TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии . . .

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

05.07.2021
09:50

Я должен извиниться

    Я должен извиниться за то, что опять обращаюсь к Борхесу. Впрочем, немыслимо подумать, что есть другой человек, кроме меня самого, перед которым надо извиняться . . .

04.07.2021
11:45

Простота сложного

    Подсознание поселилось ещё в предлюдях. И это было особое сочетание звуков, какие издавал вожак, приказывая внимать себе зачем-то. А все предлюди были с большой . . .

03.07.2021
23:48

Как морить с помощью Моризо

    Есть такой канал на Дзене “Картина маслом”. Устроен там тест на знание импрессионизма. Я так там возразил:

    “После первого же вопроса перестал дальше читать. Потому что это не тест на знание импрессионизма, а тест на знание, кто какой картины автор. Народу такое знание не по силам. По силам, я считаю, умение правильно соотнести то, что видишь, с формулой, скажем так, идеостиля импрессионизма: хвала абы какой жизни. Хвала – усиленным светом, абы какая жизнь – темой”.

    Моризо. Молодая девушка, надевающая чулки. 1880.

    Где тут хвала?

    "…сверкает разными оттенками белого. Кажется, что на картину падает ослепительный сноп света. Изображенная женщина производит впечатление засвеченной фотографии — так резки солнечные лучи” (https://paintingplanet.ru/molodaya-devushka-nadevayushhaya-chulki-berta-morizo/).

    А где абы какая жизнь?

    Показана кухня дела нарядиться так, чтоб произвести впечатление. Там паче, что девушка некрасива - носата.

    Такая противоречивость исторически была вызвана, грубо говоря, наступлением империализма. И страна разбогатела. И расслоение усилилось. За счёт того, что богатые стали богаче. Но от этого бедность чувствовала беднее. Что лично для неё было плохо. Но так как кругом всё процветало, то бедному художнику (ибо его новая манера живописать не ценилась) было как-то стыдно унывать. Вот он и делал хорошую мину при плохой игре (как в кино бродяжка Чарли Чаплин).

    И этот противоречивый комплекс имеет ранг подсознательного идеала, который художник воспринимал как вдохновение. И оно плодило и плодило похожие вещи.

    Моризо. Пудрящаяся женщина. 1877.

    Те же потоки света и та же кухня дела. Правда, женщина красива. - Ну, не всё коту масленица…

    Сковырнуться в просто красоту ничего не стоит.

    Моризо. Эжен Мане с дочерью в Буживале. 1881.

    Ослепительность света прежняя, а “абы какая жизнь” с трудом видится. Разве что в позе (руки в карманах) и во взгляде (мимо того, что здесь и сейчас). Скучно ему нянькаться с дочкой.

    "… был французским живописцем. Он не добился высокой репутации своего старшего брата Эдуарда Мане или его жены Берты Моризо, и большую часть своих усилий посвятил поддержке карьеры своей жены” (Википедия).

    Моризо. Урок в саду. 1886.

    Как факт, что я угадал с предыдущей вещью. – Тут уже художница откровенно презирает своего мужа, да и дочь. Его за всегда, а дочь – за пока никчемность. А свет – валится с неба.

    Или вот.

    Моризо. На балу. 1875.

    Ослепительность света налицо. А абы какая жизнь?

    "в картине “На балу” она выступает всего лишь “мимолетным наблюдателем”, случайно, на несколько секунд увидевшим лицо и плечи молодой дамы, ее жест, которым она подняла веер, ее высокую прическу с цветами хризантем в ней. Случайным наблюдателем вслед за художницей становится и зритель. Моризо не дает ему возможности “познакомиться” с героиней полотна…” (https://paintingplanet.ru/na-balu-berta-morizo/).

    Я оборвал цитату. Потому что “абы какая жизнь” и формульность импрессионизма (да и любого идеостиля) не приняты пока в искусствоведении. А принята дурная привычка разгоняться по поводу каждой картины напропалую до максимума похвал. – Вот и здесь поезд сошёл с рельсов истины:

    "…но эта случайная, мимолетная встреча оставляет в нем долгое воспоминание. Так иногда неделями, месяцами помнится взгляд незнакомки, промелькнувшей и исчезнувшей в уличной толпе”.

    Будто импрессионизм призван исключительное изображать и выражать, как романтизм.

    Я не угадал, конечно, взяв последний вопрос того теста. При том, что я раз, мимоходом, написал об одной картине этой Моризо (тут). У меня даже в памяти не сохранилась её фамилия.

    А решите, что признаком импрессионизма является изображение мимолётности, и поместите Репина в импрессионисты, как в этом тесте.

    Репин. Какой простор! 1903.

    Когда это типичное произведение реализма (см. тут).

    9 июня 2021 г.

     

02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском. Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь . . .

01.07.2021
13:55

Мертвящая систематичность науки

    Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от . . .

30.06.2021
12:11

Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский

    Судьба Советского Союза перед войной висела на волоске: удастся или не удастся успеть приготовиться к войне. Многочисленные драчки среди своих усугубляли это . . .

29.06.2021
13:28

Высасывание из пальца

    Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?!? Прошло много времени. Я раз читал . . .

28.06.2021
16:20

Что ошибочно почуяли шестидесятники

    Что было после смерти Сталина? Сперва был отказ начальников от общего интереса в пользу своего личного. И они зарубили идею автоматизированного управления всем . . .

27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100