"В те дни вышло от кесаря Августа повеление
сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния
Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из
Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеемом,
потому что он был из дома и рода
Давидова..." (Лук. 2, 1; 2; 3; 4)
Таким образом, только что закончившаяся перепись населения Украины продолжила
древнейшую традицию. Во все века и эпохи власть желала иметь точную информацию
о состоянии голов и настроений своих подданных. В этом нет ничего удивительного.
Только тот правитель по-настоящему всесилен и мудр, кто правит реальным, а не
выдуманным народом. Это просто замечательно, что на десятом году независимости
наши украинские Августы тоже решили, наконец, разобраться в национальном и
социальном составе своих подданных.
Предыдущую президентскую власть это, похоже, не особенно волновало. Она
наслаждалась президентскими радостями жизни, а правила в основном по рецептам
спецов из МВФ, НАТО и Белого дома. Они, конечно, ученые головы, но их, как ты
сам понимаешь, читатель, более интересовали их собственные, а не украинские
интересы. Рекомендации и проекты сыпались, как из ведра. Результат -
остановившиеся фабрики и заводы, война языков, "синдром Лазаренко",
драки в парламенте и появление Украины на 28-ом месте в списке наиболее коррумпированных
стран мира.
Перепись, как и следовало ожидать, породила массу толков и слухов.
<Русский блок" Украины выступил со специальным заявлением, где говорилось,
что перепись дает власти, особенно в западных регионах, <возможность
осуществления подтасовок, фальсификаций и обмана граждан с целью искусственно
изменить национальный и языковой состав населения>. <В таком в первую очередь заинтересованы националистические силы,
которые ставят перед собой цель полного вытеснения русского языка и русской
культуры из Украины>. <Сомнение вызывает также, - читаем далее в документе,
- объективность подсчета и обнародования
результатов переписи. Основанием для этого служит присутствие в органах власти
носителей агрессивной русофобской идеологии>.
Глава "Просвиты" и профессиональный
плакальщик украинского горя народного Павло Мовчан поспешил заявить
корреспондентам Би-Би-Си и "Свободы" прямо противоположное: перепись
затеяна промосковскими силами под будущий референдум, на котором честь и
достоинство титульной нации будут в очередной раз попраны.
То есть наши нацпатриоты и москвофилы снова сошлись в клинче и в
который раз сбивают с толку простого украинца.
Простой украинец прост. Он в поте чела добывает свой хлеб, обустраивает
семейный очаг для себя и своих близких и не особенно склонен созерцать небеса в
поисках божественно-украинских смыслов
своей жизни.
Но простой украинец слаб. Ему лестно почувствовать
себя большим, чем он есть на самом деле. Только что он ощущал себя хозяином
стодолы и огорода, как вдруг его объявляют наследником великой цивилизации,
потомком каких-нибудь кшатриев, некогда поражавших мир благородством и
мужеством, но затем подпавших под власть северного гнилозубого варвара и
влачащих с тех пор жалкое существование. Доказательств, разумеется,
предостаточно. Извлекаются на свет клинописные письмена, берестяные грамоты,
краледворские рукописи, копии копий с писем запорожцев турецкому султану - и
очередная героическая конструкция готова. Всяк украинский патриот стал сегодня
геополитиком, этнологом и даже этнопсихологом. Он доказывает всем и каждому, что родина слонов - Украина, а родина
первого разбойника и вора - это рядом, у национального соседа, что и у нас, мол,
дважды два четыре, да выходит оно как-то правильнее, и вообще, рано или поздно, а Кубань должна стать наша.
Народные массы слушали все это, исполнялись
гордости - и двинулись за своими новейшими вождями. Украина зазвенела
национальными мелодиями, расцветилась желто-голубыми флагами, хоругвями,
транспарантами, по улицам замаршировали колонны мускулистых хлопцев,
распевавших песни сечевых стрельцов. О, это была светлая минута в жизни
простого украинца! Он отдавал свое сердце (и средства) на национальную
"просвиту", искусство, народную прессу - с искренней уверенностью,
что его идейные вожди осведомлены и в современной политике, и в государственном
строительстве, и в экономике, и они выведут, наконец, Украину в райскую Европу.
Но дальше - не
хочется и вспоминать. Новые духовные пастыри оказались прекраснодушными
дилетантами с романической путаницей в голове, где украинская соборность, ЗУНР,
золото гетмана Полуботка, "моськовська навала", галицкий P`emont, хартия Джорджа Вашингтона переплелись в какой-то сюрреалистический образ
страны, где все говорят шевченковскими стихами, а восхищенная Европа вкладывает
за это в Украину всевозможные инвестиции и рукоплещет ей своими цивилизованными
"долонями".
Сегодняшний украинец разочаровался во всем этом и прозрел. Он снова превратился
в недоверчивого хохла, которому любая власть - чужая. Недавно автору сего
пришлось провести две
недели в заоблачном раховском хуторе. На вопросы, к каким национальным корням относят себя местные
люди, они настораживались, дипломатично отвечали: "Э-е, ми нарiд
гiрський" и решительно отказывались продолжать разговор на эту тему. А
потому что их на протяжение двух столетий бесцеремонно рекрутировали в свою
веру то мадьярские, то словацкие, то советские, то бандеровские, то снова
советские патриоты, и каждый начитал с требований водки, сала и любви хозяйских
дочек. Что-то подобное может произойти и с нашими надоевшими пророками:
"Отстань от меня, человече. Скажи,
сколько тебе надобно, и оставь меня в покое".
Но вернемся к переписке. Еще вчера русское население Львова предпочло
бы переписаться в украинцы. Ему так досталось в последние годы, громовержцы из
патриотических СМИ обрушили на его голову такие анафемы, что "быть
русским" оказалось в Галичине на какое-то время вредным для здоровья. Заснув
однажды в уютном восточноевропейском городе, а, проснувшись в бурлящем
"Пьемонте", львовские россияне были искренне ошарашены той стеной
отчуждения, которая воздвиглась вокруг них стараниями местных оракулов. Только
что они легкомысленно не желали понимать украинского языка - как вдруг их самих
перестали понимать в многомиллионном, вчера еще таком "своем", таком
советском городе. Пренебрежение обычаями коренного народа, незнание его
культуры принесли горькие плоды. Поразительно, однако, сколь беспомощными
оказались гордые сыны России, коль скоро метрополия предоставила их собственной
судьбе. Никакой встречной защитной реакции, ни попытки солидаризоваться перед
лицом общей трудности, но лишь стенания, зубовный скрежет и кухонные сплетни
про "этих рогулей". Центром политической жизни Львова стала тогда
знаменитая "клумба". Оробевшие россияне предпочитали обходить ее
стороной, чтобы не схлопотать "оккупанта", а то и просто тумака от
какого-нибудь пламенного борца с московским империализмом.
Короче говоря, то были смутные, тревожные времена. Запад потратил на
раздувание русофобской истерии миллионы. Политики перекупались десятками, и
некоторые перекупаются до сих пор. Русские и украинские "низы" давно
уже помирились - политические
"верхи" вновь пытаются разводить их по национальному признаку. Зачем?
Ответ смотри двумя фразами выше. Но, похоже, и там началось изменение приоритетов.
Кто бы еще пару лет назад мог подумать, что верховный атаман "Казачьего
войска запорожского" Дмитрий Сагайдак станет вручать послу России в
Украине Виктору Черномырдину орден "Казачьей славы" 1-ой степени, а
Леонид Кучма объявит 2003-ый год "Годом России в Украине"!
"Языковая война", объявленная некоторыми авантюристами от политики,
тоже вот-вот кончится. Русский и украинский языки слишком похожи друг на друга,
чтобы служить причиной раздора. И потом, даже сверхпатриотичный Львов дружно
смотрит сегодня российское кабельное телевидение. А его деловая элита как
говорила, так и продолжает говорить на русском языке. Она вовремя освоила
рыночную экономику, создала жизнеспособные производства на разрушенных
советских предприятиях, новые рабочие места на этих производствах. Нашла
деловых контрагентов и партнеров в России. "Новые русские" работают
сегодня в городских финансах, торговле, туристическом бизнесе и не делают из
своей национальной принадлежности никакой проблемы. И, между прочим, общаются
со своими украинскими собеседниками на наиболее удобном для обоих языке.
"Быть русским" снова становится выгодно. Это житейский и
экономический факт, и его ни на какой пропагандистской телеге не объедешь.
Будучи недавно в Москве, автор с трудом достал обратный билет на верхнюю
плацкартную койку. Весь поезд N 73 был забит соотечественниками,
возвращавшимися домой на новогодние праздники! Пусть мне укажут на русского,
едущего в самборский или перемышлянский район на заработки, и я согласен съесть
собственную шляпу. Национальная гордость достойна всяческой похвалы, но если
она не подкреплена реальным культурным или экономическим превосходством - любые
патриотические проекты нежизнеспособны.
Так что не дайте снова превратить себя в хуторян, дорогие львовяне. За
нами три столетия европейской культуры, включающей имена Ивана Федорова, Ивана
Франко, Коцюбинского, гениального львовско-дрогобычского еврея Бруно Шульца,
тра-гичного Стефаника. У Львова своя, неповторимая аура и своя история. Он создавался
в противовес хуторянской традиции, как форпост западной цивилизации на славянском
востоке. Его архитекторами была деловая буржуазия Запада, а не окрестное крестьянство.
Иван Франко состоялся во львовской элите вопреки,
а не благодаря своему галицкому происхождению. Первый
украинец среди европейцев, и первый европеец из украинцев - вот подлинный
патриотический пример для подражания, а не оселедцы и жупаны.
Но мы снова забыли об общеукраинской переписи населения. Результаты
будут объявлены лишь через два года. Как бы они ни выглядели, в них будут
представлены и русские, и евреи, и
армяне, и татары, и еще двунадесять национальностей, населяющих соборную
Украину. Вслушаемся в это слово: именно "соборность", а не клич
"Украина - для украинцев!" позволит Украине состояться по большому
европейскому счету. А языковая проблема как-нибудь да решится. Для новейшей
истории это не главное. Главное - овладеть языком инженерно-технического
знания, современной экономики, мировой научной культуры. Если мои
соотечественники добьются этого, уверен, что и русские, и англичане, и уж тем
более предприимчивые американцы с готовностью заговорят на украинском языке.