TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.09.2024
20:36

Пименов импрессионист, мол

    Сухо. Формулой идеостиля “импрессионизм” является хвала абы какой жизни. – Подставляем элементы картин Пименова в эту формулу. Я нарочно не использую . . .

03.09.2024
18:32

И всё-таки неискренность у Городницкого

    Городницкий впал в русофобию. Я его на этом поймал в одном нюансе песни. И получил возражение, дескать, послушай “Севастополь останется русским” (2007). И вот я . . .

02.09.2024
21:46

Сила догмы

    Я себе взял за догму мною же придуманную идею, что футуристы – вследствие своей неискоренимой человечности – полуосознавая, что при любимом ими прогрессе . . .

31.08.2024
15:04

Поздравьте меня: я наткнулся на привлечение Выготского при обсуждении произведения искусства

      Те, кто меня много читал, знают, что я сам дзен-канал устроил для пропаганды теории художественности по Выготскому, которую практически никто из учёных не . . .

29.08.2024
17:30

Заблуждение всемирно-исторического масштаба

    Оно произошло в области границы 19 и 20 столетий. И не осознанно до сих пор. Не осознанно из-за того, что наука об искусстве не приняла в работу теорию . . .

28.08.2024
08:35

Сентиментальный фашизм-футуризм

    У меня однажды родилась мысль, и я не хочу от неё отказываться. Она базируется на отрывке из “Войны и мира”, как толпа в Москве, подлежащей сдаче Наполеону без . . .

27.08.2024
20:30

Что такое трудное чтение

    Это когда простота фраз кажущаяся, ибо требует для понимания "сложнейших подразумеваний, богатства внетекстовых культурных связей” (Лотман . . .

26.08.2024
19:15

Абстрореализм

    Когда-то, когда-то я, бывало, натыкался на живописное произведение (обязательно это бывало на выставках и чаще всего – одно на всю выставку), оно во мне порождало . . .

25.08.2024
22:15

Какие чудеса творит любовь…

    20 лет и 20 дней прошло со дня смерти моей жены, Наташи. А на меня вчера накатило пленительное чувство активной любви к ней. Отчего? Просто оттого, что в дзен-ленте . . .

24.08.2024
17:40

Почему поэтически* не сфальшивил Городницкий

    Я хочу поговорить о мощном проукраинском видео “Александр Городницкий. Часть 3. Война” Как видите, на заставке Украина с Крымом, с Донбассом, Запорожьем и . . .

23.08.2024
09:44

Бзик

    Из-за одного экстравагантно себя ведущего комментатора я чуть было не впал в натяжку относительно художника Виктора Попкова. Он мне сумел внушить, что вот в этой . . .

22.08.2024
10:56

Невысоцкий

    "Эти люди поставили перед собой задачу уничтожить свою страну и делали это не просто осознанно, но и с энергией, азартом и изобретательностью. Вы понимаете, что . . .

21.08.2024
12:45

Почему я не читаю «1984» Оруэлла

    Кто меня читал больше обычного, знает, что моё амплуа: переводить подсознательный идеал автора произведения (я такое обязательно называю художественным) в слова. . . .

20.08.2024
22:10

Смирение и смирение

    Мне нравится страшно актуальное теперь высказывание об одном стихотворении и заодно о “Возмездии” (1910-1921) Блока: "…показывает глубину его готовности любить . . .

19.08.2024
15:38

Второе продолжение претензий к Прилепину

    Вообще-то я усомнился, стоит ли продолжать критиковать Прилепина. Он не выдвигает нового положения, а муссирует одно и то же, начальное, что Есенин сатанист: не . . .

18.08.2024
10:58

Продолжение попрёков Прилепину

    Потрясши щеками, как от дурного сна, приступаю я к продолжению слушания видео Прилепина “Уроки русского” по поводу Есенина. Должен отдать должное Прилепину. Он . . .

17.08.2024
18:51

Ну что: давно я не ругал Прилепина?

     

    За темноту духовную. За отсутствие вкуса, не чующего – в этот заход – что не смерть была идеалом Есенина, а то недостижимое благое для всех сверхбудущее (Есенин же был символист), которое потому так далеко, что теперь и тут очень плохо, настолько плохо, что в это сверхбудущее можно попасть только через наоборот как бы, по принципу поговорки: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. Ну так – грешить! И – в смерть!

    Ну где простецу Прилепину почуять, что что-то у есенинского подсознательного идеала на примете было ЗА смертью авторского образа его, Есенина-поэта!

    Для Прилепина не существует нецитируемого. Он груб. Соответственно ему очень подфартило. В 2005 году снят телефильм “Есенин”, режиссёр которого, Зайцев, грубо искажает действительность с целью опорочить советскую власть, ибо что-то реакция в стране началась на дерьмократию 90-х годов, и стала страна оглядываться с приязнью на бывший Советский Союз. Надо выполнить Зайцеву социальный заказ: чтоб убит был Есенин "по заговору советского правительства” (Википедия). И – грубый Прилепин (левый) ополчился на грубого Зайцева (правого). – И пошло-поехало извращение художественного смысла стихов Есенина, увы, знаменитым (и не зря!) писателем Прилепиным. С попутными чудовищными ляпами по отношению к неприкладному искусству как таковому.

    "То есть человек [Зайцев] знает, как было на самом деле, но правда у нас не привлекательна с точки зрения киносборов” (https://yandex.ru/video/preview/7887379752585634431).

    А для киносборов сейчас, при реставрированном капитализме и надобности быдла, чтоб его терпел, нужна детективщина.

    И не доходит до ума Прилепина, что правда не имеет никакого отношения к тому, что такое первосортное искусство, неприкладное, рождённое подсознательным идеалом автора, когда восприемник чувствует, что ему сказали ЧТО-ТО, словами невыразимое. И это чуть не единственное, что проникает в сознание восприемника. Да и автора. Сознание Есенина, например, понятия не имело, что он вдохновлён практически недостижимым сверхбудущим, благим для всех. И потому стихи его для всех такие пронзительные. А для грубого Прилепина они пронзительные потому, что про внутреннюю тягу к смерти лирического героя стихов.

    "В июле 1912 года 17-летний Есенин пишет свой девушке, Бальзамовой, что либо сделает с собой такое неприятное: или жить, или не жить”.

    Для этого несчастного Прилепина нет же озарения от стихотворения. И он впрягается в вериги писем, чтоб не из своего подсознательного катарсиса от стихотворения, а из письма выудить что-то про смерть в добавок к словам стихотворения про смерть.

    "В октябре 13 года ей же пишет: “Я не могу придумать, что со мной, но если так продолжится ещё, я убью себя. Брошусь из своего окна и разобьюсь вдребезги об эту мёртвую, пёструю и холодную мостовую”.

    Стихотворение “Исповедь самоубийцы” Есенин сочинил примерно в то же самое время.

    Не мог я жить среди людей,

    Холодный яд в душе моей.

    И то, чем жил и что любил,

    Я сам безумно отравил.

    Это ещё юношеские его стихи, но эта тема не оставит его никогда”.

    Тема нехорошего человека, сатаниста, хулигана, среди хороших, получается от такого цитирования, людей. И раз так всё кругом хорошо, то лучше сатанисту – умереть.

    А не тема нехорошести всей теперешней жизни, добавлю я.

    То есть, читатели, Прилепин что: не ведает, что творит? Его несёт – вот он и несётся?

    Исповедь самоубийцы

     

    Простись со мною, мать моя,

    Я умираю, гибну я!

    Больную скорбь в груди храня,

    Ты не оплакивай меня.

    .

    Не мог я жить среди людей,

    Холодный яд в душе моей.

    И то, чем жил и что любил,

    Я сам безумно отравил.

    .

    Своею гордою душой

    Прошел я счастье стороной.

    Я видел пролитую кровь

    И проклял веру и любовь.

    .

    Я выпил кубок свой до дна,

    Душа отравою полна.

    И вот я гасну в тишине,

    Но пред кончиной легче мне.

    .

    Я стер с чела печать земли,

    Я выше трепетных в пыли.

    И пусть живут рабы страстей —

    Противна страсть душе моей.

    .

    Безумный мир, кошмарный сон,

    А жизнь есть песня похорон.

    И вот я кончил жизнь мою,

    Последний гимн себе пою.

    .

    А ты с тревогою больной

    Не плачь напрасно

    Надо мной.

    1912-1915 год

    Плохо устроен мир со страстями. Настолько плохо, что имело смысл, им отдаться вполне, чтоб они убили (через муки совести). Не мгновенно. И это переродило: от страстей отвратило, так что непосредственно перед смертью аж стало легче на душе, что достойно воспевания гимном себя-нового. А по такому новому, хорошему, и нехорошо маме плакать. В чём и состоит послание его ей. А всем – назидание: всё – к лучшему. Пусть и далёкому, раз ТАК всё плохо сейчас.

    Ну, так. Предположим, что Прилепина занесло совсем неожиданно для него не влево. Всё ж нацбол бывший… Посмотрим, что дальше.

    "Не пойду я к хороводу:

    Там смеются надо мной,

    Повенчаюсь в непогоду

    С перезвонною волной.

    Стихотворение датируется 1911 годом. Но дата явно неточная. Сочинил он его минимум на три года позже”.

    И, раз это простое продолжение прежнего говорения, то надо думать, и здесь Прилепин видит тему сатаниста: хоровод – это все весёлые, добрые, смеются над злым, так он героически утонул, раз так всё в общем хорошо, кроме иногда непогоды, которую он за нехорошесть и выберет для своего героического отвергания всего хорошего.

    А что на самом деле?

    Под венком лесной ромашки…

     

    Под венком лесной ромашки

    Я строгал, чинил челны,

    Уронил кольцо милашки

    В струи пенистой волны.

    .

    Лиходейная разлука,

    Как коварная свекровь.

    Унесла колечко щука,

    С ним — милашкину любовь.

    .

    Не нашлось мое колечко,

    Я пошел с тоски на луг,

    Мне вдогон смеялась речка:

    “У милашки новый друг”.

    .

    Не пойду я к хороводу:

    Там смеются надо мной,

    Повенчаюсь в непогоду

    С перезвонною волной.

    1911 г.

    Всё наоборот. Мир очень плох. В нём – женская неверность бытует и всякие другие нехорошести, коварные свекрови, щуки и т.п. Для протеста – утопиться. Во имя лучшего сверхбудущего.

    Ну? Слушаем дальше? Может, окстится Прилепин?

    "Есенин написал:

    Всё встречаю, всё приемлю,

    Рад и счастлив душу вынуть.

    Я пришел на эту землю,

    Чтоб скорей ее покинуть”.

    Нет, не окстился. Всё то же, сатанинское, раз умолчание? – Всё – хорошо, и этого достаточно, чтоб с этим не смириться и покончить с собой.

    А на самом деле?

     

    Край любимый! Сердцу снятся

    Скирды солнца в водах лонных.

    Я хотел бы затеряться

    В зеленях твоих стозвонных.

    .

    По меже, на переметке,

    Резеда и риза кашки.

    И вызванивают в четки

    Ивы — кроткие монашки.

    .

    Курит облаком болото,

    Гарь в небесном коромысле.

    С тихой тайной для кого-то

    Затаил я в сердце мысли.

    .

    Все встречаю, все приемлю,

    Рад и счастлив душу вынуть.

    Я пришел на эту землю,

    Чтоб скорей ее покинуть.

    1914

    Всё хорошее – природное, сельское: отражение солнца в воде, звон листвы, трав, парит болото недавней гарью. И всё – явное, бесхитростное. А в обществе не так. Тайное. Такое, что хорошо б умереть.

    "Ещё Есенин написал:

    И вновь вернусь я в отчий дом,

    Чужою радостью утешусь,

    В зеленый вечер под окном

    На рукаве своем повешусь”.

    Что: опять сатанист, - раз умолчание, - от чужой радости в петлю хочется.

    А вправду?

     

    Устал я жить в родном краю

    В тоске по гречневым просторам,

    Покину хижину мою,

    Уйду бродягою и вором.

    .

    Пойду по белым кудрям дня

    Искать убогое жилище.

    И друг любимый на меня

    Наточит нож за голенище.

    .

    Весной и солнцем на лугу

    Обвита желтая дорога,

    И та, чье имя берегу,

    Меня прогонит от порога.

    .

    И вновь вернуся в отчий дом,

    Чужою радостью утешусь,

    В зеленый вечер под окном

    На рукаве своем повешусь.

    .

    Седые вербы у плетня

    Нежнее головы наклонят.

    И необмытого меня

    Под лай собачий похоронят.

    .

    А месяц будет плыть и плыть,

    Роняя весла по озерам…

    И Русь все так же будет жить,

    Плясать и плакать у забора.

    1916

    Плохая жизнь на Руси: друг меня хочет зарезать, любимая изменила, и всё это считается нормальным. А это непереносимо, и надо покончить с собой. И жаль, что и это ничто не изменит в будущем. Где ж идеал? – В сверхбудущем, раз Русь такая красивая: белые кудри дня – это кучевые облака, жёлтая дорога – глинистая, сверкает под солнцем весною, когда высохло, зелёный вечер почти белой ночи, седые вербы, месяц в небе и реке.

    Антиресный товарищ, этот Прилепин…

    Прервёмся, чтоб не утруждать читателей слишком…

    9 июля 2023 г.

15.08.2024
14:16

Кто: я! – против кого? – Дугина

    Отвергая глобализцию как западный цивилизационный проект, Дугин подменил схему на схему и исключил науку из общечеловеческих ценностей. Что просто страшно . . .

13.08.2024
14:15

Ну кому это нужно?

    Я сегодня как-то особенно остро чувствую никчемность своей деятельности: просвещение тёмных – относительно живописи, в первую очередь. Когда-то, в первый, . . .

12.08.2024
09:48

Надо, надо, надо нам, ребята, жизнь красивую прожить, тра-та-та

    Я в своей насмешке пляшу от таких слов: "Вместо замкнутых одноэпизодных картин художники разрабатывали живописные композиции, в которых сочетаются . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100