Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.05.2012 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.05.2012 |
Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.05.2012 |
Это кому-нибудь надо?
Перед вами иллюстрация мысли, что архитектура √ это чаще всего прикладное искусство, что в ней нет загадки, обязательной для искусства идеологического, нет столкновения противоречий. Даже когда архитектура бани хочет сказать, что ⌠борьба за мировое господство была закончена и повелителей мира стала преисполнять гордость тем культурным своеобразием, которое доставило им первое место на свете■ (М. Дворжак. http://lib.rus.ec/b/318968/read), - даже и тогда бытовое, казалось бы, назначение строения не сообщает ему противоречивости с замыслом о гордости, если это древнеримские термы. Почему? Хорошо на вопрос ответил Чаадаев. Правда, имея в виду древних греков. Но высказывание годится, потому что римляне довели до максимума, то, что рождалось ещё у эллинов. ⌠Всё, что есть материального в человеке, было идеализировано, возвеличено, обожествлено; естественный и законный порядок был извращён ; то, что по своему происхождению должно было занимать низшую сферу духовного бытия, было возведено на уровень высших помыслов человека; действие чувств на ум было усилено до бесконечности <┘> Ум устремился на предметы, наименее достойные его внимания <┘> и эта [воображение] мощная способность <┘> стала с тех пор служить лишь для того, чтобы сделать осязаемое ещё более осязательным и земное ещё более земным■ (Чаадаев. Статьи и письма. М., 1989. С. 127). И вот┘
Термы Тита. 80 г. н.э.
Термы Траяна. 104-109 г. н.э.
Те же термы Траяна с другой стороны. А вот про Колизей: ⌠┘эта арена, куда римский народ стекался толпами, чтоб упиться кровью, где весь языческий мир так верно отражался в ужасной забаве, где вся жизнь той эпохи раскрывалась в самых удивительных своих наслаждениях, в самом ярком своём блеске, - не стоит ли она перед нами, чтобы рассказать нам, к чему пришёл мир в тот момент, когда все силы человеческой природы уже были употреблены на постройку социального здания, когда уже со всех сторон всё предвещало падение■ (Там же. С. 126-127). Взгляд христианина.
Рим. Колизей. 72-80 г. н.э. Обеспечение водой √ тоже материальное дело. √ Ну так и водопровод должен быть соответствующий.
А заодно и императорский дворец.
Дом Августинов. Ну √ и общественные здания тоже.
Базилика Максенция. 308-312 гг.
Как ни негативно отзывался Чаадаев об умонастроении греков, римляне от них хотели в том же (негативной они телесность не считали) отношении всё же отличаться. Для этого они забыли о греческих ⌠тектонически и пластически отдельных формах■ (Дворжак), - колоннах, перекрытиях, - и пришли к ⌠однородной строительной массе, образуемой мощными архитектурными объемами, чье внутреннее пространство оформлено в такие же мощные пространственные тела <┘> в конце этого периода стоит базилика Максенция, здание, которое <┘> является самым импозантным примером подобной дохристианской архитектуры, для которой пространства ≈ строительные тела, везде наглядно оформленные и как бы вырезанные из строительной массы; и в которой эти строительные массы имеют не только функцию (второстепенной) оболочки, не только не являются как бы необходимым злом, но принадлежат к существенному содержанию художественного воздействия здания■. В своём почтении к могуществу Древнего Рима Дворжак не может так свысока смотреть, как Чаадаев. И √ хвалит, хвалит┘ ⌠┘она принципиально отличается <┘> от эллинистической традиции, с которой она также многоразлнчно связана; создания новой римской архитектуры еще решительнее <┘> покоятся на эффектах телесного воздействия, на мощи кубических образований, на красоте телесно задуманных пространственных форм, на компактной массе и материальности ее ограничения. Апофеоз пространства, широко и тяжело основывающегося на телесной красоте, представляет <┘> дух <┘> каким он был создан всем античным культом пластически и тектонически объективированных тел и соответствующим этому культу понятием художественного величия и монументальности. Этот дух не обрывается внезапно, но еще в третьем столетии производит вещи, превосходящие раскрытием материального величия или чувственного великолепия всё, что было раньше, или по меньшей мере ему не уступающие■. ⌠Они [римляне] противопоставили греческому эстетически-научному восприятию жизни другое, которое было основано на власти, государственном авторитете и правовом порядке. На них были построены новая императорская власть, новая империя, новая имперская организация мира; их мировоззрение, методы и создания естественно всюду выступили на передний план, когда это построение было закончено и нашло свое завершение в новом государственном строе. Как точное отражение государственной полноты власти и управления сюда относилась и архитектура, в которой выразилось искусство римских инженеров технически организовывать огромные массы. Их конструктивные средства, мощные стены или смелые своды подняты при этом до степени эстетических факторов■. И до эстетики добрались. А мне б не хотелось. Иносказание √ не третьесказание. Поясню. В своём всяческом выпячивании вперёд идеологического искусства (с противоречиями) перед прикладным (без противоречий √ в иносказании тоже), с лишением прикладного искусства качества художественности всё из-за того же отсутствия психологической сложноустроенности при его восприятии, мне б хотелось, чтоб прикладному искусству было отказано и в эстетическом качестве. Если эстетическое и художественное √ это синонимы, то┘ Вот что пишет великий Леонтьев в предисловии к ⌠Психологии искусства■ Выготского: ⌠Анализ структуры художественного произведения и составляет главное содержание ⌠Психологии искусства■ Выготского. Обычно анализ структуры связывается в нашем сознании с представлением об анализе чисто формальном, отвлеченном от содержания произведения. Но у Выготского анализ структуры не отвлекается от содержания, а проникает в него. Ведь содержание художественного произведения √ это не материал, не фабула; его действительное содержание есть действенное [!!!] его содержание √ то, что определяет специфический характер эстетического переживания, им вызываемого. Так понимаемое содержание не просто вносится в произведение извне, а созидается в нем художником. Процесс созидания этого содержания и кристаллизуется, откладывается в структуре произведения, подобно тому как, скажем, физиологическая функция откладывается в анатомии органа■. Анатомия здесь √ это и есть психологическая сложноустроенность. Две части которой: сочувствие и противо-чувствие, - имеют опору в материальной структуре произведения идеологического искусства √ в противоречивых (каковых в произведении прикладного искусства нет) элементах, а третья часть структуры такого произведения √ не материальная, а духовная, находится, ⌠материально■ говоря, не в тексте произведения, она результат столкновения в душе сочувствия и противо-чувствия. Как бы сказание (1), другое сказание (2) и третьесказание (3). √ Очень специфично. Больше нигде не встречается, в иносказании √ меньше: (1) и (3). √ То есть эстетическое и художественное √ синонимы. И пусть себе будет ещё и красота, и пусть она не имеет отношения к идеологическому искусству. То есть произведение прикладного искусства пусть может быть красивым или некрасивым (безотносительно к своему назначению). А произведение идеологического искусства может быть прекрасным, когда части (1) и (2) в множестве своих различных повторений соответствуют (3), или менее прекрасным, когда множество это сокращается, ну и, наконец, безобразным, когда соответствия (1), (2) и (3) нету. То есть иносказание может подействовать на вас очень сильно (сказание, скажем, крик ужаса, - и сама действительность, - вдруг перед вами возник бандит с ножом, - действуют ещё сильнее), но к эстетике, художественности, пусть это не относится. Даже если это не ужас, а восхищение. Хотелось бы договориться так со всеми. Но это кому-нибудь надо?
Вот смотрите, если б договорились. Спели и станцевали в храме Христа Спасителя феминистки Pussy Riot, в переводе Бунт киски* (см. тут, текст песни тут). И никто* б не связывал ⌠тему перформанса группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя■ с ⌠оценкой произведений современного искусства■ (http://www.echomsk.spb.ru/blogs/guelman/5359.php). Ибо, во-первых, перформанс это уже почти действительность, сказание (1), тогда как искусство (идеологическое 1+2=3) совсем не действительность, а испытание, испытание непросредственное и непринуждённое сокровенного мироотношения (потому и противоречиями изъясняется, дразнит). Тогда как почти действительность, перформанс Pussy Riot в храме, √ испытание непосредственное и принуждающее. Оно с натяжкой √ прикладное искусство, ⌠искусство для■, для провоцирования оранжевой революции. По крайней мере, если б договорились, Гельману не пришлось бы козырять термином ⌠современное искусство■. Говоря о прикладном искусстве, часто ж слово ⌠искусство■ вообще не применяют. Благо, о таком перформансе, как ⌠Контрольная закупка■, ещё не заикнулись, что и он современное искусство. Но первым шагом надо сначала и по отношению к Колизею слово ⌠искусство■ подзабыть. Договориться надо.
14 мая 2012 г. Натания. Израиль. * - Ошибки, мол.Сперва о второй. - Pussy Riot исполнили ⌠Богородица, прогони Путина■ в богато украшенном сверкающем храме. Громада, убранство и сверкание этого храма (с позволения сказать) √ часть их перформанса, специально выбранная исполнителями √ вступающая в противоречие с непосредственным содержанием песни, их внешним видом и названием. Очевидное столкновение противоречий. Искусство, холера ясна. - И Гельман, получается, прав, говоря о современном искусстве и о выступлении Pussy Riot в одном контексте. Или же я, получается, не прав в одном из двух случаев: 1) или молчаливо дав понять, что это выступление Pussy Riot я сам не считаю идеологическим искусством, 2) или выбрал неверный критерий для разграничения идеологического искусства от прикладного. Проверим, не сделал ли я в каком-нибудь участке пути размышления логической ошибки. Рассмотрим параллельно римскую архитектуру и выступление Pussy Riot.
Относительно наличия противоречий чёрным цветом я пометил, как бы ответил и я, если б я был объективным. Но тогда выходит, что всё-таки я прав и относительно нехудожественности (непротиворечивости) римской архитектуры и относительно нехудожественности (непротиворечивости, вдобавок к вышеуказанной принуждённости воздействия, испытываемой зрителями-христианами: они не по своей воле это смотрели) выступления Pussy Riot. В чём же прокол у моего оппонента? √ В неучёте 3-й строки таблицы. √ Как он это допустил? √ Он не смог или не захотел стать на христианскую точку зрения. √ Почему? √ Много вариантов. Но все будут переходом на личность. Теперь о первой ошибке. - Неверен перевод "Pussy Riot". "Pussy" В английском языке теперь используется не для "киски", a это "ласковое" название влагалища, которое мужчины используют в "интимные моменты" (в русском языке мне аналог этого слова не известен). - Тут переход на личность становится необходим. Потому что помимо объективности в замечании есть огромная доза субъективности, которая объясняет глубину происхождения второго замечания и совпадающую с этой глубиной иносказательность (3) ⌠материального■ (1) выступления Pussy Riot. Тут я прошу читателя простить мне, если я, оппонента зная лично и зная его очень хорошо, всё же позволю себе и договаривать кое-что до конца за него, им не озвученное. В первом замечании сквозит (для меня по крайней мере) не первый его упрёк мне, что я не выучиваю английский язык, хоть и веду оборонительную идеологическую войну с США в его лице, в частности, на стороне России. Врага, мол, надо знать. А нет √ пожалуйста: ошибка. Более глубокого уровня упрёк: английский язык, как и всё западное, более рационален. В частности, уже сто лет как включает в литературную норму матерные слова (то есть безэмоциональное их включение в литературный текст от имени автора). То же √ с терминологией относительно того, что ниже пояса. Русский же язык, как и всё русское, более отсталый в рациональности языков. Направление рациональности, как языка, так и всего цивилизационного, определяется на Западе, а не в России. Поэтому России надо следовать за Западом, за так называемыми и самими русскими цивилизованными странами, а не настаивать на своей самобытности и на самодостаточности в ранге особой цивилизации, скажем, евразийской по названию. Надо приобщаться к так называемым для неамериканцев европейским ценностям. Общее √ к либеральным ценностям. Которые есть ⌠новая левизна■. Последние слова я взял в кавычки, подобно тому, как в СССР брали в кавычки слова ⌠новые левые■, обозначавшие бунтующую молодёжь Запада 60-х годов прошлого века. Сама та молодёжь (или не совсем сама, а с подачи правящих кругов своих стран) заменила непосильную революцию против экономической основы капитализма (порождающей отчуждение) революцией культурной (молодёжная контркультура), сексуальной и психоделической, в капитализме оказавшимися вполне своими, ибо в наступившем с 20-х годов обществе потребления в 60-х годах эти революции представили собой вариант престижного потребления и предельного опыта, отличающего элиту, самоназвавшуюся так, от массы, названной так этой элитой. Объективности ради надо признать правильной постановку в СССР кавычек в словах ⌠новые левые■. То же можно отнести теперь к феминистическому движению и к его части, Pussy Riot. Вот строки их возмущения из их песни: ⌠Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах■ (гей-прайд √ то же самое, что гей-парад; что заявлена ложь √ не важно: для дразнения всё годится; поганому виду нэма стыду; это, мол, художественный приём - гипербола), ⌠Чтобы Святейшего не оскорбить / Женщинам нужно рожать и любить■ (святейший √ краткое название святейшего патриарха Кирилла; тот, видно, выступил против гейства и за естественные любовь и браки, приносящие потомство, что феминисток оскорбляет в свою очередь). Этому либерализму-левизне, по мнению Pussy Riot и моего оппонента (называемым свободой), и нужно бы следовать России, чего не происходит в первую очередь из-за Путина и его любви к России той, которая ещё не полностью поглощена американским глобализмом. И потому нужно разжигать в России оранжевую революцию. Вот в чём движущая сила у моего американского оппонента слать мне свои упрёки в ошибках. И достаточно простой объективности, чтоб первое его замечание принять и извиниться перед читателями, а второе отклонить. - А как же с содержащейся в словах песни Pussy Riot стыдной-таки правдой и таки хоть какой-то левизной относительно правоцентристской власти? - Так статья-то всё-таки искусствоведческая, а не голо публицистическая. 15 мая 2011 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.05.2012 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.05.2012 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.04.2012 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.04.2012 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.02.2012 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.02.2012 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.01.2012 |
В день рождения Высоцкого памяти его посвящается. Ибо он был враг индивидуализма.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.12.2011 |
Весёлый Ким средь грустных бардов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.11.2011 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.11.2011 |
"Елена" Звягинцева и "Цитадель" Михалкова.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.10.2011 |
Кто опростоволосился: Попов или я?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.09.2011 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.08.2011 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.08.2011 |
Грис, художник "подлинной действительности".
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.07.2011 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.07.2011 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.05.2011 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"