TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.09.2024
20:36

Пименов импрессионист, мол

    Сухо. Формулой идеостиля “импрессионизм” является хвала абы какой жизни. – Подставляем элементы картин Пименова в эту формулу. Я нарочно не использую . . .

03.09.2024
18:32

И всё-таки неискренность у Городницкого

    Городницкий впал в русофобию. Я его на этом поймал в одном нюансе песни. И получил возражение, дескать, послушай “Севастополь останется русским” (2007). И вот я . . .

02.09.2024
21:46

Сила догмы

    Я себе взял за догму мною же придуманную идею, что футуристы – вследствие своей неискоренимой человечности – полуосознавая, что при любимом ими прогрессе . . .

31.08.2024
15:04

Поздравьте меня: я наткнулся на привлечение Выготского при обсуждении произведения искусства

      Те, кто меня много читал, знают, что я сам дзен-канал устроил для пропаганды теории художественности по Выготскому, которую практически никто из учёных не . . .

29.08.2024
17:30

Заблуждение всемирно-исторического масштаба

    Оно произошло в области границы 19 и 20 столетий. И не осознанно до сих пор. Не осознанно из-за того, что наука об искусстве не приняла в работу теорию . . .

28.08.2024
08:35

Сентиментальный фашизм-футуризм

    У меня однажды родилась мысль, и я не хочу от неё отказываться. Она базируется на отрывке из “Войны и мира”, как толпа в Москве, подлежащей сдаче Наполеону без . . .

27.08.2024
20:30

Что такое трудное чтение

    Это когда простота фраз кажущаяся, ибо требует для понимания "сложнейших подразумеваний, богатства внетекстовых культурных связей” (Лотман . . .

26.08.2024
19:15

Абстрореализм

    Когда-то, когда-то я, бывало, натыкался на живописное произведение (обязательно это бывало на выставках и чаще всего – одно на всю выставку), оно во мне порождало . . .

25.08.2024
22:15

Какие чудеса творит любовь…

    20 лет и 20 дней прошло со дня смерти моей жены, Наташи. А на меня вчера накатило пленительное чувство активной любви к ней. Отчего? Просто оттого, что в дзен-ленте . . .

24.08.2024
17:40

Почему поэтически* не сфальшивил Городницкий

    Я хочу поговорить о мощном проукраинском видео “Александр Городницкий. Часть 3. Война” Как видите, на заставке Украина с Крымом, с Донбассом, Запорожьем и . . .

23.08.2024
09:44

Бзик

    Из-за одного экстравагантно себя ведущего комментатора я чуть было не впал в натяжку относительно художника Виктора Попкова. Он мне сумел внушить, что вот в этой . . .

22.08.2024
10:56

Невысоцкий

    "Эти люди поставили перед собой задачу уничтожить свою страну и делали это не просто осознанно, но и с энергией, азартом и изобретательностью. Вы понимаете, что . . .

21.08.2024
12:45

Почему я не читаю «1984» Оруэлла

    Кто меня читал больше обычного, знает, что моё амплуа: переводить подсознательный идеал автора произведения (я такое обязательно называю художественным) в слова. . . .

20.08.2024
22:10

Смирение и смирение

    Мне нравится страшно актуальное теперь высказывание об одном стихотворении и заодно о “Возмездии” (1910-1921) Блока: "…показывает глубину его готовности любить . . .

19.08.2024
15:38

Второе продолжение претензий к Прилепину

    Вообще-то я усомнился, стоит ли продолжать критиковать Прилепина. Он не выдвигает нового положения, а муссирует одно и то же, начальное, что Есенин сатанист: не . . .

18.08.2024
10:58

Продолжение попрёков Прилепину

    Потрясши щеками, как от дурного сна, приступаю я к продолжению слушания видео Прилепина “Уроки русского” по поводу Есенина. Должен отдать должное Прилепину. Он . . .

17.08.2024
18:51

Ну что: давно я не ругал Прилепина?

    За темноту духовную. За отсутствие вкуса, не чующего – в этот заход – что не смерть была идеалом Есенина, а то недостижимое благое для всех сверхбудущее (Есенин . . .

15.08.2024
14:16

Кто: я! – против кого? – Дугина

    Отвергая глобализцию как западный цивилизационный проект, Дугин подменил схему на схему и исключил науку из общечеловеческих ценностей. Что просто страшно . . .

13.08.2024
14:15

Ну кому это нужно?

     

    Я сегодня как-то особенно остро чувствую никчемность своей деятельности: просвещение тёмных – относительно живописи, в первую очередь.

    Когда-то, в первый, кажется, год семейной жизни, я раз нечаянно прочёл какую-то бумажку, это было неоконченное письмо моей жены своей подруге обо мне. Жена в порядке личного открытия писала, что я – человек, живущий мыслью (тихое хвастовство, что я не пью).

    Я поразился точности её определения… Но кому нужна такая жизнь? – Нет, нужна. Я с отрочества любил делиться с пацанами узнанным и встречал понимание. Особенно, когда пересказывал шпионские романы. “Поджигатели”. “Заговорщики”. Шпанова (аж автора помню). Взрослым уже случалось заворожить сослуживцев рассказом про вчерашний фильм по ТВ… – Нет. Бывал я нужен, бывал…

    Да и сейчас, вроде… На днях перевалило за 1300 подписчиков на вот этом канале.

    Но всё равно. Какая-то смута на сердце.

    Я давным-давно оторвался от интересов масс, так сказать… Вот третья годовщина моего канала. Я его затеял как школу эстетического образования, как площадку для проповеди принять для практики теорию художественности по Выготскому. И шиш. Никому это не надо.

    Ну вот я наткнулся, кажется, на тонкость, что была до сих пор мне не по силам:

    "…сборник состоял главным образом из ранних вещей [Бродского], 1957-1962 годов, к которым он относился, за редким исключением, отрицательно” (Янгфельдт. Язык есть Бог. М., 2011. С. 47).

    Попробовать прыгнуть выше себя, может, это будет кому-то интересно?

    А ну, проверим, что из этих произведений я уже разобрал? (Самая беда – это, что я ж не знаю, что было "редким исключением”.)

    “Пилигримы” 1957 года (тут). Перечитаем…

    Хм. А ведь, если это стихотворение было среди оцениваемых не ранним Бродским "отрицательно”, то всё сходится. Философское ницшеанство ведь очень даже может скатываться в недоницшеанское ультрамещанство сверхчеловека (например, Гитлер вне живописи). Поймав себя на этом в будущем в “Пилигримах”, Бродский запросто мог к ним отнестись "отрицательно”.

    Так. Отлично. Больше ни одного не разбирал. Смело могу брать что-то на проверку из того американского сборника 1965 года. – Первое.

    Художник

     

    Он верил в свой череп.

    Верил.

    Ему кричали:

    “Нелепо!”

    Но падали стены.

    Череп,

    Оказывается, был крепок.

    .

    Он думал:

    За стенами чисто.

    Он думал,

    Что дальше — просто.

    .

    …Он спасся от самоубийства

    Скверными папиросами.

    И начал бродить по селам,

    По шляхам,

    Желтым и длинным;

    Он писал для костелов

    Иуду и Магдалину.

    И это было искусство.

    .

    А после, в дорожной пыли

    Его

    Чумаки сивоусые

    Как надо похоронили.

    Молитвы над ним не читались.

    Так,

    Забросали глиной...

    Но на земле остались

    Иуды и Магдалины!

    Тут и вовсе христианоподобный идеал. Маньеризм, ненавидящий примат материального.

    За что художника били и где? Предположим, в богадельне. Предположим, за акцентируемый натурализм. Предположим, псевдосвятоши. Как тот из священнослужителей, кто велел одеть голых на “Страшном Суде” Микеланджело. Не понимая, или притворяясь, что не понимает, что преувеличение телес есть пощёчина притворному католику, на самом деле грешному, как сто чертей. – Но не всё было художнику сидеть в богадельне. И так как не ахти что понимали в живописи ксёндзы, художнику удалось оставить художественное наследие в росписях костёлов. За что ему и воздастся в секулярной истории искусства. Которая играет роль благого для всех сверхбудущего, как в христианстве, во всех христианоподобных идеалах.

    Ну как будущий ницшеанец, богоотрицатель Бродский мог хорошо относиться к такому своему стихотворению?

    Или вот ещё – про накатившее вдруг непобедимое мещанство с того естественным страхом смерти в диком месте, где никакой медицины, хоть это ХХ век.

    Песня о Феде Добровольском

     

    Желтый ветер манчжурский,

    говорящий высоко

    о евреях и русских,

    закопанных в сопку.

    .

    О, домов двухэтажных

    тускловатые крыши!

    О, земля-то всё та же.

    Только небо — поближе.

    .

    Только минимум света.

    Только утлые птицы,

    словно облачко смерти

    над землей экспедиций.

    .

    И глядит на Восток,

    закрываясь от ветра,

    черно-белый цветок

    двадцатого века.

    Тут надо знать предысторию.

    Где-то в начале 60-х годов, будучи в самом начале геологической экспедиции в тысяче километров от Маньжурии (и, наверно, был южный, из Маньчжурии, ветер), в посёлке Нилькан Хабаровского края, пришлось провести несколько бесполезных дней в ожидании оленей, и вдруг умер один из членов экспедиции 18-летний Федя Добровольский. А Бродский себя ни с того ни с сего почувствовал вдруг следующим и очень скоро умрущим и похороненным тут же.

    Ну как будущему ницшеанцу не презирать себя тихонько впоследствии за элементарный и естественный страх смерти?

    Но!

    Читатель скажет: “В чём тут интерес? Ну было у человека не то настроение, какое он ценил в будущем, и он, естественно, в будущем не любил иных своих стихов прошлого. Что интересного, в прослеживании подробности этих случаев?”

    А я ещё от специфического себя добавлю: тем паче, что стихи – так себе, явно относящиеся к прикладному искусству, усиливающему в общем-то знаемые переживания своей исключительности или, наоборот, обычности. Ничего загадочного. Всё, в общем, ясно. И нет переживания повышенной качественности: дескать, лучше не скажешь. Разве так уж пронзительно это звукоповторение "ж”: "Желтый ветер манчжурский”? И не пуста разве загадочность: "черно-белый цветок / двадцатого века”? Или так уж впечатляет выразительность сверхбудущего далеко друг от друга отстоящими рифмами: "чисто : самоубийства”, “просто : папиросами”, “искусство : сивоусые”?

    Ничего особого.

    Ну, да, некая тонкость мысли, не просто сказанной, а проиллюстрированной, что, может, и редкость. А то любят иные говорить общо…

    Вот, например, я прочёл совсем вне привязки к репродукциям:

    "…запрет на политику имеет неизбежным следствием бегство в частную жизнь, и господство уже светского (а не религиозного) индивидуализма. Искусство этого времени приобретает черты сентиментализма исповедующего ценности любви и дружбы, а также жанровую камерность и интимность. С этого же времени начинается и господство эстетизма - культа "хорошей живописи" - именно в рамках "сурового стиля". Таким образом, все возвращается - на новом стилистическом уровне - к ситуации середины 50-х годов.

    Как внутренняя оппозиция первоначальному "большому суровому стилю" возникает своеобразный тихий "бидермайер", наследующий традиции как парижской школы,

    Сутин. Женщина в красном. 1924.

    так и некоторых советских художников 20-х годов (Истомина).

    Истомин. Зима (Надя). 1928.

    Истомин. Читающая женщина. 1931.

    Истомин. Вузовки. 1933.

    Художника "бидермайера" интересует не столько мир частной жизни, сколько мир внутреннего опыта ("настроения" и "переживания"); а строгость и сумрачность, осмысленные здесь в категориях "хорошей живописи", порождают изысканность почти монохромного колорита ("Завтрак" Андрея Васнецова)” (http://old.guelman.ru/xz/xx51/xx5108.htm).

    А. Васнецов. Завтрак. 1962.

    Вам, читатель, предлагается последовать за мной в моём только что не завывании от восторга от цвета этого серо-фиолетового лица и ног Нади Истомина, от этой тёмно-зелёности стены на той же его картине, от зелёного свечения кофточки там же, от другой зелёности стены на его же “Читающей женщине”, от сияния её чёрного платья, от серости скульптуры там же, от переливов от чёрного до белого в его же “Вузовках”, от кричащего красного у Сутина, от шикарных тонов коричневого у А. Васнецова.

    Мне не только тонкости мысли нравятся, но и тонкости оттенков.

    Но нужно ли про это читать вам?

    Не знаю.

    Жена, которой сегодня б стукнуло 79 лет, и живописью моей интересовалась, но я там не мог её порадовать. А вот ту же подругу она приглашала приехать в наш тогда город, Каунас, писала, что я поведу её в музей Чюрлёниса, и что она не забудет этого никогда в жизни. Во. Умел я когда-то заинтересовывать…

    8 июля 2023 г.

12.08.2024
09:48

Надо, надо, надо нам, ребята, жизнь красивую прожить, тра-та-та

    Я в своей насмешке пляшу от таких слов: "Вместо замкнутых одноэпизодных картин художники разрабатывали живописные композиции, в которых сочетаются . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100