью, с резкими противопоставлениями, это — иного рода широта… чрезвычайно длительного развития неизменных в своей основе певучих интонаций и умению долго сохранять единство настроения… сам тип эмоции — чрезвычайно замедленной в своем развитии… С общей широтой связана и широта вступления… Отзвучали протяжные аккорды, и медленно закружилась… необыкновенная, как бы “журчащая” плавность… медленным нисходящим секвенцированием, нередко — при “парящем” движении… присуще заключениям успокаивающего характера… мир тишины, покоя, сдержанной нежности… внешние проявления чрезвычайно скромны… торжественной “тишины”… глубокого покоя и внутреннего равновесия… скрытая жизнь…” (http://www.lafamire.ru/index.php?catid=21&id=977&Itemid=70&option=com_content&view=article). Не то, что Бетховен, каждые несколько секунд ставящий в тупик: что опять случилось?

    Лично в моей жизни концерт сыграл выдающуюся роль. У меня трудно шло ухаживание за моей будущей женой. И трудность была не только в том, что мы жили друг от друга в полутора тысячах километров. А ещё в том, что я был не герой (в полном смысле этого слова, например, с Её точки зрения у меня был тот недостаток, что я ни разу не ходил в опасный для жизни туристический поход, не знал, что такое рисковать своей жизнью ради спасения жизни другого, и, хуже всего, я не вёлся на её настойчивые просьбы пойти с нею в такой поход). Плюс в ней ещё жила любовь, первая любовь, к таки герою описанного ранга, с которым она то ли неосторожно поступила, то ли что – и он её бросил. А я всё никак не мог заместить. А время шло. Я нервничал. И мы что-то поругались в письмах. И мне стало совсем плохо. И… я нашёл, как поправить дело. – У меня была пластинка с этим вот концертом, и я попросил сослуживца, ехавшего в Одессу (Она жила там), чтоб он с Нею созвонился и передал от меня эту пластинку без никаких слов (и без сопроводиловки от меня никакой). – Результат был позитивный, я почувствовал. – Как и в фабуле этого концерта.

    Особенно меня волновали первые звуки этого концерта (первые полторы минуты тут). Они выражали для меня огромное сомнение в себе и – слов нет – какое-то глубокое оскорбление самим собою самого себя за такое огромное сомнение.

    Она тоже мне пеняла за то, что я неуверенный в себе человек. И походы с опасностью для жизни предлагала для воспитания уверенности (на самом деле она так надеялась окончательно в меня влюбиться, чего я не знал тогда). А я знал, что я трус. И высоты боюсь, и вообще физической опасности. Хоть и бывало, что я преодолевал себя и кое-что вытворял, опасное для жизни, если б рассудил в тот момент, а не нарывался на вдруг проверку самого себя без свидетелей.

    Где-то на 5-й минуте звучания – если необходимо искать аналогии переживаний – я слышу что-то похожее на то, что я чувствовал, - когда пошёл-таки в поход с нею во главе, - после преодоления двух опасных мест. Сами опасные места я преодолевал в каком-то трасе. То был не совсем я. И я этому похожести в концерте не слышу.

    Может, кто знает гору, выступающую в море возле Нового Света в Крыму. Наклон её склона к морю градусов 70, по-моему, там, где её обвивала наша тропа (не царская). Ширина тропы уже ширины плеч. И рюкзак, выступающий за ширину плеч, цеплялся б своей правой частью за скалу, если б идти по тропе не полуобернувшись к этой скале. Двое из группы отказались идти. Им было назначено место встречи. Остальные пошли. Было велено не смотреть вниз, в море, которое лежало метрах в 20-30-ти внизу. Несмотрению помогал полуоборот к скале справа. Но это было ещё ничего по сравнению с тем, что ждало нас за скалой. В одном месте тропа была обрушена на метр или сколько там. Море тут было совсем близко, метрах в трёх. Вроде, не страшно. Но пока до него долетишь, обдерёшься об острые скалы в усмерть. Да и неизвестно, какая там в море глубина. Благо в группе были два альпиниста: Она и ещё один. Они стали перед и после обвала тропы. И командовали, пальцами какой руки за какой выступ хвататься очередному штурмующему и то же с носком левой и правой ноги. Команды – чтоб не пришлось самому нащупывать, где подходящий выступ (отсутствовавшая тропа тут была с поворотом).

    После этого я остальной день ходил как бы не непосредственно по земле, а в нескольких сантиметрах над нею. Мне объяснили, что это адреналин в крови.

    Вот что-то похожее и звучит тихо, но бурно на 5-й минуте.

    Конец финала концерта похож на то вдруг свалившееся на меня счастье, когда я спросил Её… А моя мама, из прихоти, не захотела взять фамилию папы (да и её мама – тоже), и я не был уверен, что как-то так не поступит и Она (ну кто я был по сравнению с нею, героиней?)… Так вот на выжидательный вопрос, Она ответила: твою… Так я сам от себя не ожидал, какая волна счастья на меня нахлынет.

    Вот. Такие конкретные ассоциации. Нужны ли они кому?

    А это ж не всё. Меня ведь тянет признаться, что я запутался теоретически.

    Взяв с мира по нитке всякого, я выстроил себе теорию, что идеалы (вдохновляющие художников) изменяются со временем, превращаются друг в друга в совершенно определённом порядке, колеблясь между полюсами: коллективизма и индивидуализма. По кругу. Из века в век. Если круг вытянуть во времени (например, слева направо), то получится синусоида. А на её перегибах (вверху и внизу, пусть вверху будет коллективизм, а внизу – индивидуализм), есть инерционные вылеты (для идейно несгибаемых особей, не умеющих измениться от изменения обстоятельств). Так если кто в вылет попадает, то это тупик.

    В такой тупик (нижний, я его именую ницшеанством) попал – так у меня получилось – Рахманинов с самого начала творчества. Это довольно странное мироотношение. Не многим его дано понимать. Как-то понятно, что Рахманинов вскоре нарвался на провал одного своего сочинения. И так расстроился, что аж заболел.

    Ницшеанство радуется мрачному. Казалось бы, болезнь должна была лить воду на мельницу его ницшеанства. И ницшеанцы ж смерти не боятся, а даже на испытание угрозы ею нарываются. (Это не как моя жена в юности. Она испытанию себя и других подвергала ради закалки для мужественной жизни, которую требовало построение такого из ряда вон выходящего объекта, как коммунизм. Ницшеанцу же ТАК надоела скука всесторонне плохой жизни, что не жаль с нею и расстаться. Ради… Тут со мной мало кто согласен. Ради радости от принципиально недостижимого метафизического иномирия, которая – радость – имеет отдалённый аналог в умении художника выразить ценность мига как представителя метафизической Вечности.) В общем – тупик. Духовного развития во что-то отсюда нет.

    А Рахманинов заболел и выздоровел. И обрадовался этому. И написал “Второй концерт для фортепиано с оркестром”. – Никакой не тупик. Идеал, наверно, типа Высокого Возрождения.

    К тому же прожил Рахманинов 70 лет, хоть и вернулся к ницшеанству. Ведь ницшеанцы долго не живут. Ницше прожил 56 лет, Белый 54, Мандельштам 47, Уайльд 46, Чехов 44, Гумилёв и Акутагава 35… Правда, Ахматова – 77.

    И каково мне? И вам – читать такое ненаправленное и малообоснованное сочинение…

    13 сентября 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340890  2018-10-04 07:41:48
Sweetheart
-

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100