TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.06.2021
10:23

Бунт на корабле. (О «малых голландцах».)

    Надо, наверно, рассказать, от чего я оттолкнулся. – От такого, как мне кажется, высасывания из пальца:

    "Художников XVII века часто называют “малыми голландцами”. Принято считать, что за небольшие размеры холстов, за некоторую узость изображаемого бюргерского быта. Но скорее слово это восходит к евангельскому: “утаил от мудрых века сего и открыл малым”. Бог благословляет простую жизнь, ее скромные радости и горести. И потому, хотя полумрак окружает предметы, но откуда-то просачивается золотистый луч света, который, как Божий свет пронизывает мрак человеческой жизни” (Лилия Ратнер. https://predanie.ru/book/218826-v-poiskah-smysla-krasoty/).

    Сколько мне говорила память, совсем не высокие евангельские порывания вдохновляли “малых голландцев”.

    "Пришло время меньше размышлять, целить менее высоко, взглянуть на то, что поближе, наблюдать лучше и писать иначе, чем раньше, хотя по-прежнему хорошо. Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда, выскочки и первого встречного, созданная только для него и им самим. Нужно было стать скромным для всего скромного в жизни, малым для малого, неприметным для неприметного, принимать все, ничего не отвергая и не презирая, проникать в интимную жизнь вещей, любовно сливаться с их существованием; нужно было стать внимательным, любознательным и терпеливым. Отныне гениальность состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков, забыть общеизвестное, отдаться своей модели и только у нее спрашивать, как она хочет быть изображенной. Ничего не надо ни прикрашивать, ни облагораживать, ни обличать: все это ложь и бесполезный труд” (Эжен Фромантен).

    Но это – вообще говоря. Так же вообще, как и про восхождение к евангельскому. – Конкретика где?

    А ну?

    "Всякая голландская картина — вогнутая; я хочу сказать, что она образуется из кривых, описанных вокруг одной точки, обусловленной замыслом картины, и теней, расположенных вокруг главного светового пятна” (Фромантен).

    Берём абы какой натюрморт…

    Хеда. Натюрморт с позолоченной пивной кружкой. 1634.

    И думаем…

    Это за 14 лет до конца Восьмидесятилетней войны за независимость от Испании. Но через 55 лет после образования Соединённых Провинций и всё не прекращавшихся в общем побед над Испанией. Давно уже заменили Фландрию (оставшуюся под Испанией) в качестве основного торгового центра Северной Европы. Страна основала колонии в Бразилии, Северной Америке, Южной Африке и Карибском регионе. Наступил так называемый золотой век Нидерландов. Страна стала сверхдержавой.

    В общем, даже в богатой стране покупатель или заказчик картины Хеда довольно зажиточный человек. Скромность мыслима относительно чего-то героического. Но после 1632 года победы над испанцами как-то кончились (фламандское население не поддержало наступление северян). Ну и война тянулась без энтузиазма. Зажиточность казалась ценнее героизма.

    Эту вогнутость по Фромантену и можно считать умеренностью, сосредоточенностью на себе, дорогом.

    Вот только увидеть бы мне её…

    Главное световое пятно – лимон. Что покажет преобразование контрастности?

    Вроде и правда всё светлое как бы обращается вокруг лимона, а тень за этот круг как бы и вытеснена.

    "Прочная основа, убегающий верх и округленные углы, стремящиеся к центру, — все это вырисовывается, окрашивается и освещается по кругу” (Фромантен).

    Нельзя ли умеренностью объяснить и то, "почему она [палитра] так бедна, почти одноцветна”, “почему светлые тона в ней так редки и ограничены, а тени, наоборот, преобладают”, почему таков “простой закон такого освещения, противоречащего законам природы”, почему столько "комбинаций, преднамеренности и почти всегда хитроумных систем”?

    И, если объяснить умеренность можно, то нельзя, получается, “малых голландцев” считать справедливо заслужившими "репутацию близоруких копиистов”!

    Умеренность тогда становится, пожалуй, их общим подсознательным идеалом! "идеал этого искусства, идеал, мало кем замеченный, а подчас и пренебрегаемый, но несомненный для того, кто хочет его понять, и очень притягательный для того, кто умеет его ценить”.

    Ценить, получается, надо за подмеченные странности стиля.

    .

    Казалось бы, простая штука: то, что Платон называл Музами, надо теперь называть подсознательным идеалом, который себя обнаруживает следами – странностями (для своего времени) “текста”. И всё. И тонкость озарения о содержании подсознательного идеала называть художественной ценностью. В отличие от ценности эстетической, присущей всему искусству (как экстраординарному). Но, если неприкладное искусство (о незнаемом, о подсознательном идеале) считать первосортным, то прикладное придётся считать второсортным. И всё. И никакой сложности. Если раз и навсегда такое принять. Как Христа с чудесами. И это будет, как открытие истины малым по 11:25 от Матфея. А мудрыми (ложномудрыми!) окажутся не поверившие Христу жители Хоразина, Вифсаида, Капернаума (заумные искусствоведы, натягивающие ради величия “малых голландцев” на них восхождение "к евангельскому”).

    12 мая 2021 г.

    Читатели!

    Мои тексты очень сложны. Умоляю! Пишите вопросы, что вы не поняли.

09.06.2021
17:49

Его хвалят, хвалят. Лубенникова

    Читайте: "Красавицы Лубенникова очень живые и естественные, потому и привлекательны” . . .

08.06.2021
12:26

Прелесть зауми. (Фильм «Два в одном» Киры Муратовой)

    Мне вспомнилась не очень, может, подходящая к случаю аналогия. Был у нас в огромнейшем КБ НИИ дизайнер, Динейка. Он лучше всех играл в настольный теннис. И, как мне . . .

07.06.2021
16:24

Польза глуховатости. (Фильм «С училища»)

    Я глуховат. Почему-то не хочется заводить слуховой аппарат. Но придётся: не всегда различаю разговор в кино. Это сослужило оригинальную службу при смотрении . . .

06.06.2021
10:00

Попробуем разоблачить Кандинского

    Он написал о своей “Композиции 6”. Кандинский. Композиция 6. 1913. А есть правило придавать лишь вспомогательное значение словам творца вне “текста” его . . .

05.06.2021
09:07

Читается, всё-таки, эта Нечитайло

    Достаточно было сообразить, что Ксения Нечитайло – постмодернистка, т.е. не считает что бы то ни было достойным быть идеалом, как одна за другой её непонятные . . .

04.06.2021
16:15

Вот это уж точно не пойму?

    Я ведь раб. Законов, которые для себя в . . .

03.06.2021
08:56

Колобок, который ото всех ушёл

    Ксения Нечитайло не всегда включала приём “примитивизм”. Он у неё был для выражения отрицания (революции, например, или славной советской армии – см. тут). И . . .

02.06.2021
12:36

Не читайте про Нечитайло, правды не напишут

      У меня иногда впечатление, что вокруг заговор, а я, как тот ребёнок из андерсеновской сказки про голого короля. "В памяти предстал Кузнецкий мост. Московская . . .

01.06.2021
17:02

Ненависть к нам Киры Муратовой. (Фильм «Чеховские мотивы»)

    Чехов не во всех рассказах пронзительный. В смысле – истомит читателя так, что хоть на стенку лезь. В терминах более определённых – не доводит до предвзрыва, да . . .

31.05.2021
10:27

Насмешник Юон

    Признаться, эта репродукция остановила на себе моё внимание. Юон. Голубой куст. 1908. Меня даже хватило сообразить, что я не могу определить, что это за порода . . .

30.05.2021
19:38

Против Дмитрия Быкова 17

    В этот раз станем кружить вокруг “Египетской марки” (1927) Мандельштама. Так случилось, что мне очень повезло, и – я так считаю – она мне открылась (см. тут) . . .

29.05.2021
16:33

Надо, Федин, надо...

    …Пять-шесть произнести как бы случайных строк, Чтоб их в полубреду потом твердил влюбленный, Растерянно шептал на казнь приговоренный. Адамович Интересно, . . .

28.05.2021
12:23

Соломон Воложин Ваш канал Ну, попробуем что-то высосать из якобы традиционного искусства

    Традиционными названы Вахрамеев и С. Иванов (тут). Но зато тут же написано: "Живопись Иванова и Вахрамеева композиционно и живописно была необычна, что . . .

27.05.2021
12:40

Недоумения

    Беру текст ставшего потом знаменитым искусствоведа, Пунина. Должно ж его величие прорезываться и в ранней работе, да? И, что его привлекает символизм, не страшно – . . .

26.05.2021
16:50

Всё – просто! (О Борхесе)

    Жаль, что я не писатель. Я б описал заразительно ту нуду, не известную обычному человеку, какую испытывает пишущий, когда не о чём писать. Я – пишущий, но не . . .

23.05.2021
11:56

Предательство живописи

    Коровин. Сирень. 1915 г. Холст, масло. Мне думается, что тут Коровин предал себя – сделал красЯво. Когда он не предавал, тема включала обязательно какую-нибудь . . .

20.05.2021
21:51

Мне хочется…

    Мне хочется начать обсуждение художника с рассказа, как трудно понять человека. Это женщина. Понять, что она украинская националистка, было как раз легко. У тех . . .

19.05.2021
13:13

Как одно лишь знание, что подсознательный идеал художника есть, доводит до истины

    Одна читательница, верующая, упрекнула мои размышлизмы о новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” XIV века. Мол, это субъективизм у меня. Её понять можно. Я . . .

18.05.2021
09:39

Против Дмитрия Быкова 15

    Теперь я буду искать, в чём я (см. тут) с Быковым не совпадаю касательно “Василия Тёркина” Твардовского. У меня замечено, что перец интереса персонажа – бытовой: . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100