TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.04.2011
16:48

Информационная война

    Хоть это и не о художественном смысле, но всё же о скрытом. Потому, может, можно это себе позволить. Демонстрирую поток моего сознания, занимающегося проверкой, . . .

11.04.2011
10:08

Не духом единым?.. Или не хлебом?..

    Антисоветская и анисталинская мифология √ факт эпохи┘ в той ситуации, в которой мы живём, не мифы нужны. Нужна реальность, трезвость ума нужна, а не слепая . . .

05.03.2011
10:10

Да не забудьте же!

    Какое б новое сраженье Ни покачнуло б шар земной, Я всё равно паду на той, На той единственной, гражданской┘ Булат Окуджава. Около двух недель назад в . . .

19.02.2011
09:25

Блок - хапанию.

    Да простят меня-выскочку читатели мои, но у меня есть совершенно оригинальное понимание символизма, описываемое поговоркой: не согрешишь √ не покаешься, не . . .

10.02.2011
15:05

Новые левые - мальчики бравые.

    Не разобраться, где левые, правые... В. Высоцкий. Пусть это будет приложением к последним статьям (в частности, тут, тут, тут, и тут) о левизне как . . .

31.01.2011
19:15

Левизна как материальное самоограничение.

    (Продолжение) Или Ещё о фальсифицируемости. Отними у русского пьяницы бунтарский подтекст, и что останется? √ Ничего. Наум Чечельницкий. Уважаемые . . .

24.01.2011
22:29

Песни победы.

    Канун дня рождения Высоцкого┘ Наверно, со мною согласятся, что он пел песни победы. Грядущей. Как солнце накануне восхода: вот-вот и взойдёт. Чтоб не повторяться┘ . . .

24.01.2011
21:54

Матрица.

    Всё для человечества началось с экологических катастроф в районе, называемом теперь Кенией. Одна загнала предлюдей в образовавшееся мелкое море, отделившее эту . . .

29.12.2010
08:35

Адекватность.

    Будущее культуры √ в её арьергарде! И. Бродский. Способность себя ограничивать делает человека свободным. А. Кончаловский. Мои неединомышленники! Этой . . .

19.11.2010
11:12

Как Гордон наводил тень на плетень.

    Он сказал в самом начале: ╚Кино мне не нравится, но я не понимаю, почему. Я хочу сегодня┘ чтоб мне объяснили, что это за феномен такой╩. Речь о фильме Гай Германики . . .

06.11.2010
13:02

Михалков (курсивом) и Чехов (жирным курсивом).

    Продолжение. Нам было б по пути с радикалом Чеховым, если б единовременно случилась во всём мире гуманитарная революция. Если б у всех-всех гуманитарные страсти . . .

05.11.2010
13:09

Консерватор Михалков (курсивом) против радикала Чехова (жирным шрифтом).

    Прогулка по диссертации Шалыгиной. Люди издавна уважали главного среди себя. Когда-то он воплощал в себе род. И у людей не было даже единственного числа для . . .

01.11.2010
19:26

Почему Чехова не понимают.

    ╚┘А солнце печет и печет. Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки...╩ Правда, что тут прорвалась созерцательность автора? Это из чеховского . . .

28.08.2010
10:43

Брысь.

    Начну ругаться с Толстой. Вернее, ругать её. Благо, она не узнает. По поводу вещи ╚Кысь╩ (1986 √ 2000). Саму писательницу я впервые увидел в телевизоре в 2003 году. На . . .

11.07.2010
19:00

Ах! если рождены мы всё перенимать┘

    Сколково √ чтоб выжить, а жить √ чтоб выжили все. Трагедия Грибоедова ╚Горе от ума╩. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Грибоедов. 1825 г . . .

18.05.2010
14:41

Победа и победа.

    Читаю вот такое, околобогословское, и соглашаюсь: ╚Было подмечено, что внешний вид человека, достигшего духовного совершенства, оказывает сильное воздействие . . .

01.05.2010
09:58

Палеологовское возрождение и 1990-й год.

     

    Икона как результат результата Божественного действия в человеке.

     

     

    Феофан Грек в своем творчестве исходит от идеи абсолютного торжества духа над материей. Такая трактовка неминуемо ведет к противопоставлению духа и материи: активного духовного начала ≈ света, и пассивного, темного начала, олицетворявшего "ветхую" (испорченную) человеческую душу и плоть. Победа над плотью означает всецелое преображение тела духом.

    Голейзовский

    Для Феофана достижение совершенства означает полное изменение чувственного человека.

    Голейзовский

     

    Когда в Западной Европе началась эпоха Возрождения, обозначаемая, если одним словом, гуманизмом, - в Византийской империи шло палеологовское возрождение, религиозное, противоположное западноевропейскому. Ибо греки вернулись в Константинополь, отнятый в крестовом походе. И у них было естественное антилатинское настроение. А церковь, и только она, ╚сумела сохранить свое монолитное единство в трагический момент для империи╩ (Успенский http://nesusvet.narod.ru/ico/books/ouspensky/ouspensky_11.htm#b10).

    В высших богословских кругах Византии а ля западное Возрождение пробивалось ещё раньше, чем на Западе. Это был мирской эллинизм. Естественным разумом объяснить, мол, Бога можно лишь косвенно и √ по тому, что Он сотворил. И это какая-то сниженная вера, считали противники. Ибо на горе Фавор (Мтф. XVII, 1) Иисус просиял перед избранными апостолами особым светом (фаворским), не тем, который был создан Богом в первый день творения в качестве света обычного (Быт. I, 3). То есть, возможно ещё и мистическое познание, а не только простое. Надо только себя к нему суметь подготовить. Например, активностью подвижника в добрых делах, как считал Григорий Синаит (http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=1214). На что первые, рационалисты, отвечали, что тот фаворский свет был или всё же обычным, или воображаемым. И второе вообще ниже мысли, недостойно её. И в любом случае свет тот не принадлежность Бога и - постижимое, в отличие от самого Бога, непостижимого. Мистики же говорили: нет, фаворский свет √ аспект бытия Бога, Его энергия, и она не вне Бога. Это присутствие нетварного в тварном (несотворённого в сотворённом). И создание возможности видеть фаворский свет внутри себя, человека, есть обожение человека, делание его сродным Себе. Такой человек испытывает Божественную благодать и потому верит. И потому вера вторична, а не потому, что косвенно объяснён разумом непостижимый Бог.

    Рационалисты, гуманисты чуть не обожествляли человека за его разум, а мистики √ за особое, непосредственное соприкосновение с Богом. И по этой линии при антилатинизме шло в Византии разделение на своих и чужих уже не в высших богословских кругах, а шире. И чужие уезжалии принимали католичество. А свои, воодушевлённые, брались за мирские дела и побеждали трудности. И Византия опять пошла на подъём, хоть краткий. А следом за нею √ и Русь, лежащая под татарским игом. С нами, мол, Бог! √ И всё получается. Это, видите ли, возможно - ╚объединить действия Божественной и человеческой энергии╩ (Успенский). И в том отличие христианского гуманизма от простого, - так ответило православие на общий интерес времени к Человеку. ╚┘бесстрастие состоит не в умерщвлении страстной части, а в ее переводе от зла к добру╩ (Успенский).

    Когда-то, на Западе, при религиозном подъёме достаточно было поместить в романскую церковь зверство жизни, изображение зверей (негативное), как натуралистичностью изображения недобрых страстей зверей эта злость (зверство жизни) развоплощалась в противоположную ценность - ухода от жизни.

     

     

    А теперь, на Востоке, достаточно стало Феофану Греку, например, слепую ярость (глаза без зрачков) придать изображению Вседержителя (Добру, результату-результата-Божественного-действия-в-человеке)┘ Достаточно было это сделать, - при наличии того, что понимать следовало как изображение фаворского света (ненатуральный свет в радужной оболочке глаз, ненатуральные светлые штрихи вокруг глаз, на лбу, около носа и в других местах), - как натуралистичностью изображения злых страстей (каменно-непреклонное выражение лица, чувство своейправоты от широко открытых глаз) они, злые страсти эти, развоплощаются в противоположную ценность, ценность жизненного добра.

     

     

    http://www.batumionline.net/forums/lofiversion/index.php?t1961.html

     

    Так это была речь о Спасе Вседержителе, росписи 1378 года купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом.

    А икона вероятно (http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=7&chap=8&ch_l2=8) ученика Феофана Грека ╚Богоматерь Донская╩

     

     

    http://www.belygorod.ru/img2/Ikona/Used/015grek%20donskaya%20bogomater.jpg

     

    (тут просто материнское бездумье счастья изображено ╚в лоб╩ и┘ ненатуральный фаворский свет у левого глаза: не только полоски, но и какое-то внутреннее сияние √ и всё, казалось бы) в 1380 году уже непосредственноприсутствовала на Куликовской битве, и вот Дмитрий Донской разбил Мамая. Началось освобождение Руси от татаро-монгольского ига.

    *

    Вот так же, - как развоплотил в духовное земные страсти Феофан Грек, - так же, нет, ещё более исступлённо, поступила с советскими ужасностями Светлана Василенко в своей повести ╚Шамара╩.

     

    Где начальников нет.

     

    Раз видеопоэма ╚Шамара╩ появилась в журнале в середине 1990 года (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/redkol/vasilenko/bib.html), то можно полагать, что повесть с таким же названием писалась не через год, когда была выпущена книгой. То есть √ ещё в СССР. Ещё была у кого-то какая-то яростная надежда, что лжесоциализм, катящийся к реставрации капитализма, будет перестроен, мирно перестроен, в настоящий всё же социализм, который есть в первую очередь самодеятельность и самоуправление. Где начальников нет.

    Эта наивная формула принадлежит героине повести, Шамариной, уезжающей абы куда, чтоб оставить своего любимого и мужа, Устинова, его новой и светлой любви, Наташе, недавно появившейся в городе и общежитии.

    И хоть я бескомпромиссный поборник нецитируемости художественного смысла, но для данного рассказа хочется сделать исключение. У Светланы Василенко эта формула нечаянно вырвалась. Имевшийся социализм для её сознания был слишком проклятым. Потому такая гиперконцентрация советских ужасностей в её повести. √ Город заброшен в астраханской степи и обслуживает какое-то вредное производство, химическое. На нём работает какой-то большой процент заключённых. Устинов из них, но на свободном поселении. Нрав его искалечен тюрьмой. Но не совсем (и в том отчаянная надежда так сотворившего его автора). Он один из восьми, изнасиловавших Шамару (да не просто, а на снегу, так что у неё отморозились ноги). Впрочем, и насильники не окончательно пропащие (опять та же надежда). Ей ноги оттёрли непосредственно после насилия. И она на них не заявила (опять то же). А Устинов (Устин) на Шамаредаже женился. Ну и┘ Она по-прежнему живёт в общежитии. Грязная она ему. И его тянет к ней всё же. √ Красивая. - Надрыв. Он и сам красивый. И она его любит. И страдает от его приступов брезгливости. И вот - чуть не зверь она. Её боится комендантша общежития. И как она ведёт себя с впервые вошедшей в комнату общежития Наташей?

    ╚Она ей всю квартиру показала, как хозяйка долгожданной гостье. Только шалые глаза её вспыхивали странно и дико. На кухне лениво ящик выдвинула, вдруг выхватила вилку оттуда и поднесла к горлу новенькой:

    - Два удара √ восемь дырок!

    Тяжело глядела╩.

    А перед входом в общежитие эту Наташу среди дня у всех на виду всю-всю исщупали мальчишки. И никто из выходивших из общежития взрослых не заступился эффективно.

    Чуть не на каждой строчке какая-то гадость. Все как-то жадничают. Ну страна ж непрестанного дефицита. (╚Нету в стране мяса, бабка!╩.) Вот и гипертрофировалось хапание.

    Что спасёт? Прекращение дефицита? Уважение к материальной стороне жизни? Как в Америке? Как заваленная бумажными благодарностями передовик производства Рая хочет? Реставрация капитализма спасёт?

    Вряд ли. Конец слишком уж выразителен: на всё было готовая, чтоб сохранить себе мужа Шамара, отступается от него. Не из-за очередных побоев. Он её и раньше бил. А из уважения к чистоте Наташи и к чистоте чувства Устина. Из принципа. ╚Не хапайте, люди! - как бы говорит Василенко. √ Вот свергнем строй начальников, самых больших хапуг из-за этого начальничества, и нас тем развративших из-за плохого хозяйствования своего и всеобщего дефицита┘ Свергнем √ и заживём спокойно. Успокоятся в нас страсти и прекратятся беды╩.

    Нужно было полное несоответствие действительности такой мечте, чтоб создать произведение такого надрыва, каким является ╚Шамара╩. Это, как Высоцкий. Только Высоцкий ещё верил в победу. А Василенко уже почти не верит.

     

    25 марта 2010 г.

13.04.2010
09:32

Мол, Бродский.

    Целых три ╚Ники╩ за 2010 год┘ Удручающе тенденциозной показалась сцена с известием о смерти Сталина в фильме ╚Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие . . .

05.04.2010
14:06

Переосмысление.

    Карен Шахназаров √ живой упрёк мне, моим принципам подхода к произведению искусства. Когда-то (тут) я имел дело с его ╚Курьером╩ и принуждён был логикой своего . . .

04.04.2010
16:46

Так жить нельзя!

    Пусть умрёт пресмыкающийся. Признаться? На меня нашла скука по поводу скучного Чехова. (А не один знакомый признавался мне, что не любит Чехова за скучность. Да я и . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100