TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

08.03.2023
11:49

Я провинился перед Бунюэлем

    Вывел тут, что его фильм «Андалузский пёс» (1928) из головы сделанный фильм Вывел тут, что его фильм “Андалузский пёс” (1928) из головы сделанный фильм . . .

07.03.2023
20:42

Ничто не ново под луною

    Я (опять это “я” впереди всего!) подумал, что вот, наконец, мне совсем нечего сказать, когда я прочёл “Храм” (2022) Измайловой. То есть не то, что искомой и любимой . . .

05.03.2023
22:48

Что-то заставляющее

    B> Я обычно статью начинаю с себя. Это потому, что я постигаю произведение искусства в процессе писания (так мне лучше всего). И я должен из того смутного, что во мне . . .

04.03.2023
21:14

Расширенное смотрение Матюшина

    Мне у нескольких футуристов удалось раскопать, какой именно прогресс они воспевали. (Диковинные у некоторых были прогрессы.) Но никакие картины и авторские слова . . .

03.03.2023
12:30

В тартарары

    Я (всегда с себя начинаю…) трус, наверно. Боюсь смерти и потому о ней не думаю, а загружаю себя почти непрерывной мозговой работой, очень трудной. И один из трудов . . .

02.03.2023
22:46

Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли

    "Как я провёл этим летом” (2010) Попоргребского. Если бездоказательно, потому плохой, что не впечатлил, когда смотрел когда-то. Если б не оригинальное название, я . . .

01.03.2023
18:44

Исключения в эпохе натурокорёжения

    Смотрел заголовки предлагаемых Яндексом для прочтения статей и удивился такому названию: ""Я почти забыл мои серые краски". Африка в творчестве . . .

28.02.2023
17:40

В ударе

    Поскольку я произведения, претендующие на то, чтоб их называли произведениями искусства, воспринимаю всем своим организмом, то, чтоб вжиться в очередное . . .

26.02.2023
22:10

От формализма есть и польза

    Речь пойдёт о вот такой скульптуре. Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898. Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” . . .

25.02.2023
19:55

Опять обидели

     

     

    Перед хозяйкой легкий вздор

    Сверкал без глупого жеманства,

    И прерывал его меж тем

    Разумный толк без пошлых тем,

    Без вечных истин, без педантства,

    И не пугал ничьих ушей

    Свободной живостью своей.

    А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

    Я схлопотал на днях такую пощёчину:

    "Я в кои-то веки говорю совершенно серьёзно (и про Иду, и про Орлову, и про Кустодиева) и вы тут же обзываете меня балагуром.

    Поймите, наконец, что не всё можно объяснить (хотя, вру; "объяснить" как раз можно всё, но зачем?) из того, что делает художник: вот нужен ему тут острый угол и он рисует именно такое, анатомически неправильное колено Орловой. Хочется ему сделать именно такую тощую вамп, и он берёт и делает. Нужно здесь Босху киноварное пятно в этом месте и он врисовывает туда человечка в красном.

    Я действительно скучаю от подобных наукообразных рассуждизмов "за искусство"…”.

    .

    Возьмём сон, со сложным сюжетом, почти реалистический. Находясь во сне нет же никакой возможности определить, что это – сон.

    Я помню почему-то сон, как я жалел Колчака. Я был секундантом в дуэли его с кем-то, наверно, большевиком. Я был единственным секундантом на дуэли. Мне надо было следить за непревышением скорости втыкания кинжалов друг в друга. Таковы были условия дуэли. Одинаково медленно их втыкать до того, как у кого-то будет затронуто сердце и он умрёт, а второй останется жить. И мне было пронзительно жаль обоих. И долг секунданта мне не позволял ни увернуться от своей функции ни превысить её, дуэль прекратив.

    Жаль, не помню, как я проснулся. Лет 70 тому назад мне снился этот сон. До меня дошло, наверно, что-то уважительное про Колчака, а большевиков я автоматически уважал, и…

    Так вот, как ни мучительно мне было быть секундантом, я не просыпался. И какой ни идиотизм этот сюжет, во сне мне он казался явью. И скучно станет иному, если начать всерьёз рассуждать о чести на основе этого сна.

    А на самом деле у меня, 14-летнего, тогда были проблемы с честью. Я не умел драться (был хилый от роду) и потому драк избегал. А это было чревато потерей чести. Может, оттого меня теперь обидел наукообразный рассуждизм. У меня ж вот уж 60 лет длится логичный сон – жизнь моя в искусствоведении, в котором я самообразовался, чтоб, красно говоря, спасти искусствоведение от баламутящих искусствоведов, ну и от балагурящих тоже. И в этом 60-летнем сне всё со всем сходится. И как-то не верится, чтоб это был такой сложный самообман. Ну мало вероятно, а?

    Пощёчину я получил за то, что ввёл в разговор понятие идеостиля (он отличается от стиля). Например (см. тут), идеостиль символизма определяется его формулой (я ещё и формулу идеостиля ввёл): благое для всех сверхбудущее; но у Чюрлёниса его образ – нерезкость, а у Кнопфа – резкость, в отличие от химеры реальной жизни. Стиль оперирует только внешним: резкость, нерезкость. А идеостиль – глубиной.

    Конкретно я ввёл в разговор идеостиль импрессионизма: хвала абы какой жизни. И назвал Серова импрессионистом.

    А у меня получилось, что десятки, можно сказать, картин Серова удовлетворяют этой формуле, а импрессионистов – многие десятки.

    Ну как мне не думать, что я попал в истину и с импрессионизмом, и с Серовым?

    Это чувствуется в общении с балагуром и балагура бесит. И – пощёчина.

    Я же задумался: вдруг это у меня всё-таки сон наяву такой. Этакая всеобщая взаимоосогласованность толкований произведений искусства чуть не всех времён и народов. Вдруг я не один. Просто другие с подобным, но другим всеобъяснением помалкивают.

    А потом взыграло ретивое. – Что там упоминает обидчик в связи с Серовым? Портрет Орловой…

    Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911.

    Я открыл в интернете пронзительную книгу Эфроса “Профили” и спросил Find-ом: “Орлов”. И показало:

    "…чучело гусыни – в портрете Орловой” (https://thebooks.su/read/358804-profili.html).

    Так и есть! Опять абы какая жизнь. Википедия об этом портрете вторит:

    "А. Н. Бенуа писал о ней: “Она была особой <…> не особенно „содержательной“”.

    Серов за то её презирал, но жалел.

    "В. Я. Брюсов писал:

    Портреты Серова – всегда суд над современниками… Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени”.

    Так то Брюсов, а Серов похвалил (умением изобразить всё, как живое) и безотрадную. А для негатива ещё и так посадил, чтоб показать скрываемую одеждой худобу (острое колено). Для пустой женщины, наверно, некрасивая фигура второе по величине несчастье после некрасивого лица.

    Колено так сделано не просто, - как укоряет насмешник, - потому что "вот нужен ему тут острый угол”. А подсознательный идеал потребовал. И сознание, которому такой идеал не дан, просто соглашается на такое безобразие, ибо весь организм художника обретает из-за него успокоение – как бы катарсис. (Катарсисом Выготский называет то, что делается с восприемником произведения.)

    19 сентября 2022 г.

24.02.2023
12:35

Сознание и подсознание Нестерова

    Есть два способа выражения подсознательного идеала: очень странным для своего времени образом и катарсисом, который сам по себе странность. Образ – это ясно, а . . .

23.02.2023
22:14

Бифуркация

    Это та точка, если в пространстве, в которой происходит резкое изменение бывшего. . Я долго искал в репродукции то, о чём в статье Клюшиной написано: "Мазки . . .

22.02.2023
15:23

Напрасно старушка ждёт сына домой...

    Меня восхищают примеры настоящего реализма, который я понимаю, как подсознательное чуяние и выражение того нового в социуме, которого ещё никто вокруг, кроме . . .

21.02.2023
22:52

Есть этика счастья, а есть этика долга

    Надеюсь, что хоть я и начинаю всегда с себя, что я в себе нахожу всё-таки объективное картины, а не остаюсь в субъективности. С улыбкой вспоминаю, время, когда я . . .

20.02.2023
17:24

Антиельшевская

    У меня получается такой спорт касательно искусствоведа Ельшевской: что я у неё ни прочту, всё можно как-то оспорить. Вот такую, например, фразу: "…несколько . . .

19.02.2023
19:10

2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов

    Я никогда не видел от начала до конца фильм Лукашевич “Подкидыш” (1939). И вот канал “Культура” его на днях показал, и я, наконец, посмотрел. И ахнул: “Да это шедевр . . .

18.02.2023
18:23

Дальше – легче

    Недавно со мной был такой интересный психологический эффект. Испытал я его из-за слов историка Спицына, что Ленин до Октябрьской революции не был . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100