TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии . . .

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

05.07.2021
09:50

Я должен извиниться

    Я должен извиниться за то, что опять обращаюсь к Борхесу. Впрочем, немыслимо подумать, что есть другой человек, кроме меня самого, перед которым надо извиняться . . .

04.07.2021
11:45

Простота сложного

    Подсознание поселилось ещё в предлюдях. И это было особое сочетание звуков, какие издавал вожак, приказывая внимать себе зачем-то. А все предлюди были с большой . . .

03.07.2021
23:48

Как морить с помощью Моризо

    Есть такой канал на Дзене “Картина маслом”. Устроен там тест на знание импрессионизма. Я так там возразил: “После первого же вопроса перестал дальше читать . . .

02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском.

    Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь придраться к столбу?” - “Нет”. – “Смотри, учись”, - и подвели к столбу. “Ну, что? Стоишь тут? Окопался? Связи навёл, понимаешь… У, контра”.

    Я поставил перед собой задачу придраться к Радзиховскому, к каким-нибудь его словам о Высоцком.

    Ну, хоть к этим вот:

    "…из длинного списка гамлетовских ролей. Почему гамлетовских? Почему я так считаю? Ну потому что давайте возьмём наиболее известные афоризмы, песенные афоризмы Высоцкого. Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю / Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю… // Мы успели: в гости к Богу не бывает опозданий…" (Временная метка 12:29. https://www.youtube.com/watch?v=XyxqhZzpEnE).

    Когда я начал разбираться с песнями Высоцкого, я пришёл к такому же выводу, как Радзиховский в 2020 году, что идеал Высоцкого – маньеристского типа. Как у Шекспира времён создания “Гамлета”. (Это Шекспир II этапа творчества. I этап был поздневозрожденческий. В I этапе, в исторических хрониках, о времени становления английской государственности через преодоление хаоса междоусобиц, Шекспир был – не побоюсь этих слов – наивным оптимистом. Как Высоцкий с его “Вот-вот и взойдёт”, с его надеждой разбудить спящий народ к гражданской активности, каким он был – инициативным – в прошедшей войне. Шекспир II периода творчества не только не наивный, но и не исторический оптимист, а сверх- так сказать – исторический. То есть полностью разочаровавшийся в действительности. А это была действительность наступавшего капитализма, только сло`ва и понятия такого тогда ещё не существовало. Не понятно что, но неодолимое и чёрное, наваливалось на Англию. Как это стало и с Высоцким II периода творчества, отчаявшимся народ разбудить, отчего и он вынужден был стать сверхисторическим оптимистом. С теперешними людьми ничего не сделаешь. Надо, как Гамлет, попросить Горацио не кончать с собою тоже, а остаться жить и рассказать этим гнилым датчанам, что на самом деле произошло в Эльсиноре. Расчет такой: они, хоть и гнилы, но впечатлятся трагедией, та станет людей перевоспитывать медленно, и люди через какие-то поколения перевоспитаются и станут иными. По Высоцкому – граждански активными, самодеятельными, строго говоря, с государственным устройством в виде анархии {без центральной власти}. Что и будет коммунизмом. Что и мыслимо лишь в сверхбудущем. А сейчас – полный пессимизм.)

    Вот полным пессимистом я, как и Радзизховский, понял Высоцкого в первом, в 70-е годы, подходе своём к его песням.

    И ошибся.

    В следующих подходах я понял Высоцкого как обладающего идеалом типа трагического героизма (поствозрожденческого типа). И лишь в самом позднем творчестве – так мне стало ясно (см. тут, тут, тут) – Высоцкий стал всё чаще вдохновляться следующим типом идеала – маньеристским.

    Почему я менял мнение? – От въедливости, от неистощающегося стремления к истине.

    С Радзиховским, видно, не так. Он, видно, сразу понял Высоцкого полным пессимистом (причём правым {за капитализм}, а не левым {за коммунизм} шестидесятником, каким его видел я), чему соответствовала выглядящая железобетонной ненавистная ему советская власть. А в 2020 году Радзизховский опять в подобном отчаянии от плачевного состояния несистемной оппозиции в РФ и неколебимости путинской России, в чём-то возвращающейся к СССР.

    Хорошо. Но как я докажу, что в песне “Кони привередливые” (1972) Высоцкий наивный оптимист?

    Что он левый шестидесятник, за настоящий социализм (а настоящим я называю самодеятельность каждый день вытесняющая собою потакающее государство вплоть до того исчезновения, что означит наступление коммунизма), я доказал на моём сайте в 47-ми файлах моих книг и статей о Высоцком. Отвлекаться не стану.

    А вот доводы о поздневозрожденческом типе идеала “Коней…”.

    “Вот-вот и взойдёт” – о солнце из “Чёрных бушлатов” (1972) – образ победы, несмотря на физическую смерить лирического героя, матроса евпаторийского десанта 1942 года, в ходе которого на самом деле совсем не было потерь. Во всех песнях Высоцкого I периода творчества всегда победы.

    Победа и в “Конях привередливых”. Казалось бы, сколько кони ни сопротивлялись воле Бога, "в гости к Богу не бывает опозданий”. Но! "Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!” - А это бунт в Царствии Божием, где полный тоталитаризм и подчинение власти. В Божием Царствии, если не в СССР, лирическому герою удалось, наконец, разбудить народ к гражданской активности! – Победа и в этой песне, песне о смерти.

    Чем не наивный оптимизм?!

    А Радзиховский – контра.

    .

    Статья основывается на теории Шмита о повторяемости идеостилей в веках и на теории Аникста о маньеризме “Гамлета” Шекспира.

    .

    Спросите, может, а как же, мол, так, что одни Высоцкого понимают прокоммунистом, а другие – антикоммунистом?

    Очень прост ответ.

    Идеал-то настоящего социализма у Высоцкого был подсознательным. То есть его не было в сознании. То есть он не мог его формулировать “в лоб” словами в песне. А идеал этот был противовластным. Ибо коммунисты после Хрущёва, пусть мало или совсем не осознавая, вели страну сперва к конвергенции социализма (так называемого) с капитализм, наивно не понимая, что это путь к реставрации капитализма. Подсознательный идеал выражает себя не “в лоб”, а, например, образами. А те менее внятны. Вот все, кто против власти: и левые, и правые шестидесятники или даже аполитичные, но чем-то недовольные, - все чуяли в Высоцком своего. – Вот и контрик Радзиховский – тоже.

    7 июня 2021 г.

01.07.2021
13:55

Мертвящая систематичность науки

    Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от . . .

30.06.2021
12:11

Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский

    Судьба Советского Союза перед войной висела на волоске: удастся или не удастся успеть приготовиться к войне. Многочисленные драчки среди своих усугубляли это . . .

29.06.2021
13:28

Высасывание из пальца

    Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?!? Прошло много времени. Я раз читал . . .

28.06.2021
16:20

Что ошибочно почуяли шестидесятники

    Что было после смерти Сталина? Сперва был отказ начальников от общего интереса в пользу своего личного. И они зарубили идею автоматизированного управления всем . . .

27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100