TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.02.2023
17:24

Антиельшевская

    У меня получается такой спорт касательно искусствоведа Ельшевской: что я у неё ни прочту, всё можно как-то оспорить. Вот такую, например, фразу:

    "…несколько человек составили ядро объединения “Мир искусства”, которое в 1898 году стало издавать одноименный журнал. Это были художники Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева. И конечно, Сергей Дягилев, антрепренер, импресарио, мотор и пружина всех мирискуснических инициатив. Кроме того, были литераторы — отдел критики, которым руководил Дмитрий Философов. Там печатались Мережковский, Гиппиус, Розанов, Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Белый — но потом литераторы разругались с художниками и ушли в журнал “Новый путь”” (https://arzamas.academy/materials/1201).

    Так меня не устраивает, что у неё причина ругни выглядит обусловленной видом искусства, тогда как я подозреваю, что причина ругни идейная. Скажу хуже: у них случились разные подсознательные идеалы. (Розанова и Философова исключаю. Они не писали художественных произведений, и с ними я не разбирался. Со всеми остальными разбирался.)

    Почему я подозреваю, а не знаю, раз со всеми разбирался? – Потому что я забыл те разборы. Просто я сильно уважаю сторону искусства, связанную с идеалом, считаю его определяющим в произведении и, думаю, мало вероятно, чтоб серьёзная ругня не была из-за него. А Ельшевская – формалист, как это чаще всего бывает с искусствоведами. Форма же, одна и та же, может выражать разные идеалы и даже просто с ними не иметь ничего общего. Например, артист может быть безыдеален. Выдаёт стильное и рад.

    Как я собираюсь проверить свою правоту (и Ельшевской неправоту)?

    У меня есть самостийная система подсознательных идеалов (подсказанная системой Шмита). Она визуальная. Это, если коротко, синусоида (один период её, а у неё вообще-то бесконечное число периодов, но удобно рассматривать один, потому что история идеалов в веках повторяется). Подробнее – синусоида с вылетами сверхвверх и субвниз на перегибах. Я её располагаю горизонтально, думая, что время идёт слева направо. Конкретный тип идеала конкретного произведения обозначается точкой на этой сложной уже кривой.

    На моём сайте я вверху каждой статьи помещаю синусоиду с точкой, соответствующей идеалу разбираемого произведения (если оно оказывается рождённым именно подсознательным идеалом).

    Для проверки мыслей Ельшевской и моей достаточно под каждой фамилией прорисовать синусоиды с точками, что вверху статей стоят – и вы сами убедитесь, кто прав. Конечно, если предположить, что я не сделал ошибки, определяя тип подсознательного идеала.

    Смотрим.

    Бенуа

    Сомов

    Бакст

    Лансере

    Добужинский

    Остроумова-Лебедева

    Видим, что все художники помечены точкой на нижнем вылете субвниз. Там ницшеанский идеал, сверхиндивидуалистический.

    Смотря на место литераторов на Синусоиде Изменения Идеалов (СИИ), превращения их друг в друга под воздействием духа времени, не буду занудой и не стану громоздить тут СИИ, а просто перечислю, сколько попаданий на нижний вылет субвниз (первая цифра), а сколько – в другие точки СИИ (вторая цифра).

    Мережковский – 0:2.

    Гиппиус – 1:0.

    Сологуб – 0:8.

    Брюсов – 0:8.

    Бальмонт – 1:2.

    Белый – 3:1.

    Тут нет однозначности, но больше всё-таки не вылетов субвниз (5), а другого (19).

    Смею думать, что моя версия подтвердилась.

    15 сентября 2022 г.

19.02.2023
19:10

2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов

    Я никогда не видел от начала до конца фильм Лукашевич “Подкидыш” (1939). И вот канал “Культура” его на днях показал, и я, наконец, посмотрел. И ахнул: “Да это шедевр . . .

18.02.2023
18:23

Дальше – легче

    Недавно со мной был такой интересный психологический эффект. Испытал я его из-за слов историка Спицына, что Ленин до Октябрьской революции не был . . .

15.02.2023
19:03

Отсталая?

    Пишу, как часто это стал делать, одновременно с чтением того, о чём пишу. Причина прежняя – вдруг читаемое окажется ерундой, так в конце чтения-писания получится, . . .

14.02.2023
00:25

Теряю, теряю я ценных читателей

    Какая боль, какая боль: Аргентина — Ямайка 5:0 Владимир Шагин Кого я считаю ценными? – Тех, кто придирается у меня к конкретности и, критикуя её, пишет такой . . .

11.02.2023
14:03

Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову

    Потому что очень подозревал, что Дали нас надул. Но и Несмеянова, по-моему, допустила нечёткость: "Каждый стиль поэтому имеет устоявшийся, утвержденный в . . .

10.02.2023
14:30

Бессилен перед всесилием

    Я ничего с собой не могу поделать, и у меня стоят в глазах слёзы от такого припева. В пол-неба пламя, В пол-неба смог, Донбасс за нами И с нами Бог! В полнеба пламя, . . .

07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

25.01.2023
15:38

Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого

    А мне хорошо б, чтоб спорить. И Высоцкий в принципе благодарный субъект: он был левым диссидентом, а те, с кем я контачу по поводу него, ВСЕ считают его правым . . .

22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100