Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
08.06.2021 |
Прелесть зауми. (Фильм «Два в одном» Киры Муратовой)
|
07.06.2021 |
Польза глуховатости. (Фильм «С училища»)
|
06.06.2021 |
Попробуем разоблачить Кандинского
|
05.06.2021 |
Читается, всё-таки, эта Нечитайло
|
04.06.2021 |
Вот это уж точно не пойму?
Я ведь раб. Законов, которые для себя в искусствоведении выбрал за верные. Нет, я совершаю революции, когда реалии произведения меня заставляют это сделать. Но вообще я – раб. Если в предыдущих подходах к произведениям Ксении Нечитайло я выработал себе мнение, что она – постмодернист, т.е. нет для неё ничего, что могло б быть достойным ранга идеала, причём, она постмодернист сознательный, не стихийный, то при подходе к очередному её произведению я жду повторения этого же вывода. Она уже, по-моему, над чем смеялась? – Над советской армией, над Октябрьской революцией, над идеалом семьи, над нецелеустремлённостью молодёжи, над красотой… А тут – над чем? Нечитайло. Скорбящая. 1985. Это не перед могилой женщина стоит. Или перед могилой, сбоку? Со стороны длинной её стороны. А почему за спиной нет других могил, параллельных? – Ну, предположим, потому что эта – последняя в ряду. – Очень может быть, если она свежая. Например, тогда, в 1985-м, ещё шла афганская война. – Нет. Не получается. Перед нею же не земляной холм. А прошло сколько-то месяцев, и, вот, уже бетон могильной плиты тут. И за несколько месяцев позади обязательно появились бы земляные холмики. А их нет. – Значит, это всё-таки не могила, а памятник на площади. Что-то типа: Хорошо. А как можно тут найти насмешку? Насмешку Нечитайло выражает внедрением примитивизма. Так я что-то сомневаюсь, что он тут есть. Или считать за него отсутствие прерывистости тени матери? (На плите явно не отражение тёмной фигуры. Было б отражение, не кончилось бы оно перед нижним краем картины.) Но если это тень, то почему она не видна на снегу? И где тот снег, который она с могильной плиты успела смести? Ляпы? Или примитивизм? И, если он, тогда что перед нами: условность? Исполнение ритуала, а не переживание. Я вот хожу на могилу любимой жены. Ну? Разве я что-то переживаю, с нею связанное? – Нет. А я жену вспоминаю, можно сказать, каждый день, хоть она умерла 16 лет назад. Со мной даже чудо было. Через пять с половиной лет после её смерти мне переслали вещи из проданной нашей квартиры, и там оказались её утаённые ото всех бумаги. С любовными стихами друг другу её и её первой любви. И моя с нею переписка, когда я за нею ухаживал. Так я, старик, в неё снова влюбился, вчитываясь во всё это. Трудно поверить, но это так. Однако у могилы я ничего не переживаю. Нет, здесь есть попытка художницы изобразить на лице и натруженными руками скорбь. Но. При чём к скорби ТАКИЕ натруженные руки? Что: намёк, что сын уборщицы, скажем, - не то, что сын какого-нибудь шишки, отмазавшего своего дитятю от отправки в Афганистан? Типа: "Мы очень боялись, что Егора отправят в Афганистан. Был у него командир полка, который грозился за малейшую провинность сослать новобранцев в те края. Помню, я у них выступала в части, чтобы задобрить его начальника, потом мы упросили деда, Сергея Владимировича, тоже выступить, а затем этот командир и вовсе зарвался и обязал Михалкова принимать присяги у новобранцев. И Сергей Владимирович все это делал, лишь бы любимого внука не отправили в Афганистан” (https://tvcenter.ru/news-tv/cinema-stars/natalya-arinbasarova-sergej-mixalkov-pomog-otmazat-syna-ot-afganistana/). Ну хорошо. Нарочно нарисована невлиятельная женщина. Но неужели художница хотела изобразить скорбь о несчастной судьбе? Вон, крайне бедно одета, одна пришла. Муж давно бросил – очень уж некрасива она. Сына нет. Одна на свете… Но условность тоже налицо. Хоть и неявно. Однако и грубо “в лоб” осмеивать что-то Нечитайло после первых вещей зареклась. Надо скрыто.
Я тоже хорош. Мне льстит, что мне раз за разом удаётся найти спрятанную насмешку, и вот я опять и опять берусь о Нечитайло писать. А ведь не стоит. Её искусство – от ума, а не от подсознательного идеала. Второсортное в лучшем случае… Слаб-с. Может, польза людям в том, что научатся не верить на слово…
Мне хочется показать один не насмешнический памятник афганцам. Анатолий Степанов. Памятник 220-ти погибшим в Афганистане одесситам. 2000. Он, по-моему, с необычным смыслом – из-за того, на каком фоне сидит солдат. На фоне образа расколотой страны, какую нашёл выживший и вернувшийся с войны солдат. Солдат, жизни своей не жалевший за СССР, предотвращая, чтоб США не захватили Афганистан и не поставили там радары, просматривающие всю территорию СССР (так я слышал от военных о смысле вторжения в Афганистан – защита родины на дальних подступах к ней). И погибшие пожертвовали за это жизнью. А что обнаружили выжившие, вернувшись на родину? – Массу людей, готовых родину предать. Как факт. Я жил тогда в Одессе. Но как-то до меня не дошло, ни то, что поставили первый вариант памятника (в 1997), ни то, что его, бронзового, украли (в 1999), ни то, что 2000-м поставили на том же месте не бронзового. Я брёл раз по парку (я там обычно не ходил) и вдруг наткнулся в чаще на него, огромного. И заброшенного. Ещё как бы и о ненужности, получилось, подвига думала статуя в одиночестве. – Я был впечатлён глубиной. 10 июля 2019 г.
|
03.06.2021 |
Колобок, который ото всех ушёл
|
02.06.2021 |
Не читайте про Нечитайло, правды не напишут
|
01.06.2021 |
Ненависть к нам Киры Муратовой. (Фильм «Чеховские мотивы»)
|
31.05.2021 |
|
30.05.2021 |
|
29.05.2021 |
|
28.05.2021 |
Соломон Воложин Ваш канал Ну, попробуем что-то высосать из якобы традиционного искусства
|
27.05.2021 |
|
26.05.2021 |
|
23.05.2021 |
|
20.05.2021 |
|
19.05.2021 |
Как одно лишь знание, что подсознательный идеал художника есть, доводит до истины
|
18.05.2021 |
|
17.05.2021 |
|
16.05.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"