Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
05.11.2010 |
Консерватор Михалков (курсивом) против радикала Чехова (жирным шрифтом).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.11.2010 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.08.2010 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.07.2010 |
Ах! если рождены мы всё перенимать┘ Сколково √ чтоб выжить, а жить √ чтоб выжили
все. Трагедия Грибоедова ╚Горе от ума╩.
Пронзительная
актуальность открылась мне в статье А. А. Белого (http://white.narod.ru/GRIBOEDO.html) о ╚Горе от ума╩. Много бед
навалилось на меня в полуневольной эмиграции. Одна состояла в том, что
открылось, что в СССР самый духовно близкий мне человек скрыл от меня свою душу,
свою эволюцию в сторону вестернизации. И теперь он, будучи в эмиграции тоже, в
прениях со мной символизирует так называемую мягкую силу, применяемую Америкой
к России с целью вестернизации её населения, а я √ подспудное сопротивление
России. Белый
убедил меня, что великое творение Грибоедова в массовом порядке было не понято.
И теперь я хочу перечитать его, делая поясняющие пометки, на Белого дальше не
ссылаясь, ибо ссылок слишком много. Это коллаж. Поэтому сам Белый с ним, может,
и не согласится. Александр Грибоедов В 1818
году Александр Грибоедов уехал в Персию в качестве секретаря посольства. В
Персии, а затем в Грузии работал над комедией "Горе от ума", которую
он закончил в 1824 году. Жизнь Грибоедова ╚была затемнена некоторыми
облаками <...> Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда
со своею молодостью и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом╩
(Пушкин). Как ╚будущего╩ Онегина, его потрясла его последняя дуэль. Он
был секундантом. Пуля попала дуэлянту в живот, и он принялся нырять по снегу,
как рыба. А подошёл один присутствовавший и сказал умирающему прехладнокровно:
╚Вот те Васька и редька!╩. Репка лакомство у простонародья. Пошутил. И это было
у них нормой, освобождением от страха смерти и от вины за смерть. И Грибоедов
переродился. Дуэль для него стала не делом чести, а частью ╚смеховой культуры╩
западноевропейского простонародья, воспринятая западным дворянством, и вместе с
пьянством, картами, скабрезными похождениями выражавшая собою в рассматриваемые
времена дух либертинизма (вольтерианства, свободомыслия с упором на свободе, а
не равенстве), этого √ в России √ бестолкового, хоть и очень умного, попутчика
либерализма в виде будущего аскетического декабризма. Грибоедов и бросил
разгульную жизнь, и не присоединился к аскетам-декабристам, аскетизм полюбив.
Точнее, недостижительность. И либертинизм, и либерализм Грибоедов вдруг ощутил
как вредное для России влияние Запада и вступил в бой - с либертинизмом - образом
Чацкого в первую очередь. А в пику будущим декабристам, людям не буйства, а
революционного дела, пошёл служить государству. Православному государству, теша
свою обретённую недостижительность. Ну и заодно женился. На той, которую любил. Какая же,
скажете, недостижительность, если он пошёл в дипломаты по восточной
специализации, а Россия на Востоке совершала захват за захватом? Можно вопрос
даже усилить для несведущих. По Туркманчайскому мирному договору границу с
Персией назначили по реке Аракс. Такой был прислан в армию из столицы вариант.
А командующий, Паскевич, опираясь на Грибоедова, ответил в столицу, что им тут
видней про границу. И Грибоедов хотел границу южнее Аракса и грозил персам, что
ещё и половину контрибуции за нападение на Россию они должны будут оплатить до
подписания договора. Он за такое поведение вызвал лично к себе ненависть шаха и
потому впоследствии был убит. Через несколько лет после войны его требование
отпустить двух армян: евнуха шахского гарема и жену наследника престола (это
были русские шпионы, почувствовавшие близкий провал), - отпустить как пленных
последней войны взбесило окончательно шаха и его правительство, и┘ власти ╚не
успели╩ защитить русскую миссию в Тегеране от рассвирепевшей толпы. А
бесстрашный Грибоедов и не подумал прятаться и спастись и много нападавших убил
до момента своей гибели. √ Вот, мол, и недостижительность, и православие. Но такова
служба. Недавно попросила спасения у России от мусульман христианская Грузия,
потом, отражая нападение Персии, надо было уж освободить и христианскую
Армению, и равнинные подходы к этим странам, Азербайджан. ╚Эта постоянная
российская озабоченность судьбой Пизанской башни╩ (Битов). Православие ж
(╚моё спасение в спасении всех╩) лучше спасёт при Апокалипсисе┘ Так думали в XIX веке. Как в XXI-м думают, что недостижительность
спасёт человечество от глобальной экологической катастрофы. Не хапай! И для
того в тактических целях предлагают границу южнее Аракса, чтоб было куда
отступить при переговорах. Вот недостижительность
тайно и воспел Грибоедов в своей якобы комедии. Горе от ума Комедия в четырех действиях, в стихах Оздоровление
души сказалось как в расчёте Грибоедова с молодостью, так и в дальнем,
антисмеховом прицеле ╚комедии╩. Пьеса кончается печально. Хотя в ней нет ни
крови, ни трупов на сцене, она ближе к трагедии, чем к комедии. С точки зрения
главного героя, пьеса принадлежит к типу трагедий ╚рока╩, только с той
разницей, что функцию вредного предопределяющего начала играет ╚ум╩.
Стремящийся к любви и её достойный по ╚благородству понятий╩, Чацкий ослеплён
своим умом, не видит никого кроме себя, любит не Софью, а своё чувство к Софье.
Трагедия Чацкого в непонимании другого. Софьи, в первую очередь. А та, святая
душа, тоже бедняга: приняла тонкую имитацию смирения, возникающего у подвижника
от сознания своей слабости (на что оказался способен в её окружении только
Молчалин), за само подвижничество. Действующие
лица: Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте. Софья Павловна, его дочь. Лизанька,
служанка. Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме. Александр Андреевич Чацкий. И пр. и пр.┘ Основная
черта характера большинства персонажей комедии легко угадывается по фамилии. В
этом сказывается классицизм. Раз Грибоедов против либер┘, а тот воспевался
романтизмом, то пришлось обратиться к его антагонисту. На первый взгляд не
требует комментария фамилия Скалозуб, Тугоуховский, Хлёстова и т. п. Фамилия
╚любовника╩ Молчалин в этом ряду звучит как-то в разлад. Если его отличительная
черта √ глупость (╚Молчалин прежде был так глуп!..╩), логичны были бы
фамилии типа Глупов, Простаков, Ступидов или Стультищев, если её, по типу
╚Фамусов╩ (Знаменитый), вести от латинского корня. Но. Глупость никак не
синоним молчанию. Называя своего героя Молчалиным, Грибоедов задаёт совершенно
иной угол зрения. К какому кругу представлений эта фамилия адресует? - К
╚молчальникам╩ и молчанию как существеннейшему моменту монашеского опыта: о
ценности молчания для следования правильным путем в вере говорят все наставления
верующим. А Грибоедов √ за народность. Она же √ для русских начала XIX века - немыслима без
живого ощущения священного. Вот и √ Молчалин, мол. Чацкий (от
Чадский) - не только навязчивый чадушко (Словарь русского языка. В 4-х тт.
М., 1988, т. 4, с.651), ╚человек, с которым трудно сладить, тяжело иметь
дело╩, но и безнравственный в христианском смысле человек, находящийся в
чаду ложного знания, своего рода исчадье. Ну а
Софья┘ Хоть и мудрость √ Sophia, но вот, впала в самообман от излишней идеальности. И, в
итоге, √ нет реально сто`ящих людей. Мысль Грибоедова о России весьма и весьма
печальна. И чем не перекличка со временем теперешним. Действие в Москве, в доме Фамусова. Действие первое Явление 1 [я впоследствии буду с пропусками отмечать явления] Гостиная, в ней
большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с
флейтою, которые потом умолкают. Лизанька среди комнаты спит, свесившись с
кресел. Утро, чуть день брезжится. Не
странно ли, что любовники до утра музицируют? √ Пушкин, не поняв Грибоедова,
писал о Софье: ╚не то блядь, не то московская кузина╩. Многие не могли
Грибоедову простить такой двусмысленности. Лишь спустя полвека Софью реабилитировал
Гончаров. Она, мол, являет ╚общие
черты ее круга╩. Как вариант
√ ╚сентиментальность, искание идеала в любви╩. ╚Женщины учились
только воображать и чувствовать┘ Житейскую мудрость почерпали
они из романов, повестей┘╩. И если
гувернантка ╚редких правил╩, то могла и ограничить круг чтения. Тогда не
странна соблазнённость возвышенной мечтательницы Софьи качествами Молчалина как
одухотворенного рыцаря. Вон √ и играть на флейте умеет. Как в рыцарской легенде
о Тристане и Изольде. Тристан давал же уроки музыки принцессе Изольде. И есть
же такая редакция легенды, где верный слову, данному своему сюзерену, королю
Марку, для которого предназначена Изольда, Тристан спит в лесу рядом с нею, а
между ними √ меч. Что
╚Тристан и Изольда╩ все же о плотской любви┘ Так начиналось-то там невинно. Вот
и у Грибоедова перед нами √ начало пьесы. И оно, по сути, невинно. Хоть на вид
(если забыть о музыке) √ ой-ё-ёй┘ Лизанька (вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается)
(Стучится к Софии.)
(Отходит от дверей.)
(Опять к дверям.)
Голос Софии
Лизанька
София (из своей комнаты)
Лизанька
София (оттуда же)
Лизанька (прочь от дверей)
(Лезет на стул, передвигает стрелку, часы бьют и
играют.) Глупость
Молчалина тут уже проявилась. Если ты пролаза, будь же осторожен и не засиживайся
до утра. Он из-за глупой неосторожности в конце и погорит. Восторженность Софьи
√ тоже видна. Каким безоглядным предстаёт перед нею Молчалин! √ Он не от мира
сего, как она сама (когда она обнаружит, что уже действительно утро). А откуда
у неё такое витание в облаках, об этом намёк в явлении четвертом: Фамусов
Мало, что
редких правил, еще и фамилия, как и всюду в пьесе, говорящая √ Розье (rosier) -
розовый куст. Фамилия адресует к культурной мифологии розы. Возьмем её в
крайних заострениях, поскольку образ гувернантки эту полярность провоцирует: с
одной стороны, она ╚старушка-золото╩, ╚умна была, нрав тихий, редких
правил╩, с другой - оценка её ума и правил дается ╚бабником╩ Фамусовым;
такой знает, что говорит. В высоком ряду значений роза - символ Богоматери и
Церкви. В низком, как у Сент-Бёва, имя ╚Роза╩ - условное имя девиц лёгкого
поведения. Во французской рыцарской литературе борьба тенденций возвышающей и
снижающей отразилась в целом ╚кусте╩ романов. Известнейший из них ╚Роман о
розе╩ Жана Ренара повествует об оклеветанной и восстановившей своё честное имя
женщине. В подобных ╚климатических условиях╩ происходит действие и в пьесе
Грибоедова. То, какой
бабник Фамусов, могло дополнительно качнуть его дочь в противоположную
крайность, в околорелигиозную аскезу. И так как рыцарский цикл ╚Романов о розе╩
для мечтательной девицы все же не очень подходит (мужчины там жестоки, суровы и
неблагодарны, а их отношения с дамами лишены энергии символа), то лучше годится
для подтекста вечный образ Тристана и Изольды в их идеальной модификации. Что в
этом же, четвертом, явлении и подтверждается (где Софья приснившимся сном
объясняет отцу, как случилось, что в такую рань она на ногах): София
Фамусов
София
Фамусов
(Садится.) София
И Изольда
была великой травницей-врачевательницей, и Тристан скрывал своё происхождение,
живя у короля Марка в приймах┘ (Как Молчалин √ в доме у Фамусова живёт.) Веет,
веет той легендой. Фамусов (Встает.)
Так,
собственно, и познакомились Тристан с Изольдой: она лечила его раны травами. Рыцарства
в России не было. Представление о нём - прививка европейской культуры на российский
дичок. Она не удалась бы, не будь в России самостоятельной традиции смирения,
самоотверженности, почитания образа Божьего в человеке. Откуда такое почитание
именно в семье фривольного Фамусова √ по пьесе не видно. Это вылезает тут
автор. Не прогрессивно по стилю. Дидактико-риторический уклон искусства - это
был прошлый век. Ну так Грибоедов и ополчился-то на новый век с его
романтизмом. Вот почему в представлении его героини, Софьи, её рыцарь √
человек, чем-то похожий на монаха √ Молчалин. А вовсе
не Чацкий. Лиза
София
Лиза
София
Лиза
София
Поразительная
пронзительность насчет Чацкого и слепота насчет Молчалина! Кто мог
подумать о такой асимметрии? Или влюбленные всегда такие? Впрочем,
тяжеленько представить и столь могучую выдержку Молчалина: София
Лиза
София
Раз,
факт, возможна такая выдержка у него, то почему б не быть возможной у неё
соответствующей идеальности. А той, при таком поведении партнёра, и соблазниться
(дескать, явился в действительности её идеал) ничего не стоит. И ни одна
из женщин не говорит ничего о внешности мужчин. Что это? Это не выдаёт ли себя
автор: под видом ╚перемывания косточек╩ ведётся речь о любви, очищенной от
чувственности, относящейся к сфере платонической? Гоголь
писал, что сценичности мало в пьесе, ибо автор больше своею идеей был озабочен.
А идея та √ поменьше б хапать материального. И любовь тогда не всякая в чести.
Потому, может, хапуга по этой части Чацкий выставлен до смешного претенциозным?
Представьте, ей было 14 лет, три года где-то ездил, не писал, а перед тем ╚прикинулся
влюбленным, / Взыскательным и огорченным╩, так какого приёма ждать раз уже отвергнутому? √ Да никакого. √ Нет, он ждёт
ого чего: Чацкий
(С жаром целует руку.)
И с претензиями. И в такую рань явился┘ Идиот
несколько? До сих пор, шесть явлений, всё было очень правдоподобно. Автор себя
почти не выдавал. Правда, и
либертинизм Чацкого пока еле виден: ╚Лечился┘ от скуки, ≈ повольнее╩┘
Потом, надо признать, будет поболе: ╚франт-приятель; Отъявлен * [объявлен]
мотом, сорванцом╩. Да вот и эта любовная атака с места в карьер как раз и
есть либертинизм... Те мелкие
укусы, что он рассы`пал, осведомившись об общих знакомых, ещё можно для начала
отнести к балагурству. Но┘ это ж он в ответ на вопрос, где - хорошо, а ответ с
такой концовкой:
Умён тем
умом, что зовут ядовитым. А
излияние яда продолжается уже без меры. И Софья начинает роптать. А тот уж и
Мочалина за молчанье вспомнил, и √ кусать (за то, что пролаза). Сквозь землю
видит. Но страшна, конечно, такая ядовитая мощь. Вне зависимости от того, слепа
ли Софья в своей влюблённости в аскета. И вот она и автор √ заодно: София
(Громко и принужденно.)
Точно, с
автором заодно. Ибо дальше этот умный опять выставлен глупым √ требует
изъявлений любви, видя, что вызывает досаду. Софьино
обожание противоположного, аскетизма, оттого начинает ╚объективно╩ расти в
цене. В кавычках объективно √ ибо извне глядя, не с Софьиной точки зрения,
слеповлюблённой. А змея
что? Вопреки хвалёной змеиной мудрости швыряется крайностью:
(Минутное
молчание.)
София
Да перед
нами ж болтун. Софья уж совсем объективно права. (По желанию автора!) Впрочем,
автор сделал этого нехорошего человека здорово вдруг влюбившимся в Софью.
Такому можно и поглупеть. Но не так же для либертиниста бездарно. Это опять,
наверное, вмешался враждебный ему автор. Действие второе Явление 2 Тут
настала пора терпеть урон Фамусову. (Приставание к Лизе в первом действии осмеяно как-то беззлобно.) Богатство,
богатство, богатство √ вот его цель. Любой ценой. Что хуже: какой ценой или
богатство в принципе? Чацкий
против раболепства. Не верит ни в прошловековое (╚Свежо предание, а верится
с трудом╩), ни в нынешнее (╚Недаром жалуют их [раболепных] скупо
государи╩). Ну что вы хотите? Либертинист. Так что подразнить за эту любую
цену √ с дорогой душой. Хоть зондирует же условия согласия на брак. Ему что
важнее: Софья или подразнить? Или он, как то и подобало либертинисту, раб
страсти подразнить? √ Ну так получай афронт. И опять автор на стороне Фамусова.
Совсем не за раболепство, над которым тоже смеётся, но забавляясь: автор заставил
Фамусова заткнуть уши в негодовании, и получаются накладки от реплик невпопад. Не так,
как Чацкий, видно, по автору, надо бороться с раболепством. Как факт.
Фамусов такой грубый пример привёл Чацкому для подражания в раболепстве, что,
похоже, сам над примером смеётся, хоть и ставит в ранг образца Чацкому. Просто
против экстремы выставляет экстрему, подряжаясь под экстремистский стиль
противника, его этак вышучивая, его экстремизм. Вообще
этот Фамусов сделан каким-то приятным философом. Не зарывается ни по какому
поводу. Может посмотреть на всё отстранённо и иронически. На те же, казалось
бы, уважаемые им большие чины.
Чинодостижение
собственное и, как бы по наследству, потомства, соотнесённое со смертью, - это
веет оценкой типа ╚суета сует╩ по Экклезиасту. И перед
кем так философствует Фамусов? Перед слугой. Которому до лампочки чинопочитание
и чинодостижение:
Думаете,
он порицает Петрушку? √ Да нисколько. Он давно махнул на него рукой. Мимоходом
сказал, и √ дальше. - Халатность? √ Ну и пусть халатность. Симпатичная такая
русская черта. Он и сам такой на своём поприще и вообще во всём:
Это сказано ещё до появления Чацкого, не в
контры его экстреме своею. И автор как-то так же снисходителен, как и с
приставанием к Лизаньке. Явление 3 Завидный
жених пришёл, Скалозуб. Тот, что Софье, ╚что за него, что в воду╩. Не
конкурент, - читатель и зритель понимает. Так даже и перед таким дать либертинисту
опозориться √ самая сласть для враждебного автора? Нет, что
это? Этот Скалозуб что-то совсем не плохо себя показывает. Не зря преуспевающий
военный┘ В Отечественную войну воевал и хорошо воевал. Не без везения человек┘
Не разыграл ли нас автор? Разыграл.
Перед неплохим (для нас) человеком Фамусов негативно представляет либертиниста.
Тому обидно. И он что? Хочет немедленно оправдаться перед этим неплохим, перед
этой настоящей опорой отечества? Полез открывать √ змеиную, между прочим, как
мы уже знаем √ душу свою? Или как?.. Время-то преддекабристское. Среди военных
революционеры. Чацкий что: может ожидать в Скалозубе единомышленника? И перед
таким сто`ит произнести подрывную речь?.. Или это разведка боем: узнать, что
есть этот Скалозуб, вероятный соперник┘ Есть же среди воевавших с Наполеоном и
подлецы-крепостники┘ Но
Скалозуб уводит в сторону. √ Так и не понятно, что он. Ни нам, ни Чацкому. Явление 7 Софья
прокалывается. Молчалина сбросила лошадь. Для нас. А для неё, он, как Тристан,
сброшен неведомой силой. А она, как Изольда. Она падает в обморок.
Оправдывается. Перед Скалозубом. Над Чацким язвит за участие в ней. А Скалозуб
всё ещё ничем не оправдал свою ужасную фамилию и мнение Софьи, что он глуп┘ Действие третье Явление 1 Узнавать
у девушки, которая к тебе явно не благоволит: ╚Кого вы любите?╩ - это
какой-то нонсенс. Даже если они в детстве и отрочестве дружили и, мол, любили друг
друга (то ж было малолетство). Все разговоры всех персонажей пьесы друг с другом
такие реалистические, можно сказать (тем более можно, что это произведение
реалистическим считается, и потом эти разноразмерные строфы, эта разговорная
лексика), что психологический нонсенс должен что-то значить. И что если не
совсем по Гоголю: комедия исполняет ╚плохо сценические условия┘ Содержанье, взятое
в интригу, ни завязано плотно, ни
мастерски развязано. Кажется, сами комики о нем не много заботились, видя
сквозь него другое, высшее содержание
и соображая с ним выходы
и уходы лиц своих╩? Что если, чтоб опустить либертиниста, этот нонсенс? Это
его перед Софьей описание своего (вдруг же! это ж тот же день его приезда!) ти-та-нического
чувства┘ Титанического┘ Он её
таки расколол. Она проникновенно описала воображаемого (мы уже знаем, что воображаемого:
по приставанию к Лизе) Молчалина. Так что Чацкий? - Он себя полностью перед
нами разоблачил как человек, решительно не способный понимать другого по меркам
этого другого. И ведь угадывает: ╚Бог знает, за него что выдумали вы╩. И
√ не принимает угадку. √ И не понимает. Человек-романтик. Для него существует
только прекрасный мир его души, потому что всё остальное не прекрасно и потому
не имеет цены. А потому остальное ему объективно не понятно. Только субъективно
способен он Софью понять: ╚Она его не уважает╩, ╚Она не ставит в грош
его╩, ╚она его не любит╩. Он не способен понять, что вообще-то
существуют на свете монахоподобные, как бы не от мира сего люди. Что Софья
стала такой за три года его отсутствия. Хоть и почти угадал и это: ╚Есть на
земле такие превращенья / Правлений, климатов, и нравов, и умов╩. Она,
видно здорово разочаровалась в действительности, как и он за эти годы. Но он
ушёл во внутреннюю жизнь. А она как бы улетела в сверхбудущее. (Были такие
слова в раннем списке произведения: ╚Меня к монастырю скорее заохотят...╩.)
Первое индивидуалистично. Второе соборно. Другое дело, что Гоголь кажется правым:
╚ни завязано плотно╩. Ещё Чацкий, мужчина, хоть и неприкаянно
болтавшийся где-то три года, мог в принципе сталкиваться с российской действительностью,
и та могла-таки его побудить к ценностному эскапизму, побегу внутрь себя. За
это время в стране разочаровались в Александре I, так и не освободившем народ-победитель Наполеона
от рабства (крестьян √ от крепостного права, дворян √ от царского
единовластия). Так же поступил с Гамлетом Шекспир, сделав своего учившегося
где-то героя вне пьесы (до начала действия) разочарованным вплоть до (в начале
действия) мыслей о самоубийстве. Но Софья, женщина, в обществе, не дававшем
женщине быть чем-то, кроме женщины, девица, сидевшая эти три года дома┘ Что
могло с нею случиться, чтоб тоже стать так преображённой жизнью, что хоть чуть
ли не в монастырь иди? Мадам Розье? Со своей жизненной драмой?.. Или чтение притчи
об Алексии (и Молчалина зовут Алексей), Человеке Божьем, после 17 лет
странствий в рубище вернувшемся домой и в смирении и терпении прожившим до
конца жизни неузнанным? √ Как-то мало вероятно. И
настолько изысканно, что в годы после недавней победы над Наполеоном, в эпоху
подъёма русского национального самосознания и преддекабристского оптимистичного
порыва к отмене крепостничества, к принятию конституции понятно, что актёры
хотели играть околореволюционную сатиру и совсем по-своему понимали автора: ╚Степень
потребности побочных характеров и ролей
измерена также не в отношенье к герою пьесы, но в отношенье к тому, сколько они могли пополнить и пояснить мысль
самого автора [а не героя]
присутствием своим на сцене, сколько могли собою дорисовать
общность всей сатиры╩ (Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями). Явление 4 Вечер. Все двери настежь, кроме в спальню к Софии.
В перспективе
раскрывается ряд освещенных комнат. Слуги суетятся┘ Вот
званый вечер актёры и зрители и понимали, скажем так, в прогрессивном,
западнистском плане. Мол, авторском. Тогда как
автору, на самом деле, нужно было вдогонку к своим уже эскапистским главным
героям, не годным для перемен, показать нам не только мерзкую действительность пережитков
прошлого века и злобы дня века нынешнего (о чём уже рассказали нам до этого
вечера Фамусов и Чацкий), - но и показать те силы, на какие можно рассчитывать,
чтоб и конституцию, и отмену крепостничества всё же мирно получить, и по
западному пути прогресса не пойти. Грибоедов,
как и Пушкин и даже раньше Пушкина, ещё до выступления декабристов
разочаровался в декабризме (из-за поражения безнародных революций в Европе и
побед в России доносчиков на тайные революционные общества). Разочаровался в
романтиках, либертинистах, либералах российских, вообще в прогрессе, ибо без
опоры на народ ничего не будет ради себя и народа, а народу прогресс не
особенно нужен. И потому, может, Лиза тут √ образец адекватности и нормальности
человеческой: не хапать. То, что теперь, в XXI веке, в годину поисков русской идентичности,
называют недостижительностью: ╚┘от господ [с их достижительностью
бабников] подалей╩, ╚вам <┘> кажется все мало╩, ╚Кому
назначено-с, не миновать судьбы╩, ╚я не льщусь на интересы╩, ╚одна
лишь я любви до смерти трушу╩. Если и целит она на Петрушу, - ╚С
разодранным локтем╩, - то не
достижительность того, как у Молчалина, ей мила. В общем, нормальна Лиза. Да и другие тут (дворяне), не романтики, не либертинисты
и т.д. √ не совсем дрянь. Явление 6 Муж
Натальи Павловны, Платон Михайлович Горич, стал подкаблучник и неженка, как
оранжерейное растение. Так это ╚такие превращенья / Правлении[я]╩
Александра I
его погнали (по Тынянову) из армии, где зрела революция против не
оправдавшего надежды царизма. Горич против революции (не по Тынянову,
пленённому идеей революции). Но он и против обывательской √ если можно это
слово применить к дворянину √ жизни подкаблучника. Смотрите, как стонет: ╚От
скуки будешь ты свистеть одно и тоже╩,
╚Да, брат, теперь не так...╩, ╚Теперь, брат, я не тот...╩, ╚неволя-то
горька╩. В общем, горечь Горичу от начавшегося в стране поворота к реакции. Так
какова мечта автора при таком освещении вышедшего в отставку отличного
военного? √ Чтоб при другом, но не декабристском,
правлении Платон Михайлович Горич стал-таки ╚московским комендантом╩. Собственно,
и Скалозуб, хоть и не вышедший в отставку по идейным причинам, как его брат,
хоть и упрекающий брата за то, - тоже не плох для автора. - Чем? √ Тем, что не
без┘ этой родной недостижительности. Его вверх по лестнице чинов несёт, а не он
себе этот подъём организует левыми способами.
И
родственников не тянет он, как Фамусов. Не знает какую-то свою родственницу
Наталью Николавну, про которую Фамусов спрашивает. Фамусов не зря ж спрашивает.
Это, наверно, такая же могущественная дама, как Татьяна
Юрьевна. А Скалозуб её не знает. По сути, отрицает он и другое предположение о
покровительстве: Фамусов
Скалозуб
Это ж во
время войны. Отличались. Не родством, а ратными делами. Вот и награды. Да. Он
хочет до увольнения по старости выйти в генералы. (Ему уже лет 40, раз он
служит с 1809 года, и он полковник.) Но это не достижительность. Его даже раз 2
года промариновали в ожидании должности командира полка. Но он не в претензии:
Скалозуб
√ значит, казарменный юмор. Ну и извинительно. А ╚слова умного не выговорил
сроду╩┘ Может, это перегиб в другое и в другого влюблённой Софьи. Смотрите,
как выхолостил он в своём резюме карбонарскую речь Чацкого перед ним и
Фамусовым, а? Не посмеялся ли он Чацкому в лицо и чрезвычайно тонко над
пустопорожностью его выступления?.. Вообще
прав Белинский: ╚Мало
этого: сам Скалозуб острит, да еще как! - точь-в-точь, как Чацкий. Не верите? -
так прочтите┘╩ (http://griboedov.lit-info.ru/griboedov/kritika/belinskij-gore-ot-uma-5.htm). И цитирует. А что это
за ╚Мало этого╩? √ Это Белинский позитивно прохаживается и по Фамусову.
В укор Грибоедову, как и Гоголь. Автор, мол, из Фамусова вылезает, что плохо. На самом
же деле это хорошо. Такова была первая фаза реализма. И у Грибоедова, и у
Пушкина. У Пушкина её открыл Бочаров √
слитность пушкинско-белкинско-персонажной речи: ╚┘повествовательный
мир ≈ в исконном русском значении живого людского сообщества, той коллективной
субъективности, через которую в повествовании Пушкина проходят факты, предметы,
события╩ (Поэтика Пушкина). Слова
разговорные, простонародные, высокого стиля √ все присутствуют в речи одного
персонажа. Этой слитностью выражался идеал консенсуса в сословном обществе (см.
тут), идеал и
Пушкина, и Грибоедова при открытии ими реализма. Ну и
посмотрим на других людей на вечере, присутствующих или упоминаемых,
необходимых, получается, для коллективной субъективности и мечтаемого
консенсуса. Нет ли там ещё подходящих? Есть,
князь Фёдор, безусловно: Княгиня
Но он по
балам не ходит. А тут, на вечере, пожалуй, больше никого. Совсем пустые люди.
(Причём Софья на вечере себя не роняет, ибо почти не проявляется.) А пустые┘
Они и консенсусу не помешают. За что все будут, за то и они. Разве что Хлёстова,
Софьина тётя. Всех отхлестала и не заглазно. Загорецкого за плутовство.
Фамусова за хамство. Скалозуба за нечуткость. Княгиню за карточный долг.
Конечно, Чацкого √ за непочтительность. Даже Молчалина √ за собачью
преданность:
Так ведь
всё справедливо. Прямодушие коррелирует с недостижительностью, и, значит,
хорошо. И совсем ничем не ругнула Софью. Будучи самой близкой родной женщиной,
она, может, и повлияла на Софьин радикализм в мировоззрении. И она
единственная, кто пожалел о сумасшествии Чацкого. А того уже
есть за что пожалеть. Его общество огласило сошедшим с ума. С подачи Софьи.
Месть её за святошу (без негативизма понять) Молчалина. Она-то отомстила, но
получился перегиб. И он чувствуется уже во время монолога Чацкого о
вестернизации российской элиты. Он и говорит-то не абы кому, а Софье, человеку,
- мы-то знаем, - способному ему посочувствовать ввиду её нового мировоззрения,
ему так и не ведомого. И если автор, по большому счёту, с Софьей, то и мы ж при
этом монологе оказываемся вместе с Чацким √ и с автором заодно. Потому что автор
в этот момент над Чацким не смеётся, хоть над ним смеётся уже всё собрание. Но
большинство ж там пустые люди. И мы рады, что мы не с ними. Ведь Чацкий-то прав.
Мягко началось предательство России её элитой. То, что чуть более чем через
полвека сделало Россию в экономическом плане полуколонией, а её элиту, часть по
крайней мере, компрадорской. (Что ещё через полвека, с 1956 года, стало страсть
как актуальным, и актуальность та с тех пор только растёт и растёт и теперь
дошла, кажется, до предела. Ибо есть уже угроза утраты народом своей
идентичности. Незадолго до конца света из-за перепотребления, которое, в свою
очередь, имеет причиной достижительную культуру западнистскую.) Действие четвёртое Не всё
общество российское ещё рассмотрено. Нет отношения к либерализму, к главной
тогда его разновидности, к будущим декабристам. О них нельзя было показывать в
зале, среди публики. Тайные ж общества. √ Ну так пожалуйста √ Репетилов, член
такого кружка, запоздал на вечер, приехал хоть к разъезду гостей. Встречается с
Чацким, - они знакомы были, - в парадных сенях. А тому не могут найти его
кучера. Есть время поговорить. Своё
отношение к будущим декабристам Грибоедов выразил одним словом - фамилией
Репетилов. - Репетиция. То, да не так. Не получается на репетициях, что надо. И
опять, и опять. - ╚Не той дорогой идёте, товарищи!╩ Когда
Грибоедова √ из-за подрывных речей его Чацкого √ вызвали на следствие по делу
декабристов после их поражения, он оправдался указанием на своего Репетилова. И
следствие удовлетворилось. А зря. Грибоедов-то был против крепостного права и
за конституцию. Репетилов же своим поведением опорочивает скорее то, КАК
собрались заговорщики достичь этих целей. Во-первых,
раз допустили к себе такого болтуна, как он:
Пусть и
не первому встречному он это говорит, но всё-таки. Не виделись три года. Не
узнал, чем теперь дышит Чацкий. И говорит где? В парадных сенях при разъезде
гостей, когда каждую минуту могут появиться люди, и их услышат. Да что! Чацкий
удрал, так он же подвернувшегося Скалозуба звал на заседание! Можно ж
было видеть, что это за человек, Репетилов, если всем известно: ╚Вот фарсы
мне как часто были петы, Что пустомеля я, что глуп╩, ╚Сам бредил целый
век обедом или балом╩, ╚Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Всё
отвергал: законы! совесть! веру!╩ Во-вторых,
раз √ послушать Репетилова - там отвлекаются на постороннее:
Есть и в
третьих. С самого начала там привлекают сомнительных личностей:
Действительно,
смеху подобно. И умный человек в такую компанию не пойдёт. А Грибоедов - умный
человек. Так если он такими представлял заговорщиков, то почему б не поверить
ему следователям. И его отпустили. Хоть
собственно то, ЧТО в тайных обществах обсуждалось, автор не осмеял:
Сноска
нам теперь объясняет, что это значит, а тогда образованная публика и сама
знала: ╚"О
камерах, присяжных" - В двадцатые годы XIX века русская молодежь много говорила о палатах (камерах) депутатов
в конституционных государствах, а также
о введении в России судопроизводства с участием присяжных заседателей - представителей
от разных слоев населения. Бейрон - знаменитый английский поэт Байрон
(1788-1824). [В охваченную
восстанием Грецию поехал воевать.] Материя -
здесь в смысле: тема, предмет разговора╩. Автор ╚в лоб╩ не осмеял, а следователи не заметили
и отцепились. Грибоедов же и в самом деле принципиально не был
согласен, но не с ЧТО, а с КАК. √ С революцией. Декабристы же хотели именно
восстанием: Репетилов
Убийство
царя не исключали, раз фамилия гения-идеолога Удушьев. Больше
ясности невозможно было при цензуре. Хватит. Теперь
развязка. Застукал Фамусов дочку после званого вечера в сенях, в полутьме, с
мужчиной. О-па. А я
и не помнил это: Фамусов
И никакой,
получается, наследственности. Наоборот: София
Гамлет
женского рода! И у того была мать такая. И тому жизнь была тошна. А у этой
и отец такой. Точно! Хлёстова уж не стеснялась племянницы. Софья знала. Из
разочарования в родителях произошёл её идеал ╚святейшей богомолки╩. Я знаю.
Видел. Так бывает и в жизни. Лотос растёт из грязи незапятнанным. Вот и
воплощённый идеал Грибоедова √ не дорожащие собою люди: ╚┘за других себя
забыть готов╩. Полные противоположности людям западным. Так называемая
святая Русь. А тем √ народность: недостижительность, традиционализм. Атакуемые
со времён Петра Первого. Кончил бы
на этом идеале┘ Прав
Белинский? Испорчен конец? Дано это
опять полное непонимание Чацким Софьи┘ А что
если Грибоедов словно стесняется торжества такого конца, так понятого идеала:
Стесняется. Это не та
недостижительность, не тот консенсус в сословном обществе. Не женщинам бы такое
воплощать. А Чацкого для этого надо опять осадить. И не только потому, что он
мужчина. Он демонист. У него ж тоже недостижительная мораль. Но страшная. Как у
бретёра. Чреватая собственной смертью. Грибоедову такой не нужно. Он
конструктивен. Поэтому пусть Чацкий, злой, поговорит, себя напоследок опозорит.
А последние слова √ этому вкусному Фамусову. Он же со смешной достижительной
моралью:
И √
спряталась от критиков русская недостижительность как нечто прекрасное,
претерпевающее от наступления противоположного, иностранного. Смертельного, как
видится через почти двести лет. ╚"Квалифицированный
ученый" и "эрудит" Франк Феннер, приложивший руку к истреблению
вируса оспы, в интервью одной из австрийских газет дал прогноз, что в течение
ближайших ста лет люди вымрут - из-за того, что не могут справиться с проблемой
глобального потепления. Об этом пишет The New Scientist. Ученые
сходятся на том, что "основным ограничивающим фактором" станет еда:
рост населения планеты вкупе с "разнузданным потреблением" приведут к
резкому росту спроса, который невозможно будет удовлетворить из-за климатических
изменений. Однако специалисты расходятся в оценке масштабов грядущего кризиса,
и мало кто говорит о вымирании, как это делает Феннер. Тем не менее, история
знает примеры уничтожения даже очень крупных популяций, отмечает автор статьи
Дебора Маккензи, и, если не принять меры, человечество ждут неприятности -
вопрос только в том, насколько крупные╩. 9 июля 2010 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.05.2010 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.05.2010 |
Палеологовское возрождение и 1990-й год.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.04.2010 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.04.2010 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
04.04.2010 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.03.2010 |
Роль теории в поворотах истории.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.03.2010 |
Норштейн: не надо хотеть выпить море.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.03.2010 |
Высокое Возрождение и 1991-й год.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.02.2010 |
Чтение в сердцах (Продолжение)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.02.2010 |
Чтение в сердцах или Что сгодилось бы для доноса в КГБ, будь сейчас СССР, а в нём - тоталитаризм.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27.01.2010 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.10.2009 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.09.2009 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.03.2009 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.07.2008 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.06.2008 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"