TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии . . .

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

05.07.2021
09:50

Я должен извиниться

    Я должен извиниться за то, что опять обращаюсь к Борхесу. Впрочем, немыслимо подумать, что есть другой человек, кроме меня самого, перед которым надо извиняться . . .

04.07.2021
11:45

Простота сложного

    Подсознание поселилось ещё в предлюдях. И это было особое сочетание звуков, какие издавал вожак, приказывая внимать себе зачем-то. А все предлюди были с большой . . .

03.07.2021
23:48

Как морить с помощью Моризо

    Есть такой канал на Дзене “Картина маслом”. Устроен там тест на знание импрессионизма. Я так там возразил: “После первого же вопроса перестал дальше читать . . .

02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском. Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь . . .

01.07.2021
13:55

Мертвящая систематичность науки

    Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от . . .

30.06.2021
12:11

Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский

    Судьба Советского Союза перед войной висела на волоске: удастся или не удастся успеть приготовиться к войне. Многочисленные драчки среди своих усугубляли это . . .

29.06.2021
13:28

Высасывание из пальца

    Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?!? Прошло много времени. Я раз читал . . .

28.06.2021
16:20

Что ошибочно почуяли шестидесятники

    Что было после смерти Сталина? Сперва был отказ начальников от общего интереса в пользу своего личного. И они зарубили идею автоматизированного управления всем . . .

27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности фашизма (см. тут), Борхес просто вынужден был следующий рассказ, “Форма сабли" (1942) посвятить не менее ненавистному главному врагу фашизма, экстремистскому же – раз за противоестественное, по Борхесу, равенство – коммунизму.

    Как мыслимо было желать коммунистам победы, если б всё было возможно? – При условии их искреннего раскаяния в грехах. Выдуманных, соответственно названию сборника.

    Надо назначить коммуниста Муна теоретическим начётчиком, трусом и предателем ради спасения своей шкуры в общем деле гражданской войны в Ирландии 1922 года при поражении той стороны, которая была за полную независимость от Англии. Надо нанести ему метку мести на лицо – шрам характерной формы (сабли). Надо сделать его совершенно переродившимся за 20 лет, просто фантастически переродившимся. И чтоб он рассказал о своей подлости “я”-повествователю свою историю так, как её б рассказал тот, кого он лично предал и кто нанёс ему, Муну, рану в форме сабли. Чтоб рассказал не для того, чтоб облегчить душу, а чтоб нарваться на презрение слушавшего. Чтоб травить и травить душевную рану. Что было б мерой перерождения коммуниста, мерой фантастически исключительной. И потому убедительной для ненавидящего коммунистов “я”-повествователя, Борхес по фамилии (как следует из текста рассказа).

    Психологическая фантастичность была призвана для маскировки перед читателями-аргентинцами (да и перед германскими наблюдателями {Аргентина придерживалась нейтралитета}), - для маскировки стыдного желания в 1942 году Брохеса-писателя коммунистам Гитлера победить.

    Для того всё в рассказе так закручено. Заодно это создаёт впечатление странности, которая, - все художники это интуитивно знают, - создаёт впечатление, будто автор творил под влиянием подсознательного идеала. Действия которого на самом деле и в этом рассказе (как и предыдущем) – НЕТ. То есть и этот рассказ является произведением прикладного искусства (приложено оно к публицистическому, по сути, выступлению в поддержку СССР). То есть это – не художественное произведение. Оно имеет только эстетическую ценность – об экстраординарном же оно*.

    1 июня 2021 г.

    *- Да в чём же, собственно, экстраординарность?

    - Коммунисты есть экстремисты со своим равенством? – Да. – А нормальные тогда кто? – Кто? – Нормальные – мещане, в них нет ничего экстремистского. Почему Кардосо не хотел продавать именье главному герою? Потому что про того "Ходили слухи, что там, в Бразилии, он занимался контрабандой”. Контрабандисты не мещане, боящиеся смерти, а сверхчеловеки, смерти не боящиеся. Если про главного героя зря ходили слухи, что он сверхчеловек, то потому он, собственно, и смог убедить Кардосо в Аргентине именье ему продать: доказав, что он тоже мещанин, как Кародосо. В чём была доказательность? В том, что мещане стесняются своей трусости перед смертью и на людях трусов презирают, в глубине же души – нет. На чём и сыграл главный герой: взял и рассказал правду о себе, что он, мещанин по сути, то есть боящийся смерти (и только поверхностно будучи коммунистом-экстремистом), из боязни смерти выдал местонахождение борца за полную свободу Ирландии, за что тот, борец, его так страшно поранил, случайно, видно, не убив. Победители его нашли, спасли, отблагодарили деньгами за предательство, за мещанство, собственно. Откуда и есть у главного героя деньги, чтоб купить имение, а не контрабандистская это добыча. Кардосо убедился, что главный герой обычный человек, мещанин, запрезирал того за трусость, но за обычность уважил и имение продал.

    “Я”-повествователь не Кардосо. Он писатель Борхес (не зря фамилия указана в тексте). Принято думать, что писатели не мещане. То есть чем-то похожи на коммунистов. (Другое дело, что Борхес так маскировал свой мещанский идеал, что публике – и главному герою тоже – это было не известно: "Борхес, вас я не знаю и потому рассказал все”).

    Теперь вопрос: зачем немещанину Борхесу главный герой выставил себя переродившимся в коммуниста-в-глубине-души (владение именьем и пеонами, мол, это внешнее, чтоб быть терпимым в аргентинском обществе, коммунистов ненавидящем)? Зачем выставил себя Борхесу презирающим мещан? Точнее, зачем автор заставил героя так поступить? Во имя верности психологии? В смысле – приспособленец-мещанин перед всеми пресмыкается, с каждым хочет быть своим (и с Кардосо – мещане оба, и с Борхесом – немещане оба)… Но тогда зачем он сделан так: "Он ни с кем не общался…”? Вряд ли может необщительность объясняться тем, что "его испанский был плох и перемешан с бразильским”. Вот, с Борхесом он же общается. То есть на верность психологии Борхесу наплевать.

    То есть Борхесу, наоборот, понадобилась психологическая экстраординарность (таким искренним – пусть и только на словах – немещанином {опять коммунистом} мещанин быть не может; вот, посмотрите на сегодняшнего Протасевича; ради спасения своей шкуры {только б не экстрадировали его в ЛНР, с которой он воевал} он на всё готов: и плачет в раскаянии, и говорит об уважении к Лукашенко).

    Зачем же автору психологичекая экстраординарность перерождения?

    Потому что смелые ненавистные коммунисты в СССР в 1942 году, может, победят всё-таки ещё более ненавистных гитлеровцев.

    4.06.2021.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100