TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.09.2024
20:36

Пименов импрессионист, мол

    Сухо. Формулой идеостиля “импрессионизм” является хвала абы какой жизни. – Подставляем элементы картин Пименова в эту формулу. Я нарочно не использую . . .

03.09.2024
18:32

И всё-таки неискренность у Городницкого

    Городницкий впал в русофобию. Я его на этом поймал в одном нюансе песни. И получил возражение, дескать, послушай “Севастополь останется русским” (2007). И вот я . . .

02.09.2024
21:46

Сила догмы

    Я себе взял за догму мною же придуманную идею, что футуристы – вследствие своей неискоренимой человечности – полуосознавая, что при любимом ими прогрессе . . .

31.08.2024
15:04

Поздравьте меня: я наткнулся на привлечение Выготского при обсуждении произведения искусства

      Те, кто меня много читал, знают, что я сам дзен-канал устроил для пропаганды теории художественности по Выготскому, которую практически никто из учёных не . . .

29.08.2024
17:30

Заблуждение всемирно-исторического масштаба

    Оно произошло в области границы 19 и 20 столетий. И не осознанно до сих пор. Не осознанно из-за того, что наука об искусстве не приняла в работу теорию . . .

28.08.2024
08:35

Сентиментальный фашизм-футуризм

    У меня однажды родилась мысль, и я не хочу от неё отказываться. Она базируется на отрывке из “Войны и мира”, как толпа в Москве, подлежащей сдаче Наполеону без . . .

27.08.2024
20:30

Что такое трудное чтение

    Это когда простота фраз кажущаяся, ибо требует для понимания "сложнейших подразумеваний, богатства внетекстовых культурных связей” (Лотман . . .

26.08.2024
19:15

Абстрореализм

    Когда-то, когда-то я, бывало, натыкался на живописное произведение (обязательно это бывало на выставках и чаще всего – одно на всю выставку), оно во мне порождало . . .

25.08.2024
22:15

Какие чудеса творит любовь…

    20 лет и 20 дней прошло со дня смерти моей жены, Наташи. А на меня вчера накатило пленительное чувство активной любви к ней. Отчего? Просто оттого, что в дзен-ленте . . .

24.08.2024
17:40

Почему поэтически* не сфальшивил Городницкий

    Я хочу поговорить о мощном проукраинском видео “Александр Городницкий. Часть 3. Война” Как видите, на заставке Украина с Крымом, с Донбассом, Запорожьем и . . .

23.08.2024
09:44

Бзик

    Из-за одного экстравагантно себя ведущего комментатора я чуть было не впал в натяжку относительно художника Виктора Попкова. Он мне сумел внушить, что вот в этой . . .

22.08.2024
10:56

Невысоцкий

    "Эти люди поставили перед собой задачу уничтожить свою страну и делали это не просто осознанно, но и с энергией, азартом и изобретательностью. Вы понимаете, что . . .

21.08.2024
12:45

Почему я не читаю «1984» Оруэлла

     

    Кто меня читал больше обычного, знает, что моё амплуа: переводить подсознательный идеал автора произведения (я такое обязательно называю художественным) в слова. Это трудно и таких произведений довольно мало. А много есть рождённых не подсознательным идеалом, а замыслом сознания. Но эти хитрованы знают молчаливое правило, что, когда произносят слово искусство, то имеют в виду первое, а не второе. Первое ценнее. Поэтому они вольно или невольно маскируют свои произведения под те, первые, художественные. – Как? – Грубо говоря, внося недопонятности. – Ведь подсознательный идеал слов не имеет. А имеет пробойную силу преодолеть запрет сознания писать неверно. Получается странность, недопонятность. А ту можно сымитировать, даже и не имея такое стенобитное приспособление, как подсознательный идеал.

    И из-за малого числа истинно художественных произведений приходится иметь дело и с неистинно художественными. Ведь на них не написано, что они неистинно…

    Это уже менее приятное дело. Но имеет свой интерес. Разбирать и доказывать их неистинность тоже трудно. Как и находить странности и по ним восстанавливать, что ж это за подсознательный идеал породил именно такие странности.

    А преодолевать трудности – это кайф для меня.

    Поэтому я избегаю заниматься теми произведениями искусства, авторы которых даже не пытаются притвориться, что они имеют подсознательный идеал.

    Есть целый род искусства – сатира (три остальных рода – это лирика, эпос и драма), авторы которой не притворяются.

    Так я сатиру избегаю даже читать. Там нет ничего неочевидного. Там нечего открывать, там нет скрытого смысла. Там нет трудности, какую надо преодолеть.

    Я понимаю тех, у кого есть политический темперамент. Им интересно читать то, что против чего-то. Но хотелось бы и мне быть понятым. Есть не только политический темперамент. Есть и другие интересы. У меня это – воспринимать тонкость выражения. Сатира для меня груба. В ней нет загадки.

    Пример из романа “1984” Оруэлла (первые строки):

    "Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать. Уткнув подбородок в грудь, чтобы спастись от злого ветра, Уинстон Смит торопливо шмыгнул за стеклянную дверь жилого дома “Победа”, но все-таки впустил за собой вихрь зернистой пыли.

    В вестибюле пахло вареной капустой и старыми половиками. Против входа на стене висел цветной плакат, слишком большой для помещения. На плакате было изображено громадное, больше метра в ширину, лицо, – лицо человека лет сорока пяти, с густыми черными усами, грубое, но по-мужски привлекательное”.

    И вы узнаёте Сталина.

    И становится скучно.

    А Оруэллу это не казалось скучным. Вот его слова:

    "Последние десять лет я больше всего хотел превратить политические писания в искусство”.

    Или :

    "Я не убеждён, что общество такого рода обязательно должно возникнуть, но я убеждён (учитывая, разумеется, что моя книга — сатира), что нечто в этом роде может быть”.

    То есть он признавал, что сатира – тот род искусства, которому близка политика. А та ведь нацелена на массы. Т.е. должна быть им понятной.

    Ну ску-у-учно.

    Другое дело, что это всё же искусство, т.е. с экстраординарностями.

    Так, если прав Вейдле (не знавший ясно про подсознательный идеал), что в литературе есть два искусства: искусство слова и искусство вымысла, - то смотрите, какой замечательный вымысел уже в процитированном отрывке. В жилом доме пахнет капустой, что естественно для низкопробного быта, а и в него проник громадный политический плакат, что противоестественно. Т.е. намекается, что тоталитаризм в своём максимуме – противоестествен. – Молодец Оруэлл.

    Но лично мне и искусство вымысла как-то не очень нравится.

    В общем, роман не для меня.

    И совсем не потому, что я считаю, что для России, теперь особенно, единственным способом сохраниться является что-то вроде тоталитаризма, некий централизм. (Который, кстати, уже обеспечил, что страна полтысячелетия сохраняет независимость.)

    12 июля 2023 г.

20.08.2024
22:10

Смирение и смирение

    Мне нравится страшно актуальное теперь высказывание об одном стихотворении и заодно о “Возмездии” (1910-1921) Блока: "…показывает глубину его готовности любить . . .

19.08.2024
15:38

Второе продолжение претензий к Прилепину

    Вообще-то я усомнился, стоит ли продолжать критиковать Прилепина. Он не выдвигает нового положения, а муссирует одно и то же, начальное, что Есенин сатанист: не . . .

18.08.2024
10:58

Продолжение попрёков Прилепину

    Потрясши щеками, как от дурного сна, приступаю я к продолжению слушания видео Прилепина “Уроки русского” по поводу Есенина. Должен отдать должное Прилепину. Он . . .

17.08.2024
18:51

Ну что: давно я не ругал Прилепина?

    За темноту духовную. За отсутствие вкуса, не чующего – в этот заход – что не смерть была идеалом Есенина, а то недостижимое благое для всех сверхбудущее (Есенин . . .

15.08.2024
14:16

Кто: я! – против кого? – Дугина

    Отвергая глобализцию как западный цивилизационный проект, Дугин подменил схему на схему и исключил науку из общечеловеческих ценностей. Что просто страшно . . .

13.08.2024
14:15

Ну кому это нужно?

    Я сегодня как-то особенно остро чувствую никчемность своей деятельности: просвещение тёмных – относительно живописи, в первую очередь. Когда-то, в первый, . . .

12.08.2024
09:48

Надо, надо, надо нам, ребята, жизнь красивую прожить, тра-та-та

    Я в своей насмешке пляшу от таких слов: "Вместо замкнутых одноэпизодных картин художники разрабатывали живописные композиции, в которых сочетаются . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100