Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Кошачий ящик Василия Пригодича  Классики и современники 
Дискуссия

Обозрение

ЕРДИТЫЕ ТРЕЛЫ ЕРДЮЧЕНКО АЗЯТ

без устали

04.08.2003
12:27

Спикеры Сети. Попытка портрета.

31.07.2003
14:31

Путин и Ходорковский

10.12.2002
17:44

O, Rus!..

18.11.2002
09:24

Тощие советы

03.03.2002
09:24

Клубы львовских интеллектуалов

31.04.2002
09:24

Поездка в Крым: между лирикой и политикой

03.03.2002
09:24

Литературный скандал. Глава третья.

01.03.2002
07:52

Литературный скандал. Глава вторая.

28.02.2002
07:36

Литературный скандал. Глава первая.

24.01.2002
02:01

Вверх по лестнице, ведущей вниз

    Именно такой подзаголовок просится к роману Давида Шехтера "В краю чужом"

    Именно такой подзаголовок просится к роману Давида Шехтера "В краю чужом". Это роман-самопознание: история поиска множеством советских евреев единого духовного знаменателя, их обретения и потери на этом пути.

    Советское шестидесятничество стало уже главой российской истории. Его пламенные комбатанты, "дети Арбата" превратились в дедов, почтенных мэтров и увлеченно вспоминают славную антисоветскую молодость -

     

    - и битвы, где вместе рубились они.

     

    Венцом этих воспоминаний можно назвать двухтомную хрестоматию "Самиздат века", изданную громадным тиражом по обе стороны океана. О советском диссидентстве написаны книги, защищены диссертации, оно исследовано вдоль и поперек. И все-таки одна его составляющая осталась без летописцев. Это "отказничество". Абсолютное диссидентское большинство мечтало о превращении советской империи в какую-то умозрительную Russland с памятниками Михаилу Булгакову и Мандельштаму на каждой городской площади, но были среди них и такие, кто от советской власти вообще ничего не требовал, кроме единственного: чтобы их отпустили на историческую родину. Речь идет о тех, кто предпочел абстрактной антисоветской говорильне возвращение к собственным национальным богам. "Я - религиозный еврей, - заявляет один из персонажей романа. - Хочу спокойно верить и соблюдать заповеди. В моем доме, в домах моих друзей нет и не будет места антисоветизму, всякой <диссиде>. Читатели моего поколения помнят, какое изумление вызывали вот эти, неизвестно откуда взявшиеся неофиты Талмуда и Торы в культурных собраниях Москвы, Одессы, Львова, Харькова, Кишинева, Томска, далее везде. Основная часть советской "диссиды" их попросту не понимала. Еще большие попреки приходилось им выслушивать от самих евреев, худо-бедно прикрепившихся к распределителю советских благ и не желавших для себя иной судьбы. Линия разлома сплошь и рядом проходила по семейной территории и сопровождалась анафемами с обеих сторон:

     

    "Родители - проблема почище ГБ. Больное поколение! Воспитанники Виссарионыча. Собственной тени боятся. Где-то я их понимаю - выросли с чемоданчиком теплого белья под кроватью".

     

    Вот об этой-то вечной коллизии "отцов и детей", неожиданно обострившейся в среде советского еврейства 70-80-х годов, и написал Давид Шехтер свою книгу. Причем предупредил, что не намерен ничего мелодраматизировать, поскольку абсолютное большинство событий и персонажей романа документально:

     

    "В этой книге нет ни одного придуманного факта. Здесь все - правда, только правда. Описанные события происходили в Одессе и других городах Советского Союза в 1983 - 1987 годах. Имена и фамилии действующих лиц в большинстве своем - подлинные. Только некоторые, по вполне понятным причинам, изменены. Благодарение Всевышнему, почти все герои книги сейчас в Израиле. Им, сумевшим через все испытания пронести веру предков, любовь к Святой Земле, не сломавшимся, не предавшим - и, в конце концов, добравшимся до Эрец-Израэль, посвящается эта книга".

     

    Итак, место действия - советско-еврейский юг с центром в Одессе. Автор погружает нас в мир мятущейся провинциальной интеллигенции, взыскующей одновременно Американской хартии свобод, песен Beatle's и черта в ступе. До поры до времени герои Шехтера движутся в этом общем диссидентском потоке, но постепенно образуют в нем собственное еврейское крыло. Трудно удержаться от улыбки, когда читаешь, с каких азов начинаются "уроки еврейского" на страницах романа: с умения испечь мацу, изготовить мезузу и тому подобное. Но вот среди персонажей появляется учитель иврита, они записываются в постоянные читатели "Израиля сегодня" начинают общаться с молодыми активистками "Джойнта" - повестка в КГБ становится неизбежной. Так что еврейская наука дается героям Шехтера нелегко. Тот, кто знает Одессу 70-х годов изнутри, подтвердит, в какой двойной вакуум попадали приверженцы этой романтической идеи. Вот признание одного из сетевых читателей романа (приводим в формате электронного файла, чтобы было интереснее):

     

    Фима

    - Sun Jul 29 13:24:19 2001

    Я взахлеб прочитал книгу Шехтера и жалею только об одном - ведь и я в те годы,

    что он описывает, жил в Одессе и крутился почти в тех же компаниях. Но вся эта

    действительно героическая борьба как-то прошла мимо меня - я ходил на тот же

    киноклуб, что описывает Шехтер, но ничего, кроме рассказов о Феллини не видел,

    увлекался туризмом, девушками - короче, сегодня мне действительно стыдно за

    бессмысленно прожитые годы. В особенности, когда теперь мне стало известно, что

    рядом протекала настоящая жизнь, и люди действительно делали большое дело.

     

    Совершенно верно, - повторим мы вслед за "Фимой". - Пока основная часть продвинутой одесской молодежи носилась за тиражированными кумирами 70-х годов, другие отыскивали в этом шуме и гаме собственное "дао".

    Роман документален. С одной стороны, это хорошо. Это привлекает к нему тех, кто, подобно "Фиме", знал некоторых, а, может, и всех романных персонажей. С другой - роману недостает романных обобщений. Характеров много, типов - нет. Катанчик, Шломо, Сергей с супругой, бендеровская затворница Ида Нудель вызывают у читателя интерес и сочувствие, однако, в общий поколенческий портрет их судьбы не складываются. А ведь какой "одесский" или "еврейский" Печорин просился на страницы из материала, собранного автором! Но на нет и суда нет.

    Роман Шехтера внутренне полемичен. Авторское "Посвящение" адресовано только тем, кто сражался за выезд в Эрец-Израиль, а не просто в любое заморское царство. Судя по всему, Давид Шехтер патриот отчаянный, и лично я его за это уважаю. Когда в брежневские времена евреев начали унижать пятой графой, мой друг, таксист Леня Снег, уехал в Израиль, вступил в армию и сгорел в танке на Голанских высотах. А другой мой вильнюсский друг, Яков Ф. тоже получил визу в Израиль, но задержался в Вене, через некоторое время возник в Америке и по сей день процветает там в качестве успешного программиста, пиша в свободное время статьи по еврейскому вопросу. У первого из черепа давно растет колючий тамариск, а второй продолжает наслаждаться вечнозелеными благами жизни и попутно агитировать за еврейскую идею. Со здравой точки зрения первый поступил, как первобытный еврей, а второй - как мудрый галутник. Но все равно, первый симпатичнее. А тебе, читатель?

     

    Послесловие: Написать эту небольшую статью автора побудила "переплетовская" рецензия В. Пригодича на очередной бестселлер А. Солженицына "Двести лет вместе" - и сам этот бестселлер. Автору показалась небезынтересной нравственно-психологическая позиция тех русско-советских евреев, которые не захотели быть "вместе" и предпочли унизительной мимикрии возвращение к своим изначальным пенатам и богам.

     

22.01.2002
09:27

Сайт Андрея

14.01.2002
14:16

Compromat.ru

05.01.2002
17:28

Роман Юрия Козлова "Реформатор"

31.12.2001
12:18

Предновогоднее

26.12.2001
08:38

Всеукраинская перепись: национальный прогноз

10.12.2001
13:10

Львовский учёный и его кошелек

07.12.2001
01:05

Бывшие. (Продолжение "Эмигрантских хроник").

06.12.2001
02:30

Первые поминки (Попытка эмигрантского рассказа)

01.12.2001
09:51

Литературный Вавилон

30.11.2001
10:49

Галицкое Vozrozhdenie: намерения и результат

1|2|3|4|5|6|7|8|9

 

  Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100
  Rambler's Top100