Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
28.06.2021 |
Что ошибочно почуяли шестидесятники
|
||||
27.06.2021 |
Не верю художнику В.А. Сафронову
|
||||
26.06.2021 |
Медленным шагом, ровным зигзагом…
|
||||
25.06.2021 |
|
||||
24.06.2021 |
|
||||
23.06.2021 |
|
||||
22.06.2021 |
|
||||
21.06.2021 |
Это скучное-скучное голубое небо
|
||||
20.06.2021 |
Боже! До чего же я ничтожен! (Рассуждения о Бабеле)
|
||||
19.06.2021 |
|
||||
18.06.2021 |
|
||||
17.06.2021 |
Почему покончил с собой Борромини
|
||||
16.06.2021 |
Неожиданная нынешняя актуальность романа «В окопах Сталинграда»
|
||||
15.06.2021 |
|
||||
11.06.2021 |
"Патриотическое" стихотворение Ахматовой Вы ни за что не заметите, в таком стихотворении Ахматовой ничего странного: Победителям
(Полное снятие блокады Ленинграда было 27 января 1944.) Вы понимаете, что, так написав, я от вас отличаюсь тем, что обнаружил странности. Да, я их обнаружил не сам, а наткнувшись на статью Константина Боленко. Но почему я на неё наткнулся? – Потому, что я не удовлетворился тем, что не заметил ничего странного (и этим я уже от вас отличаюсь и предлагаю подтянуться ко мне). – Почему я не удовлетворился? – Потому что Анна Ахматова гений, думаю (может, и вы так думаете). А по-моему, мала вероятность, чтоб гений написал стихотворение без вдохновения. Вдохновение же гения – это, по-моему, наличие подсознательного идеала, который проявляется в странностях (странности должны быть странностями для своего времени). Я рассудил, что, раз я странностей не вижу – надо искать помощи у всё знающего интернета. И спросил: “Художественный смысл стихотворения Победителям”. И в итоге получил статью Константина Боленко. А он рассуждает о том, что слова отсылают к разным эпохам, а не к одной – советской, 1944 года, времени после полного снятия блокады Ленинграда. Больше всего он хлопочет о расстреле у Нарвских ворот 9 января 1905 года. Солдаты тогда были с Нарвскими воротами за спиной, а впереди их была смерть рабочих Путиловского завода, которую принесли их, солдат, пули. Далее. Боленко пишет: "Нарвские ворота остались одним из памятников победам 1812—1814 годов. 1 марта 1944 года через Нарвские ворота в город с развернутыми знаменами строем вошли партизанские части, действовавшие против немецкой армии, осаждавшей Ленинград; там же у ворот прошел совместный митинг-встреча партизан и горожан. 8 июля 1945 года у Нарвских ворот прошла торжественная встреча ленинградцев с возвращавшимися с фронта гвардейскими частями, участвовавшими в обороне города и снятии блокады, — вольная или невольная, но очевидная для всех, хорошо знакомых с историей и архитектурой Петербурга, реплика давней церемонии”. Но всё это или слишком давно, или изрядно после полного снятия блокады и написания стихотворения. Тогда как полное снятие было в общем именно с Нарвскими воротами за спиной и смертью советским солдатам перед ними, как в стихотворении. В общем, но не точно (чего Ахматова могла не знать). Именно от Нарвских ворот (это запад Ленинграда) наступления не было. Немцев просто обошли там, взяв их в окружение. Но в общем у Ахматовой – верно. Но! Если троеточие (а это многозначительный знак препинания) означает 9 января 1905 года, то полная насмешка - слова: "Так советская шла пехота”. Тогда я заметил, что слово "Берт” отсылает к сражению Красной Армии с немцами за Нарву в ноябре 1918 года. А слова: "Жизнь свою за други своя”, - из Евангелия от Иоанна (15:13), - относимые к советским солдатам, когда атеизм в стране был воинствующим, это тоже странность. Теперь я скажу, читатель, что я от вас отличаюсь ещё и тем, что на десятках стихов Ахматовой доказал, что её подсознательным идеалом является ницшеанство: бегство из Этого плохого-преплохого мира в принципиально недостижимое (в отличие от принципиально достижимого христианского) метафизическое иномирие. Которому только и можно – дать образ. Например, абсурда. Что и чувствуется в обнаруженных странностях. Более непосредственно говорящих, что все войны – принадлежность Этого плохо мира. Как и славословия, религиозноподобные или простые. И победители – не победители, а несчастные, "Незатейливые” люди, которым не открылась жуть Этого мира. . То же – со стихотворением, предшествовавшим этому. 27 января 1944 года
Что тут странного? – Что с союза начинается предложение и стихотворение. "Связь временных пластов подчеркивается придаточной синтаксической конструкцией…” (Клинг. http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/kling-svoeobrazie-epicheskogo-v-lirike-ahmatovoj.htm). “…обозначает ход времени, своеобразно подчеркивает взгляд на прошлое как на отстоявшееся, отсекает бесповоротно ушедшее и сразу же вводит в тему трагической обреченности земного счастья” (Там же). Ужасное прошлое (блокада) не ушло. А может, и вернётся в каком-то ином изводе, как это принято в проклятом Этом мире. "…можно говорить о стилизации под Библию…” (Там же). Ибо метафизическое иномирие это нечто равнозначное Царствию Божиему на небе, только оно как бы со знаком минус, а не плюс, как в христианстве. . Сказанное не значит, что не могло быть срывов у Ахматовой во что-то прикладное (то есть сознанием рождённое). Просто вероятность мала. 14 мая 2021 г.
|
||||
10.06.2021 |
Бунт на корабле. (О «малых голландцах».)
|
||||
09.06.2021 |
Его хвалят, хвалят. Лубенникова
|
||||
08.06.2021 |
Прелесть зауми. (Фильм «Два в одном» Киры Муратовой)
|
||||
07.06.2021 |
Польза глуховатости. (Фильм «С училища»)
|
||||
06.06.2021 |
Попробуем разоблачить Кандинского
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"