TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском. Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь . . .

01.07.2021
13:55

Мертвящая систематичность науки

    Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от . . .

30.06.2021
12:11

Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский

    Судьба Советского Союза перед войной висела на волоске: удастся или не удастся успеть приготовиться к войне. Многочисленные драчки среди своих усугубляли это . . .

29.06.2021
13:28

Высасывание из пальца

    Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?!? Прошло много времени. Я раз читал . . .

28.06.2021
16:20

Что ошибочно почуяли шестидесятники

    Что было после смерти Сталина? Сперва был отказ начальников от общего интереса в пользу своего личного. И они зарубили идею автоматизированного управления всем . . .

27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности . . .

23.06.2021
21:59

Кое-кто за Набокова

    Я попробую подержать в тайне, кто этот кое-кто. Стану называть его КК. Вот я с ним согласен в определении постмодернизма: "Постмодернизм — это мир, где все . . .

22.06.2021
21:15

Люблю себя любимого

    Художник Любимов родился в Калуге, с которой связано имя Циолковского, а детские годы провёл во Пскове, около которого Пушкинские места. – Всё! Идеализируя всех и . . .

21.06.2021
18:18

Это скучное-скучное голубое небо

    Здесь, возле пустыни, месяцами пустое голубое небо. Какое было мечтой, когда я жил в СССР. А страдания одни и те же. Там я сперва всё больше книги писал, а не статьи. И . . .

20.06.2021
12:22

Боже! До чего же я ничтожен! (Рассуждения о Бабеле)

    Я читаю книгу Жолковского и Ямпольского “Бабель” (1994) и задаюсь вопросом: как это вообще получилось, что я посмел писать об искусстве, не имея официального . . .

19.06.2021
11:40

Сравнение серого с Серовым

    Серым я считаю себя. – Что это? Уничижение паче гордости? Наихудшее проявление гордыни? Помня, что я не вижу себе подобных в попытках влезать в подсознание к . . .

18.06.2021
21:31

Анти Лёля Городная

    Возможно, это от вредности характера, который испортился из-за годами неприятия никем моего эстетического мировоззрения… Но мне стало интересно доводить его до . . .

17.06.2021
12:14

Почему покончил с собой Борромини

    Борромини – гений, один из создателей в итальянской архитектуре стиля барокко. И его судьба – ещё один пример несчастной возможности в искусствоведении говорить . . .

16.06.2021
12:47

Неожиданная нынешняя актуальность романа «В окопах Сталинграда»

    Врагу не пожелаю… Это слишком изысканное страдание – мне не о чём писать. В общем, начинаю читать “В окопах Сталинграда” (1947) Виктора Некрасова. И никакой . . .

15.06.2021
11:47

Поэтесса Слепакова

    Говорят Быков не всегда был так антисоветски настроен, как в последнее время, когда левый поворот России чуется всё сильнее. То есть есть шанс затруднить мне . . .

11.06.2021
10:36

"Патриотическое" стихотворение Ахматовой

    Вы ни за что не заметите, в таком стихотворении Ахматовой ничего странного: Победителям Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть… Так советская . . .

10.06.2021
10:23

Бунт на корабле. (О «малых голландцах».)

    Надо, наверно, рассказать, от чего я оттолкнулся. – От такого, как мне кажется, высасывания из пальца:

    "Художников XVII века часто называют “малыми голландцами”. Принято считать, что за небольшие размеры холстов, за некоторую узость изображаемого бюргерского быта. Но скорее слово это восходит к евангельскому: “утаил от мудрых века сего и открыл малым”. Бог благословляет простую жизнь, ее скромные радости и горести. И потому, хотя полумрак окружает предметы, но откуда-то просачивается золотистый луч света, который, как Божий свет пронизывает мрак человеческой жизни” (Лилия Ратнер. https://predanie.ru/book/218826-v-poiskah-smysla-krasoty/).

    Сколько мне говорила память, совсем не высокие евангельские порывания вдохновляли “малых голландцев”.

    "Пришло время меньше размышлять, целить менее высоко, взглянуть на то, что поближе, наблюдать лучше и писать иначе, чем раньше, хотя по-прежнему хорошо. Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда, выскочки и первого встречного, созданная только для него и им самим. Нужно было стать скромным для всего скромного в жизни, малым для малого, неприметным для неприметного, принимать все, ничего не отвергая и не презирая, проникать в интимную жизнь вещей, любовно сливаться с их существованием; нужно было стать внимательным, любознательным и терпеливым. Отныне гениальность состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков, забыть общеизвестное, отдаться своей модели и только у нее спрашивать, как она хочет быть изображенной. Ничего не надо ни прикрашивать, ни облагораживать, ни обличать: все это ложь и бесполезный труд” (Эжен Фромантен).

    Но это – вообще говоря. Так же вообще, как и про восхождение к евангельскому. – Конкретика где?

    А ну?

    "Всякая голландская картина — вогнутая; я хочу сказать, что она образуется из кривых, описанных вокруг одной точки, обусловленной замыслом картины, и теней, расположенных вокруг главного светового пятна” (Фромантен).

    Берём абы какой натюрморт…

    Хеда. Натюрморт с позолоченной пивной кружкой. 1634.

    И думаем…

    Это за 14 лет до конца Восьмидесятилетней войны за независимость от Испании. Но через 55 лет после образования Соединённых Провинций и всё не прекращавшихся в общем побед над Испанией. Давно уже заменили Фландрию (оставшуюся под Испанией) в качестве основного торгового центра Северной Европы. Страна основала колонии в Бразилии, Северной Америке, Южной Африке и Карибском регионе. Наступил так называемый золотой век Нидерландов. Страна стала сверхдержавой.

    В общем, даже в богатой стране покупатель или заказчик картины Хеда довольно зажиточный человек. Скромность мыслима относительно чего-то героического. Но после 1632 года победы над испанцами как-то кончились (фламандское население не поддержало наступление северян). Ну и война тянулась без энтузиазма. Зажиточность казалась ценнее героизма.

    Эту вогнутость по Фромантену и можно считать умеренностью, сосредоточенностью на себе, дорогом.

    Вот только увидеть бы мне её…

    Главное световое пятно – лимон. Что покажет преобразование контрастности?

    Вроде и правда всё светлое как бы обращается вокруг лимона, а тень за этот круг как бы и вытеснена.

    "Прочная основа, убегающий верх и округленные углы, стремящиеся к центру, — все это вырисовывается, окрашивается и освещается по кругу” (Фромантен).

    Нельзя ли умеренностью объяснить и то, "почему она [палитра] так бедна, почти одноцветна”, “почему светлые тона в ней так редки и ограничены, а тени, наоборот, преобладают”, почему таков “простой закон такого освещения, противоречащего законам природы”, почему столько "комбинаций, преднамеренности и почти всегда хитроумных систем”?

    И, если объяснить умеренность можно, то нельзя, получается, “малых голландцев” считать справедливо заслужившими "репутацию близоруких копиистов”!

    Умеренность тогда становится, пожалуй, их общим подсознательным идеалом! "идеал этого искусства, идеал, мало кем замеченный, а подчас и пренебрегаемый, но несомненный для того, кто хочет его понять, и очень притягательный для того, кто умеет его ценить”.

    Ценить, получается, надо за подмеченные странности стиля.

    .

    Казалось бы, простая штука: то, что Платон называл Музами, надо теперь называть подсознательным идеалом, который себя обнаруживает следами – странностями (для своего времени) “текста”. И всё. И тонкость озарения о содержании подсознательного идеала называть художественной ценностью. В отличие от ценности эстетической, присущей всему искусству (как экстраординарному). Но, если неприкладное искусство (о незнаемом, о подсознательном идеале) считать первосортным, то прикладное придётся считать второсортным. И всё. И никакой сложности. Если раз и навсегда такое принять. Как Христа с чудесами. И это будет, как открытие истины малым по 11:25 от Матфея. А мудрыми (ложномудрыми!) окажутся не поверившие Христу жители Хоразина, Вифсаида, Капернаума (заумные искусствоведы, натягивающие ради величия “малых голландцев” на них восхождение "к евангельскому”).

    12 мая 2021 г.

    Читатели!

    Мои тексты очень сложны. Умоляю! Пишите вопросы, что вы не поняли.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100