TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

     

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, избегают определённости суждений. В пику я принуждаю себя к определённости даже тогда, когда у меня для неё мало оснований. Пишу ради, мол, эвристической ценности. – Ошибиться – как раз плюнуть.

    Вот я и привёл Розанову к полному разочарованию вообще во всём-всём на Этом свете, и беспредметность, мол, то обстоятельство выражала: образ-де метафизического иномирия, где нет горя и бед. Как и с Малевичем, мол, и его супрематизмом.

    Ан, оказывается…

    "Розанова, должно быть, не случайно отказывалась от употребления слова “цветопись” [который применял Малевич {пусть не смущает это слово в названиях вещей Розановой: не известно, как бы она сама их именовала}] и, отстаивая самостоятельность своих цветовых поисков, использовала понятие “преображенный колорит”. Примечательно, что ее имени не было в числе тех художников, кто на рубеже 1916–1917 годов подписался под “Декларацией супрематистов­цветописцев” (Малевич, Удальцова, Клюн, Меньков и др.)… Вполне возможно, что отсутствие ее имени в списке не случайно и связано с тем, что она не употребляла слова “цветопись” намеренно, в попытке отстоять независимый характер своих цветовых экспериментов. Розанова старательно избегала заимствований, которые ослабили бы ее позиции как самостоятельного мастера” (Тимина).

    Оказывается, Малевич в подсознательном стремлении дать адекватнее образ метафизического иномирия цветописью, "писал о том, что цвет имеет нематериальную сущность, которую нужно выявить, очистить от посторонних элементов” (Там же).

    А Розанова, понятием ""преображенного колорита”” (Там же) искала "предельное усиление насыщенности цвета”. Думая "об освобождении цвета”:

    “Наше время характерно жаждой свободы, тоской по свободе, жаждой увидеть мир преображенным”, - писала она в журнале Анархия. 1918. No 9.

    Её угнетал раздрай между революционными партиями, усилившийся в связи с мировой войной. И, думалось, что, если сосредоточиться на конечной цели – коммунизме – то можно раздрай преодолеть. То есть "предельное усиление насыщенности цвета”, достигнутое "на законах контраста основных и дополнительных цветов” – это образ коммунизма, а не метафизического иномирия, куда бежать из Этого плохого-преплохого мира.

    Розанова. Беспредметная композиция. Цветопись. 1917.

    Расчёт подсознания Розановой, что думание про коммунизм (насыщенный цвет-свет {не цвет-краска}) залог совместности (влияние соседства друг с другом дополнительных цветов-света {когда основные три: красный, зелёный, синий}: жёлтого и фиолетового).

    И совместность раздраи революционеров прекратит.

    (Должен признать, что на мой взгляд ослепительности фиолетовому придают переливы тёмно-{1} и светло-фиолетового {2}. Где состав тёмного: красного 134, зелёного 71, синего 98, а светлого: красного 146, зелёного 72, синего 125. А ещё впечатляют как бы отсветы фиолетового в чёрном и чёрного в жёлтом. – В общем, совместна деятельность цветов.)

    Совместность выражает и следующий её формальный изыск: "распыление”.

    Розанова. Зеленая полоса. 1917.

    А у Малевича, наоборот, стремление от совместности: "цвет имеет нематериальную сущность, которую нужно <…> очистить от посторонних элементов”. У Малевича "мистическое преображение цвета в свет”.

    Вообще же это до безобразия тонкие вещи. Они вызывают естественное отторжение у обыкновенных людей. Я вспоминаю движение своих чувств от наблюдения, как учится игре на пианино мой сын. Сам я могу только одним пальцем подобрать мелодию. А он дошёл, как сказала учительница, до виртуозности. Меня это – смейтесь – возмущало: ну как можно доводить человека до такого отрыва от основной массы людей?!. – Довольно странное переживание, но оно со мной случилось.

    3 сентября 2022 г.

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

25.01.2023
15:38

Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого

    А мне хорошо б, чтоб спорить. И Высоцкий в принципе благодарный субъект: он был левым диссидентом, а те, с кем я контачу по поводу него, ВСЕ считают его правым . . .

22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

22.01.2023
16:22

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

21.01.2023
16:48

Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти

      Это я возражаю Ельшевской, искусствоведу-либералке: "Общество московских художников — это в основном бывшие “бубновые валеты”: Кончаловский, Машков и прочие. В . . .

20.01.2023
16:12

Лукавый попутал

    Я думал, что хорошо когда-то придумал: при обнаружении ошибки в статье её не исправлять, а ставить красную звёздочку в самом неправильном месте и в сноске каяться . . .

19.01.2023
18:35

Неисповедимы ли…

    Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На . . .

18.01.2023
19:53

Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства

    По-моему, при слове “искусство” все молчаливо думают о произведении неприкладного искусства (в котором есть ЧТО-ТО, словами невыразимое), а не о произведении . . .

16.01.2023
16:02

В свободном полёте (Ко дню рождения Маргариты Тереховой)

    Я, в общем, не люблю свободу. Мне нравится исполнить все законы и уж потом дать себе волю. Один закон, что идеал художника инерционен. – Ложный это ход мысли. Я . . .

14.01.2023
22:36

Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги

    Если б директором был я, я б запретил применять слово “художественность” для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100