TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.08.2024
19:53

Мне остаётся только горько плакать, фигурально выражаясь

     

    Читатель! Вы имеете перед собой трагикомическую личность – меня, самодеятельного критика. Я самообразовался и стал кем-то читаемым в эру интернета. На меня даже, было дело, ссылался не один соискатель кандидатской степени филологических наук. Я даже раз в Википедию попал под таким соусом – как оппонент многоизвестному Новикову в связи с Высоцким. Но едва ли не больше всего я ценил позитивный обо мне отзыв главреда Игоря Якушко – за моё пристрастие к теории художественности по Выготскому. Хотелось думать, что отзыв – от глубокого единомыслия. – Увы. Я ошибся. Якушко так же, как и все (совсем все!), пишущие ОБ искусстве, не знает, что то, что прочли ваши, читатель, глаза, не есть то, что хотел выразить автор неприкладного произведения искусства. Мне попалась его аннотация к аудиокниге Набокова “Лолита”, и видно, что он, если “Психологию искусства” и читал, то как-то по диагонали. Вот, например:

    "Половое извращение, оказавшееся в центре внимания этого талантливого художника, благодаря изысканному языку, литературным аллюзиям, тонкому юмору и интеллектуальным завихрениям приобретает обманчивый оттенок соблазнительности” (https://alphabook.ru/?page_id=4991).

    А чем вдохновился Набоков?

    Он ради более полного выражения своего вдохновения-ненависти (к Потреблению) даже из Европы в США переехал, как в страну-полюс Потребления, чтоб тем острее там ненавидеть. Ну и понимаете, что образом максимума потребления ему послужило половое извращение. Он даже для этого образа открыл гиперреализм в литературе: читаешь и… видишь, слышишь, обоняешь, осязаешь:

    "Был бы султан с лицом, искаженным нестерпимым страданием (страданием, которому противоречила бы округлость им расточаемых ласок), помогающий маленькой невольнице с прелестными ягодицами взобраться по ониксовому столбу”.

    Он начинал как поэт-символист. А то подсознательное, что вдохновляло символистов, аналог поговорки: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. И вот несчастье: символистом поэт-Набоков оказался плоским. Пришлось перейти в прозу. И там глубина – далась. А она у русского – в душевности. И – нате: пришлось Россию покинуть. – Ну как это пережить? – Яростью на рационализм-чужбину. Одним из таких выплесков и оказалась “Лолита”, противопоставленная… Татьяне “Евгения Онегина”. Даже и возрасты почти совпадают (см. тут). И как же по-разному, поступает Евгений и Гумберт…

    Ярость Набокова на рационализм мне кажется раскрытой, если вдуматься, сколькими способами он устраивает самооправдания Гумберта. Во-первых, есть неотменённые законы, разрешающие брак девочек с 12-ти лет. Во-вторых, не Гумберт Лолиту соблазнил, а она сама (он к ней даже не притрагивался до соития, а она ещё до того, как его впервые увидела, держала на стене фотку какого-то кабальеро, копия Гумберт). В-третьих, Гумберт для неё был не первым, первым был некий Чарли, с которым она баловалась по очереди с Варварой уже сколько-то много времени. В-четвёртых, Набоков наделил Гумберта тем, что с какой-то натяжкой можно назвать моралью, пусть проснулось оно только в тюрьме, но наделил (весь текст романа движим, мол, проявлениями этой с-натяжкой-совести). В-пятых, эта квазисовесть есть желание быть посмертно оправданным. То есть жутчайший рационализм! В-шестых, двойное имя плюс в переводе означающее “тень человека”. Т.е. на момент опубликования его писания он уже мёртв. – Зачем такое громоздят? – Чтоб спрятать от самого себя прямолинейность осуждения порока. Чтоб отделить себя от читателей-дураков, думающих, что читают порнографию. Мне аж страшно представить, с каким горящим ненавистью сердцем он писал свой роман.

    А уж читателей-то своих тупых как он тайно презирал… Жуть.

    И каков же его подсознательный идеал? – Да христианоподобный: благое для всех сверхбудущее. Род маньеризма. Сравните с гвоздём литературного маньеризма, с “Гамлетом” Шекспира, как его видит Аникст: "В “Гамлете” преобладают образы, связанные со смертью, гниением, разложением, болезнью”. – Чем не аналог полового извращения? – Ужас-ужас нужен из-за полной безнадёжности окружающего человечества в своей плохости. Никакой иной оптимизм тут не может иметь места, кроме сверхбудущего: ни ближайшее, ни отдалённое, ни историческое… Очень, очень уж плохи современники.

    И такой катарсис возможен только при столкновении в душе восприемника такой прелести и такого ужаса.

    Нет. Мало. Надо до какой-то степени погрузиться в знание того, что такое художественность по Выготскому, чтоб озарило.

    .

    Написал, и меня озарило. А вдруг я зря на Якушко бочку накатил?

    Ведь литературоведу выразить-то мысль можно не прямо. Разве Якушко не продемонстрировал укороченное понимание художественности по Выготскому (наличие противоречий и противочувствий от них), когда выдал во множестве колебания разные: "известности… скандальной”, “высочайшим… соблазнения”, “извращение… соблазнительности”, “обворожить… безоружным”.

    Впрочем, это, наверно, всё же иллюстрирует одну мою догадку. Люди-то все (и со вкусом, и без) невольно входят в контакт своим бессознательным с подсознательным идеалом автора, - в нашем случае – идеалом сверхбудущего у Набокова в “Лолите”. Этот контакт не проходит совсем бесследно для сознания читателя: что-то от адекватного приобщения к произведению неприкладного искусства оседает в его душе и даже отдаётся смутным эхом верности общего суждения.

    Но как это мало в сравнении с осознаваемым применением теории художественности по Выготскому. Мне остаётся только горевать о её непринятости.

    6 июля 2023 г.

09.08.2024
18:17

Поэт-сатанитст Дмитро Корчинский

    Бог шельму метит Надо же… “Опять встретились”. Заочно, конечно. По ТВ. Первый раз во время какой-то из чеченских войн. Одесское ТВ транслировало его призыв к . . .

07.08.2024
13:10

Стыдно до слёз

    А тот, кто читает меня не первый день, будет смеяться. Он помнит, какие пафосные речи я закатывал во славу художественности по Выготскому, про которую все . . .

05.08.2024
17:43

Tik Tok таки враг России

    Я как-то мельком слышал, что Tik Tok – социальная сеть для пустоголовых. А у меня есть внучка переходного возраста. Она и всегда была бунтарка, а теперь и вовсе… Тут я . . .

03.08.2024
12:59

Ух, и уел же меня Никита Михалков

    Я заранее извиняюсь перед теми, кто любит распланированное повествование. Ибо я принимаюсь описывать свою, воинствующего атеиста, душевную смуту, в какую меня . . .

01.08.2024
09:02

Анекдот с попыткой госпереворота

    Пишется это в день объявления контртеррористической операции из-за Пригожина, подбившего часть своей частной военной компании “Вагнер” на военный переворот . . .

31.07.2024
21:15

Гайдай нас ненавидел

    В самой последней глубине души. См. тут. Собственно, подсознательно ненавидел, из-за связанности с подсознательным идеалом коммунизма, которому не бывать с . . .

30.07.2024
13:34

Грех перед поэзией у грешного по жизни, если он грех не воспевает

    Не все украинцы нацисты, явно. Укронацисты – сатанисты. Они перещеголяли Гитлера, не успевшего сменить у народа христианство на что-то языческое, более жестокое, . . .

28.07.2024
17:40

Культурная гегемония Запада над Россией

    Так получилось, что я думаю, что в области культуры я наиболее что-то понимаю в живописи, в изобразительном искусстве. Оно не требует знания иностранных языков (а . . .

27.07.2024
22:45

Читая Янгфельдта о Бродском

    Я авантюрный человек в смысле свободы мысли. Мне с моей кочки зрения представляется, что как-то не принято Иосифа Бродского называть ницшеанцем. Я было подумал . . .

26.07.2024
14:59

Сам я пишу плохо, но судить других берусь

    Потому берусь, что с совершенно неожиданной точки зрения рассматриваю произведения, про которых думают, что они художественные: каков подсознательный идеал . . .

24.07.2024
10:23

Можете меня засмеять

    Но я, наткнувшись на слова: "…"Выступление В.И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на Западный фронт 5 мая 1920 года", Исаак Бродский . . .

22.07.2024
15:04

Проколы Венедикта Ерофеева в его «Об Иосифе Бродском»

    В конце 1987 года Венедикт Ерофеев написал коллекцию непанегирических частного порядка откликов в СССР на присуждение Бродскому Нобелевской премии и сделал 3 . . .

21.07.2024
20:32

Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)

    Можно сказать, что меня Прилепин даже удивляет. Как тетерев. Не замечает, что ли, как докатывается до… (ну какое слово написать, чтоб его поклонникам было не очень . . .

21.07.2024
20:30

Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)

    Можно сказать, что меня Прилепин даже удивляет. Как тетерев. Не замечает, что ли, как докатывается до… (ну какое слово написать, чтоб его поклонникам было не очень . . .

21.07.2024
20:29

Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)

    Можно сказать, что меня Прилепин даже удивляет. Как тетерев. Не замечает, что ли, как докатывается до… (ну какое слово написать, чтоб его поклонникам было не очень . . .

19.07.2024
16:49

Вот лучше б Прилепин не… (3-е продолжение)

    "В деревне Норинской он жил. То есть жил, как все селяне, среди людей… просто жил, как жила вся русская советская страна. Если б не было этой ссылки, прямо говоря, . . .

10.07.2024
12:21

Вот лучше б Прилепин не… (2-е продолжение)

    Хорошо! Не надо искать, о чём писать. "Бродский по мнению многих западных филологов отъявленный ксенофоб, антифеминист, гомофоб, периодически милитарист, . . .

08.07.2024
10:16

Вот лучше б Прилепин не… (Продолжение)

    Меня просили не продолжать. Из-за чрезвычайной сложности постижения. Но я такие просьбы не привык удовлетворять. Они исходят от, по-моему, очень уж тёмных людей. А . . .

07.07.2024
22:40

Вот лучше б Прилепин не занимался ничем иным, кроме сочинения художественных произведений

    Сразу оговорюсь, что “Письмо товарищу Сталину” – сатирическое произведение, а потому – не художественное. Что и в теории отражено, мол, сатиру: "…теория . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100