TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

     

    Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны что-то романтическое, высокое. Самая лучшая на свете страна, СССР, не могла быть не права и в Афганистане. Там же революция – вот и пришли на помощь. И он – от широты душевной – хочет понять причину упорства Вооружённых Сил Украины, вот уж полгода не сдающихся массово. Да их сверхлюдьми воспитали, предполагает он, демонстрируя идиотскую их пропаганду, что украинцы – сверхлюди на планете, и всё самое-самое на ней всегда было от украинцев. Например, Богдан Чингисхан был украинцем. Потому смог империю образовать, самую большую в мировой истории… Исключительность! Не материально ориентированная – духовно. Потому и продолжают драться, несмотря на почти сплошные поражения в СВО России. Что им материальное…

    А вот Марина Цветаева. Гражданская война. Она в Москве, муж в Добровольческой армии на юге. Она по догу службы ищет "во всей выходящей московской прессе статьи о Белой Гвардии, чтобы переписывать эти статьи, помечая их датами и днями недели, в специально заведённую для таких записей тетрадь” (https://stihi.ru/2015/09/30/7130).

    Это скучно. И она что: как бывший сержант Шейнин тоскует в телестудии по одухотворённой исключительности, - она превозносит идеалистов-белогвардейцев?

    Да нет – больше. Она от Скуки Этого плохого-преплохого мира даёт (а в 1939-м, перед возвращением в СССР даёт дополнительно) образ вообще принципиально недостижимого метафизического иномирия, тем самым как бы всё-таки достигая свой принципиально недостижимый идеал. И образ этот дан от противного – предвзрывом, к которому – как обычно ницшеанец – подводит читателя (а взрыв, внушено, будет такой силы, что вас вышвырнет вон из Этого мира). Здесь (в месте, разбираемом ниже) это – непереносимость зноя.

    ПЕРЕКОП

    Моему дорогому и вечному добровольцу

     

     

    А добрая воля

    Везде – одна!

    ___________

    Dunkle Zypressen!

    Die Welt ist gar zu lustig.

    Es wird doch alles vergessen*

    _____________

    – Через десять лет забудут!

    – Через двести – вспомнят!

    (Живой разговор летом 1928 г. Второй – я.)

    * - Темные кипарисы!

    Мир слишком смешной.

    Все будет забыто

    ВАЛЪ

     

    – Каб не чехъ!

    – Каб не тифъ!

    Кто-то: – эхъ!

    Кто-то: – живъ

    .

    бы ​​Колчакъ…

    Солнцепекъ.

    Солончакъ.

    ​​Перекопъ –

    .

    Нашъ. Семиверстная мозоль

    На вражескихъ глазахъ.

    Земля была суха, какъ соль,

    Была суха, какъ прахъ.

    .

    Не то копытъ, не то лопатъ

    Стукъ: о костякъ – костыль.

    Земля была суха – какъ складъ,

    Почуявшій фитиль!

    .

    – Ой, долго ли? Ой, скоро ли?

    Нудб, нудб, нудб…

    Всё вялено, всё солоно:

    Земля, вода, ѣда.

    .

    Позѣвывай… пострѣливай…

    Къ концу – къ концу – къ концу…

    Чту пили вы? чту ѣли вы?

    Камсу! камсу! камсу! [небольшая морская рыба]

    .

    Броситъ сынъ мой – дряхлой Европѣ

    (Богатырь – здѣсь не у дѣлъ):

    – Как мой папа – на Перекопе

    Шесть недѣль – ежиковъ ѣлъ!

    .

    Скажетъ мать: – Ѣвшему – слава!

    И не ѣлъ, милый, а жралъ.

    Темъ ежамъ – совѣсть приправой.

    И поймётъ – даромъ, что малъ!

    .

    Осточертѣвшая лазорь.

    (С нея-то и ослѣпъ

    Гомеръ!)

    …была суха, какъ соль,

    Была суха, какъ хлѣбъ –

    .

    Тотъ, неразмоченный слезой

    Паёкъ: дары Кремля.

    Земля была – передъ грозой

    Какъ быть должна земля.

    .

    – Шутка ли! Въ норахъ!

    Послѣ станицъ-то!

    Что мы – кроты, что ль?

    Суслики, что ль?

    .

    Есть​ еще порохъ

    Въ пороховницахъ,

    И въ ​солоницахъ​

    Совѣсти – соль!

    .

    Безостановочный – не текъ

    Потъ: просыхалъ, какъ спиртъ.

    Земля была суха, какъ стогъ,

    Была суха, какъ скирдъ.

    .

    Ни листикъ не прошелеститъ.

    Флажокъ повисъ, какъ плеть.

    Земля была суха, какъ скитъ,

    Которому горѣть.

    .

    Заступъ. Сапогъ.

    Насыпь? Костякъ.

    Копъ – перѣ – копъ.

    Такъ – перѣ – такъ.

    .

    Пышущій лобъ.

    Высохшій бакъ.

    Копъ – перѣ – копъ.

    Такъ – перѣ – такъ.

    .

    Вознагради тебя Трисвят,

    Валъ стародавенъ ханскъ!

    Лѣпили – въ Маркова ребятъ,

    А получалъ – Армянскъ.

    .

    Хотѣли въ глазъ, садили въ бровь,

    Садили вкось и вкривь.

    (Тамъ перекапывалась новь,

    Окапывалась – бывь.)

    .

    – В тартарары тебя, тельца ласкова:

    “​Всѣмъ​, ​всѣмъ​, ​всѣмъ​!”

    На солнцепёкѣ – учба солдатская:

    – При – целѣ: семь!

    .

    Въ тартарары съ тобой (эхъ, не ты бъ-не ты!)

    Шло – шла – шли.

    – По наступающему противнику,

    Ро – та! – пли!

    .

    На валъ взойди, лбомъ къ сѣверу:

    Руси всея – лицо.

    Въ тылу – родство послѣднее:

    Щемиловка-сельцо.

    .

    Вѣ плечах – пруды Сивашевы,

    Сольца, гнильца сплошна.

    Сѣ него и кличка нашему

    Сиденьицу пошла:

    .

    Щемиловско. Ни намъ, ни имъ!

    Въ иные времена

    Даетъ же Богъ мѣстамъ инымъ

    Такіе имена!

    .

    Курскъ – дѣйствуемъ, Керчь – пьянствуемъ,

    Да, но сидимъ въ селѣ

    Щемиловке.

    …Дно – станція,

    А то – Гуляй-Полй!

    .

    Панамъ – соли, полямъ – сули.

    Звонъ! золота кули!

    Гуляй – пали, гуляй – пыли:

    Коли – гуляй – пали!

    .

    Галлиполи: чанъ – до полну –

    Скорбей. Бѣла – была.

    Галлиполи: голу-поле:

    Душа – голымъ-голб.

    .

    Въ той Щемиловке – тошна бъ,

    Каб не флагъ надъ ней штабной –

    Полка марковского – штабъ.

    Чёрный с бѣлою каймой

    .

    Флагъ надъ штабомъ.

    Рокъ надъ флагомъ.

    .

    Крестокъ​ бѣлъ, ​серпокъ​ ​алъ​.

    ​Перекопъ​ – перевалъ –

    Руси – наковальня!

    На валу – дневальный,

    Подъ дневальным – гнёзды,

    Надъ дневальнымъ – звёзды.

    Звёзды непросчетные.

    Гнёзды пулеметные.

    Вот Цветаева уверена, что через двести лет эти стихи вспомнят. Почему? Разве по политической причине: раскол, мол, на красных и белых прекратится и злоба дня пройдёт? – Нет. Она в конце завещает: "Если когда-нибудь – хоть через сто лет – будет печататься, прошу печатать по старой орфографии” (https://stih.su/perekop/).

    (Я, наверно, единственный, кто выполнил её просьбу хоть для одного стихотворения.)

    Старая орфография – образ Неизменности. Это то свойство, которым её подсознательный идеал метафизического иномирия наделяет это иномирие. Там – ничего не меняется. Не случается бед, главным образом, как в Этом несчастном мире.

    7 сентября 2022 г.

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

25.01.2023
15:38

Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого

    А мне хорошо б, чтоб спорить. И Высоцкий в принципе благодарный субъект: он был левым диссидентом, а те, с кем я контачу по поводу него, ВСЕ считают его правым . . .

22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

22.01.2023
16:22

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

21.01.2023
16:48

Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти

      Это я возражаю Ельшевской, искусствоведу-либералке: "Общество московских художников — это в основном бывшие “бубновые валеты”: Кончаловский, Машков и прочие. В . . .

20.01.2023
16:12

Лукавый попутал

    Я думал, что хорошо когда-то придумал: при обнаружении ошибки в статье её не исправлять, а ставить красную звёздочку в самом неправильном месте и в сноске каяться . . .

19.01.2023
18:35

Неисповедимы ли…

    Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На . . .

18.01.2023
19:53

Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства

    По-моему, при слове “искусство” все молчаливо думают о произведении неприкладного искусства (в котором есть ЧТО-ТО, словами невыразимое), а не о произведении . . .

16.01.2023
16:02

В свободном полёте (Ко дню рождения Маргариты Тереховой)

    Я, в общем, не люблю свободу. Мне нравится исполнить все законы и уж потом дать себе волю. Один закон, что идеал художника инерционен. – Ложный это ход мысли. Я . . .

14.01.2023
22:36

Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги

    Если б директором был я, я б запретил применять слово “художественность” для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100