TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.11.2010
13:09

Консерватор Михалков (курсивом) против радикала Чехова (жирным шрифтом).

    Прогулка по диссертации Шалыгиной. Люди издавна уважали главного среди себя. Когда-то он воплощал в себе род. И у людей не было даже единственного числа для . . .

01.11.2010
19:26

Почему Чехова не понимают.

    ╚┘А солнце печет и печет. Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки...╩ Правда, что тут прорвалась созерцательность автора? Это из чеховского . . .

28.08.2010
10:43

Брысь.

    Начну ругаться с Толстой. Вернее, ругать её. Благо, она не узнает.

    По поводу вещи ╚Кысь╩ (1986 √ 2000).

    Саму писательницу я впервые увидел в телевизоре в 2003 году. На передачах ╚Школа злословия╩. Особенно запомнилось, когда туда пришёл Митта, впечатление √ чтоб обратить внимание страны на замерзающий подмосковный посёлок (остановилась котельная от безденежья, а был 20-градусный мороз). Толстой-то на посёлок, было видно, было плевать. Не по теме: как культура выживает в условиях, похожих на нашествие Батыя. (Что демократы, к которым причисляла себя и Толстая, были этим Батыем, Толстую тоже не интересовало. Её ж интересовало выживание, а не угробливание.) Но Митта упорно раз за разом уходил от темы: какое ж тут выживание культуры, когда впору говорить о просто физическом выживании людей. Но ведущая тоже была упорна, и возвращала собеседника в студию.

    Вот тогда я возненавидел Татьяну Толстую.

    А нынче, став читать ╚Кысь╩, и на первой же малоформатной странице наткнувшись на такое: ╚хлебные крошки смахнул на пол √ для мышей╩ (единство с природой?), ╚окно заткнул тряпицей, чтоб не выстудило╩ (вечная российская отсталость?), ╚клели╩ (вместо ╚ели╩ - вводится огромная мера условности, что ли, тем более что следом: ╚чёрные зайцы с верхушки на верхушку перепархивают╩), - я заподозрил эту демократку в том, что она тут дала себе волю и во всю √ сколько позволяет условность √ поиздевается над ненавистной русскостью, так и не пустившей страну в западный мир. ╚┘задрав кверху русую бороду╩ (в допетровские бородатые времена мы попали?). ╚Сбить бы парочку √ на новую шапку, да камня нету╩ (или в каменный век?). ╚И мясца поесть бы неплохо╩ (это набившая оскомину в советские времена мясная проблема). ╚А то всё мыши да мыши √ приелись уже╩ (вот зачем крошки мышам┘).

    В общем, гадости всех прошлых времён собраны в одно условное время, и оно √ специфически русское. А теперь √ вперёд: изгаляться над русскостью. Сколько жёлчи хватит.

    Жёлчи √ много. Демократы ж всерьёз думали, что можно √ раз, два √ и в дамки: в ряд так называемых цивилизованных стран. Гайдар, вон, пишут, оказался настолько глуп, что думал, что к осени 92-го года рынок сам всё отрегулирует и┘ А оказалось же, что на Западе не просто рынок, а регулируемый рынок. Да с такими тонкими и неведомыми механизмами регулировки, что и десятилетия спустя их всё не наладить в России. Такой Семёнов, например, вообще теоретизирует, что и не пустит классический капитализм (со сверхприбылями) в свои ряды посторонних.

    Но не на себя ж злиться за глупость и некомпетентность. Тем более гуманитарию, не экономисту, вернее, не политэконому, Толстой. √ Народ виноват сам. Своей неизменяемостью.

    Гуманитарию ж, казалось бы, наоборот √ первому должно было быть ясно, что есть менталитет, что он √ штука инерционная √ на века. Что шоковая терапия, так называемая, скорее станет народ просто убивать (что массово и произошло), а не срочненько менять. Но. Раж. Кураж.

    Вот, когда, Ельцин, главный, заваривший кашу, принуждён был (в 2000-м) признать (и то √ косвенно) свой провал, то что решила сделать Толстая, тоже тогда кончившая писать свою ╚Кысь╩?

    Надо читать книгу √ и узнаю. Но что, если упиться жёлчью решила Толстая? Есть, знаете, такие шахматисты: сколько ни проигрывает √ всё твердит победителю, что вообще-то он сильнее и проиграл очередной раз √ случайно. √ Я ж не выдержу √ разбирать талдыченье одного и того же страницу за страницей.

    И вот я решил сделать некое исключение. Не читать самому это произведение, а попросить надёжного человека прочесть. Если я угадал насчёт повального злопыхательства √ я вывод о книге сделаю по первой странице (собственно, уже сделал и оставлю его). И всё. И в таком виде и помещу на сайт. Большего не стоит. Не тот это случай, что вещь без одной детали есть уже другая вещь.

     

    А вот √ и прокол замысла, что ли.

    Надёжный человек сообщает, что у Толстой там советские реалии: липовые митинги, липовые траурные обряды, липово-достойное питание в общепите, праздничные липовые призывы партии к народу, раздача дефицита со склада...

    (Человек √ надёжный: родился, можно сказать, с реставрацией капитализма.)

    Ну так тем мерзостнее эта писательница. Она, значит, поношение умирающего устроила перед смертью и поношение трупа сразу после похорон.

    Ай-яй-яй.

    Я ж подумал, что она поначалу будет злиться, как я, поверивший в УСКОРЕНИЕ. Ну как в вату работал Горбачёв. √ Никакого результата. Год. Второй┘ √ Я злился.

    Я лишь тогда перестал злиться на народ, когда почуял, что его предают. Я написал Горбачёву письмо-вопрос: не мыслит ли он сменить строй. (Письмо слал с проводницей в Москву родственнику, чтоб он надписал адрес сам и вбросил в почтовый ящик на Старой площади.) Ответ в прессе (в порядке обсуждения нового устава партии) намекал, что да: сменить строй.

    Можно было становиться индивидуалистом.

    Но трудно ж┘

    Я пошёл в банду. А чтоб ночами меня, понимай, совесть не грызла, самопризвалась на идейный фронт Толстая: поносить старый строй во всю мощь фантазии.

    Но не привелось мне читать тогда её ╚Кысь╩. И естественней вышло перейти в уборщики лестниц┘

    (Хм. Комичный случай┘ Как Туглас сказал: ╚Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: ⌠Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...■╩)

    А может, всё же нет прокола с замыслом?

    Надёжный, вон, сообщает, что таки две части в книге: мрачная и очень мрачная, и государственный переворот есть и всё уничтожающий огонь в конце.

    Ну конечно! Проклятье ж всё, раз воз и ныне там. Опять того же типа ╚изм╩ (теперь это авторитаризм). Ни обманом, ни насильно этот народ не изменить. Ну и гори тут всё огнём.

    Странно только, что в жизни из заграницы Толстая вернулась всё же в Россию. √ Ещё злобы набираться, что ли┘ Как Новодворская.

     

    Итак.

    Сатирические произведения и вообще-то стоят на грани искусства и публицистики┘ Самый малохудожественный род литературы. Зубовный скрежет в них не редкость. Но если здесь, аж закатывая глаза под лоб от злобы┘ То, может, это √ произведение для усиления чувства злобы. То есть произведение прикладного искусства. Не идеологического. (Имея в виду, что в идеологическом художник разорвётся, фигурально выражаясь, если не самовыразится, самовыразиться же может √ ну не мыслитель он! √ только невнятно, непонятно то есть противоречиво.)

     

    Вот. Такой опыт интерпретации. (Раз уж даже и ╚Кысь╩ толкуют, говорят, по-разному.)

     

    27 августа 2010 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
293550  2010-08-28 11:42:50
-

293759  2010-09-23 23:13:09
И. Крылов
- Да и индивидуалистом по-правде в таких условиях не стать. Все тот же коллективизм, только с "заднего хода", блата, коррупционная экономика, то есть тот же социализм, но только для избранных. А индивидуализм подразумевает и ответственность, а ответственность подразумевает наличие законной собственности, общественного договора - ты не трогаешь мое, а я твое. А у нас все осталось народным, а брать могут только избранные. Потому-то народ все время и подкармливают подачками (как при социализме - пайками), и за это народ разрешает из нашего общего брать этим избранным, и даже называть это народное (УВОРОВАННОЕ) своим, своей частной собственностью. Какой уж тут индивидуализм. Только в мечтах.

11.07.2010
19:00

Ах! если рождены мы всё перенимать┘

    Сколково √ чтоб выжить, а жить √ чтоб выжили все. Трагедия Грибоедова ╚Горе от ума╩. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Грибоедов. 1825 г . . .

18.05.2010
14:41

Победа и победа.

    Читаю вот такое, околобогословское, и соглашаюсь: ╚Было подмечено, что внешний вид человека, достигшего духовного совершенства, оказывает сильное воздействие . . .

01.05.2010
09:58

Палеологовское возрождение и 1990-й год.

    Икона как результат результата Божественного действия в человеке. Феофан Грек в своем творчестве исходит от идеи абсолютного торжества духа над материей . . .

13.04.2010
09:32

Мол, Бродский.

    Целых три ╚Ники╩ за 2010 год┘ Удручающе тенденциозной показалась сцена с известием о смерти Сталина в фильме ╚Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие . . .

05.04.2010
14:06

Переосмысление.

    Карен Шахназаров √ живой упрёк мне, моим принципам подхода к произведению искусства. Когда-то (тут) я имел дело с его ╚Курьером╩ и принуждён был логикой своего . . .

04.04.2010
16:46

Так жить нельзя!

    Пусть умрёт пресмыкающийся. Признаться? На меня нашла скука по поводу скучного Чехова. (А не один знакомый признавался мне, что не любит Чехова за скучность. Да я и . . .

26.03.2010
12:43

Роль теории в поворотах истории.

    Начинаю читать ╚Дурочку╩ (1998) Светланы Василенко и натыкаюсь на, скажем, такое имя √ Тракторина Петровна. √ Как это понимать? Сатира? Как город Глупов у . . .

19.03.2010
13:15

Норштейн: не надо хотеть выпить море.

    Если согласиться, что то, что высказано ╚в лоб╩ в художественном произведении (содержание) не есть то, зачем это высказано (художественный смысл), то смотрите, . . .

12.03.2010
07:32

Высокое Возрождение и 1991-й год.

    1991-й. О доминирующей власти универсального (мужского) человеческого ЛОГОСА над инаковостью, репрезентируемой женщинами, детьми и ╚не-человеческими╩ . . .

26.02.2010
12:56

Чтение в сердцах (Продолжение)

    В этом поганом мире гарантии отсутствуют. Профессионалы оперируют вероятностями. Американский генерал Джордж Паттон Я влип, кажется с Чеховым. Крепко . . .

03.02.2010
18:49

Чтение в сердцах или Что сгодилось бы для доноса в КГБ, будь сейчас СССР, а в нём - тоталитаризм.

    Нет, не хороший человек, Битов. Или хороший? Вот боксёр. Вроде, даёт клятву (тренеру, наверно, или кому? спортивному сообществу в чьём-то лице), что не будет применять . . .

27.01.2010
08:27

Даёшь сверхчеловеков!

    Радостность┘ не в явлениях, а за явлениями. Ф. Ницше Тот факт, что мою ╚Чудную чеховиану╩ не приняли в двух журналах, засел во мне укором, и я стал искать . . .

25.10.2009
19:42

Што-то щемящее.

    ═ ═ Что такое хорошо, понимать можно, разумеется по-разному, особенно теперь, когда всякая нормативность утрачена и любая непролазно-немыслимая плохопись . . .

15.09.2009
14:21

Исчезновение ещё двух ругательных слов (малевич и кручёных) из моего лексикона и появление ещё одного похвального (Гомер).

    Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолев пространство и простор! Павел Герман. 1921 г. Пронзительная мысль: ⌠┘гедонистическая окраска сотворчества . . .

23.03.2009
13:51

ПП и ПП

    Россия-Мать, Россия-Сука┘ А. Синявский - Что означает широкое применение писателем профессионализмов? - Например? - Ну вот: ╚Кранцы висели у него по бортам, как . . .

26.07.2008
10:54

От противного

    Но есть и Божий суд, наперсники разврата! М. Ю. Лермонтов Ну кто б помыслил, что ╚не существует никакой аргументации в пользу существования охоты на крупных . . .

24.06.2008
09:25

Поршнев на ум пошёл

    Читая ╚ЧМО╩ (http://www.chayka.org/oarticle.php?id=582) Сергея Томина, вспомнился Поршнев┘ Помните, кто это? √ Палеопсихолог. Чудак, треть века назад не стеснявшийся . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100