TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

     

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы (подсознательные), большинству невнятные. Вчера я прочёл и поверил вот чему:

    "Философ и психолог Вадим Петрович Руднев утверждает: “Авангардная культура это всегда шизофреническая культура”” (https://proza.ru/2019/03/25/1357?ysclid=l7pvwcui0369345267).

    А сегодня я решил проверить на деталях, если получится, слова Эфроса:

    "…если чем особенно и силен кубизм, то именно железной цельностью своих живописных построений, той совершенно гранитной устойчивостью, которыми отличаются сооружения, воздвигаемые кубизмом из частей распавшихся на составные элементы предметов” (https://thebooks.su/read/358804-profili.html).

    Я подумал: на меня когда-то произвёл-таки впечатление кубистский портрет Пикассо, созданный Грисом. Наверно, похожестью на лицо Пикассо впечатлил.

    Грис. Портрет Пикассо. 1912. Холст, масло.

    И ещё подумал: вдруг мне откроются эти поражающие Эфроса "совершенно гранитной устойчивостью” построения кубизма. То есть откроется не надуманность, а естественность.

    Что за устойчивость от куба 1? – Как раз не устойчивость, а неопределённость, по-моему. Потому что становится не понятно, где левое плечо натуры: 1 или 2?

    Фон больше всего меня интересовал. Что за устойчивость кубистская там?

    Там – прямоугольность, отсутствующая во всех остальных местах портрета. – Ладно. Отличие обосновано тем, что это всё-таки фон. Общее в том, как положены мазки – крошечные точки, как у импрессионистов. Но. Во-первых, они не являются ничем геометрическим. Во-вторых, кубисты как раз отталкивались от импрессионизма из-за утери тем формы (из-за этих точек линий, мол, нигде нет). Так разве что линию счесть равнозначной кубу и цилиндру… Линии действительно везде выражены чётко и объединяют стильно весь холст. Ещё гнутую плоскость не надо ли возвести в тот же ранг? Цилиндричность в одежде и книге как-то слабо выражены. А гнутые плоскости есть даже в лице и волосах. Тогда единство всей картины назвать словами можно так: гнутые и негнутые плоскости.

    И в этом – работа того подсознания, которое обеспечило указанное органическое единство произведения, выполняя замысел сознания выразить мощь, мол, науки (то есть – математики, то есть – геометрии).

    Если быть формалистом, то перед ним новость, и ура: органическое единство (эстетическая ценность) обеспечена гнутыми и негнутыми плоскостями всюду-всюду. Оно же – идейное единство: мощь науки.

    А подсознательным идеалом выражено следствие из такой Скуки Этого мира, как царящий Распад, Смерть, бессилие науки.

    Анекдот в том, с чего я начал писание статьи – спросил поисковик: “(Несчастье | беда | болезнь) художника Гриса”. И Гугл (не Яндекс) нашёл в первом же сайте списка:

    "Тяжелая болезнь легких привела к ранней смерти художника” (https://vakin.livejournal.com/417798.html).

    Я-то не формалист. Мне важно нейти то нецитируемое, что всё в произведении породило (кроме того, что порождено сознанием). Я рассуждаю просто: ужасно корёжит автор натуроподобие – значит это от чрезвычайно переживаемой негативности какой-то.

    До конца XIX века выражения такой чрезвычайной негативности стеснялись. А потом перестали.

    Тем паче, что формалисты ввели в достоинство средства выражения этой чрезвычайной негативности, будто не её они выражают, а нечто цельноположительное.

    Это как я такую передачу слышал на русскоязычном ТВ Израиля. Журили русскоязычных, что они не обращаются к врачу, если болит у них не тело, а душа. Считают это стыдным. Тогда как можно взглянуть на обращающихся (нерусскоязычных) как на людей сильных, мужественных.

    7 сентября 2022 г.

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

25.01.2023
15:38

Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого

    А мне хорошо б, чтоб спорить. И Высоцкий в принципе благодарный субъект: он был левым диссидентом, а те, с кем я контачу по поводу него, ВСЕ считают его правым . . .

22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

22.01.2023
16:22

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

21.01.2023
16:48

Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти

      Это я возражаю Ельшевской, искусствоведу-либералке: "Общество московских художников — это в основном бывшие “бубновые валеты”: Кончаловский, Машков и прочие. В . . .

20.01.2023
16:12

Лукавый попутал

    Я думал, что хорошо когда-то придумал: при обнаружении ошибки в статье её не исправлять, а ставить красную звёздочку в самом неправильном месте и в сноске каяться . . .

19.01.2023
18:35

Неисповедимы ли…

    Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На . . .

18.01.2023
19:53

Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства

    По-моему, при слове “искусство” все молчаливо думают о произведении неприкладного искусства (в котором есть ЧТО-ТО, словами невыразимое), а не о произведении . . .

16.01.2023
16:02

В свободном полёте (Ко дню рождения Маргариты Тереховой)

    Я, в общем, не люблю свободу. Мне нравится исполнить все законы и уж потом дать себе волю. Один закон, что идеал художника инерционен. – Ложный это ход мысли. Я . . .

14.01.2023
22:36

Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги

    Если б директором был я, я б запретил применять слово “художественность” для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100