TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.08.2012
15:43

Что я помню о 6-м Всемирном Фестивале Молодёжи и Студентов.

    Вчера я посмотрел телепередачу о 6-м Всемирном фестивале. Какой-то фотограф, что ли, вёл её. Мол, это был глоток свободы, освобождение от страха и тому подобная . . .

04.08.2012
14:58

Чепуров.

    Год назад, в день рождения Пушкина, в Петербурге, Капелла имени Глинки дала музыкально-драматическое представление ╚Борис Годунов╩ с музыкой Сергея Прокофьева . . .

24.07.2012
21:29

Попытка подобраться к постижению абстракционизма.

    И состоит она в том, в итоге, что абстракционизм √ это человеконенавистничество. Посмотрите на картины двух художников: Харриса и Марка. Северный берег, озеро . . .

19.07.2012
08:04

Зачем Горткий завёл усы и как от них "отталкивался"..

    Недавно я пережил потрясение. Под натиском так называемых оранжевых СМИ России я, неожиданно для себя, на целых двое суток почувствовал себя оранжевым и аж . . .

10.07.2012
08:26

К трагедии на Кубани.

    Эту статью отказались публиковать в журнале, специализирующемся на обсуждении музыкальных явлений современности. И я б смирился. Если б самые обиженные на . . .

19.06.2012
18:36

Сезанн.

    Проделаем несколько манипуляций.

    Вот "Дорога у горы св. Виктории" (1898- 1902) Сезанна.

    Теперь выделим из неё контур собственно горы.

    А теперь сравним этот контур с картиной "Акведук" (1898-1900).

    Для определённости наметим на ней белым пунктиром контур Виктории.

    Видим, что гора, находящаяся вдали, несколько раз заслоняет собою ветку и ствол дерева, находящегося вблизи. Пониже тот же ствол ещё раз заслонён чем-то светлым (помечено белыми точками), что является тоном той же дальней горы, а не ближней листвы, которая тёмно-зелёная.

    Ещё ниже тот же ствол заслонён дальней яркой зеленью, что под домиками на горе, к которым, собственно и проведён акведук.

    Что это? Абсурд? Издевательство над здравым смыслом?

    Что если таки действительно это тихий бунт против здравого смысла┘ Тихий: не так уж и заметно в этом законном хаосе буйства зелени нечто от дозаконного хаоса. И что если по Сезанну и законное и дозаконное есть одно и то же - Единое. Он не первый в те годы стал улетать душою куда-то┘ Во что-то метафизическое, не от мира сего (плохого мира, из которого хочется убежать). Бежать, как знакомые Гоген (см. тут), Ван Гог (см. тут). Как незнакомые Гамсун (см. тут), Чехов и Левитан (см. тут).

    Этот акведук┘ сработанный ещё рабами Рима┘ а вот √ стоит. И такая же вечнозелёная средиземноморская растительность чуть не топит его в себе, как и тогда. И не потому ли невнятна архитектура домов? √ Чтоб отвлечься от конкретного времени┘

    Да и пространство┘ Его, собственно, нет. Не отделены планы друг от друга, передний √ от заднего. Даже небо √ от земли. Какого-то они одного тона. На первой репродукции √ то же. Всё √ Единое. Вплоть до упомянутого абсурда.

    А вот похожие наблюдения с сайта http://blogs.privet.ru/community/impress/97375322 .

    Кухонный стол. 1888-1890.

    Корзина, большой кувшин и столешница стола в разных плоскостях. Справа всего как-то больше, зато влево наклонены оси сосудов, ножки одного стола, другого, спинка стула (или что там?). На переднем плане правый и левый край столешницы под скатертью не сходятся. И что? Если б всё было по законам перспективы, то это б утверждало банальность? В то время, как он чует, что есть нечто сверх её┘ Он √ чует, а обычные люди √ нет. Так не подчиняться ж им!.. Ему, сверхчеловеку┘

    Здоровый ли это взгляд на мир? Не был я прав когда-то, пессимистом и потому больным назвав его, встав на точку зрения оптимиста (аж с фашистами я тогда солидаризировался, запрещавшими экспрессионизм)┘ (А в интернете обозвали меня динозавром┘)

    Да. Я был не прав. Меня сбила усвоенная мною ошибочная идея наличия экспрессионистской тенденции в широком смысле слова, начавшаяся от Домье и продолжившаяся до второй половины ХХ века. Она, мол, отражала кризис капитализма, страшное напряжение в мире, переходящем от эксплуататорской эры к неэксплуататорской. Когда эта идея была выдвинута, наоборот, начинался кризис так называемого социализма, капитализм же демонстрировал феноменальную устойчивость. А на самом деле конец реализма в конце XIX века породил не только экспрессионизм, искусство отчаяния от невозможности победить капитализм, коллективизмом движимое искусство, и потому ненавидимое фашистами. Ещё тогда же родилось искусство других пессимистов, недовольных пошлостью капитализма, индивидуалистское, ницшеанское направление. Движущий его идеал в перспективе и принципе аж фашизм породил.

    И нужно мужественно признать, что постимпрессионизм ту, противоэкспрессионистскую, тенденцию начинал.

    21 марта 2012 г.

17.06.2012
08:29

Гамсун и Ван Гог.

    ┘в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве . . .

03.06.2012
09:39

Бах и оранжевые революции.

    Я в молодости был революционер по натуре, а кончил тем, что стал консерватор. Странно. Потому что внутри себя чувствую себя одним и тем же и даже почти не . . .

25.05.2012
16:01

Абстракт.

    Раз в музее живописи я был поражён одним посетителем. Уж не помню, как я с ним заговорил, но что он мне сказал┘ Мы оказались надолго рядом перед произведением . . .

20.05.2012
18:10

Печаль в день музеев.

    Накануне дня музеев на центральное телевидение пришёл знаменитый устроитель выставок Мессерер и дал интервью. И очень меня огорчил такими словами: ⌠Меня страшно . . .

17.05.2012
17:51

Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.

    Запретное √ притягательно. В искусстве √ тоже. Почему? Я разумею, как это чаще всего молчаливо имеется в виду, не прикладное искусство (пусть даже и призванное . . .

16.05.2012
13:27

Это кому-нибудь надо?

    Перед вами иллюстрация мысли, что архитектура √ это чаще всего прикладное искусство, что в ней нет загадки, обязательной для искусства идеологического, нет . . .

07.05.2012
14:59

Протесты, протесты...

    Может, это смешно, но я привык к каждому художнику, - через произведения его, естественно, - вырабатывать своё собственное отношение. Не принять общепринятое, а . . .

06.05.2012
09:39

Раликальный Чайковский.

    Сдаться, что ли? Вот и у специалиста написано: ⌠Основой служит новый вариант главной партии <┘> образ, полный ликующей радости, силы и энергии■ . . .

23.04.2012
15:01

Оправдание гримасы.

    Я посмотрел в ╚Закрытом показе╩ кино Балаяна ╚Райские птицы╩ (2008), и оно меня нисколько не тронуло. Значит, не о чём писать. Но я подозреваю, что оно меня не . . .

14.04.2012
17:14

╚Сладкие сопли╩.

    А всё-таки она вертится. Галилей. ╚Именно те идеи, которые всех проще, всех яснее, - именно те-то и трудно понять. Если б Колумб перед открытием Америки стал . . .

18.02.2012
12:10

Просто впечатление.

    От фильма Гинзбурга ╚Generation ▒Пи▓╩. Оно противоположное просто впечатлению: ╚тошнотворность╩ (см. тут), - от романа. Там √ ужас Пелевина от безыдеалья. Здесь √ . . .

03.02.2012
10:55

Высоцкий и "Сплин"

    Можно, конечно, думать, что нравящееся выражение нравится не за объективность, а субъективно. Поэтому скажу сначала против себя. Так как-то я жизнь прожил, что по . . .

25.01.2012
10:31

В день рождения Высоцкого памяти его посвящается. Ибо он был враг индивидуализма.

    Гришковец. ╚Конфликты ⌠чеховского■ типа оказались принципиально важны в драме XX столетия╩ (http://gitis.net/rus/postgraduate/notices/verbitskaya_auto.shtml). Оно и понятно: Чехов в . . .

24.12.2011
13:04

Весёлый Ким средь грустных бардов.

    Надо, наверно, всё-таки больше считаться с подсобными материалами при поисках художественного смысла произведения искусства, - подумал я, узнав, что Юлий Ким . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100