TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.07.2019
08:22

Не красит это Некрасову

    Гос-споди! Какая это нуда – быть ребёнком! Оказывается. Полная зависимость и скрытый протест. Я о себе что-то такого не помню. (Я люблю примеривать на себя то, что . . .

06.07.2019
10:53

А ну-ка!

    Люблю загонять себя в тупик. Относительный, конечно, в данном случае. Потому что очень известен автор, и, наверно, что-то написано толковое и об этом стихотворении . . .

05.07.2019
12:40

Грусть-тоска меня съедает

    К 75-й годовщине со дня рождения моей Наташи. Грусть-тоска меня съедает от операции применения известного к очередному произведению. За разбор которого надо . . .

04.07.2019
14:31

Спасибо

    В цифровой области всё очень быстро меняется. Лет 10 назад я ещё получал по электронной почте отклики на свои статьи. Даже завёл на своём сайте раздел “Отклики”, а . . .

03.07.2019
13:02

Как всё сложно!..

    Одно точно: как это хорошо, когда посмотрел кино – и в полной растерянности, что ты увидел. “По главной улице с оркестром”. Ну неужели в 1986 году Пётр Тодоровский . . .

01.07.2019
17:51

Что-то не то.

    Разрешите начать с самоцитаты. От Чехова отличается только тем, что тот идеально прятал своё авторское отношение: "ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ [Ольга и Ирина . . .

01.07.2019
08:48

Повод для сарказма

    У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно . . .

30.06.2019
13:48

Искусство вымысла

    Искусство вымысла – термин Вейдле. Он его отличает от искусства слова. В искусстве слова иным образом, чем озарило вдохновение, выразиться нельзя. С вымыслом – . . .

27.06.2019
09:34

ЧТО-ТО

    ЧТО-ТО есть признак художественности в моей системе эстетических координат. Что-то, словами невыразимое. И, слушая пение Юлии Чичериной, я явно чую это ЧТО-ТО. Но. Я . . .

26.06.2019
10:18

В кои веки... или Повод прочитать нечитанное у Макса Дворжака

    В кои веки мне предложили истолковать картину. Так: "Твой метод о чем поведает?”. И прислана репродукция без автора, названия и времени создания. Кампен . . .

25.06.2019
17:57

Грубятина

    Что может быть антиподом негативной вкусовщине? – Грубятина. И я, пожалуй, скорее за неё, чем за вкусовщину. Тем более что моя привычка опираться в толкованиях на . . .

23.06.2019
15:43

К годовщине смерти моей Наташи

    С музой и без неё. Прелесть неточных наук… Я во всю пользуюсь возможностью пускать в обращение недодуманное. Иначе, наверно, и нельзя переводить из подсознания в . . .

22.06.2019
13:39

Необычная статья

    Это будет необычная для меня статья. Всегда я стараюсь найти художественный смысл произведения искусства, если оно – произведение неприкладного искусства. Если . . .

21.06.2019
08:53

Догадка

    Пишу в расчёте, что вы, читатель, или помните “Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове” (написана Гайдаром в 1931 году в психбольнице, . . .

20.06.2019
08:51

Авантюррра

    Авантюра будет основана на том, что идеал, мол, художника, вдохновляющий его на творчество, есть штука инерционная, быстро не меняющаяся (Пушкин – исключение). И . . .

17.06.2019
12:54

По противоположности...

    Когда-то я так забавлялся с женщиной, которая сделала меня мужчиной: я смотрел ей в глаза, в один глаз, находил там отражение себя, в том отражении разыскивал мои . . .

15.06.2019
20:30

Глубина

    Мне хочется поговорить о том, что, казалось бы, не в моём амплуа. О детском приключенческом фильма “Частное слово” (2012). С незаметной, но существенной заменой в . . .

14.06.2019
12:07

Ругательное слово

    Ругательное слово хочется произнести… Давным-давно, в СССР, я, провинциал, как-то сумел привлечь к себе внимание “Литературной газеты” настолько, что мне . . .

13.06.2019
15:00

Злость

    - Ну как можно злиться на человека, взявшегося показать фокус? Зрители ахнули. Разве это недостойное дело? - Недостойное. Если фокус не заявлен заранее как таковой . . .

11.06.2019
09:24

Колоссальная недодуманность

     

    Свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, доступная человеку.

    Горький. “О вреде философии”

    По крайней мере, в русской культуре есть колоссальная недодуманность – каков подсознательный идеал ницшеанца. Он, если одним словом, иномирие. Двумя – метафизическое иномирие. Четырьмя – принципиально недостижимое метафизическое иномирие. – Недодуманность об этом – особенно резка на фоне продуманности до больших тонкостей того света в религиях спасения. Во всяком случае – в христианстве, которое я сколько-то знаю.

    Имеет значение, наверно, представляющаяся ненаучной категория подсознательного. А особенно – подсознательного идеала. (Научных экспериментов по другим аспектам подсознательного полно.)

    В моём кругозоре образцом этой недодуманности является кандидатская диссертация Шалыгиной 1997 года “Время в художественных системах А.П. Чехова и А. Белого” (http://shaligina.narod.ru/disser_1.htm). В ней есть такие слова: "вне горизонтального (временного) движения”, “представления о времени в сочетании с принципиальной статикой”, “Нет времени”, “видимость времени и пространства”, “Существует ли вне сознания реальность, соответствующая той идее, которую мы составляем себе о продолжительности”, “внеположенности друг по отношению друга”. А тем не менее Шалыгина нигде прямым текстом не назвала Чехова и Белого ницшеанцами.

    Доказывать существование в художественных произведениях следов подсознательного идеала до чрезвычайности сложно. Но я – предлагаю. Признаки – образный и, скажем так, катарсический. Катарсический имеет метку – текстовые противоречия (по Выготскому их столкновение, точнее – противочувствий от них, даёт неосознаваемое переживание – катарсис, внешнее проявление которого – беспричинные внезапные слёзы и т.п., а внутреннее проявление – ощущение невнятного возвышения чувств; озарение, что это значило, по Выготскому, наступает в акте последействия искусства, которое далеко не всегда и не у всех наступает {почему и нужны критики}). А из образных признаков я предлагаю неожиданность, недопонятность, странность и переживание ЧЕГО-ТО, словами невыразимого {для выражения словами перечисленного, опять же, нужны зачастую критики}.

    Вот посмотрите, как шикарно образное выражение ницшеанского иномирия:

    "На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты...”.

    Жизнь – никакой цены… Жизнь! И – никакой!..

    Вы себе можете представить, какова же цена замены жизни? Если речь не о Царствии Божием на небе и вечной бестелесной душе там… – Что-то немыслимо колоссальное. "…могучие мечты…”.

    Это из “Челкаша” (1894) Горького.

    Я подозреваю, что такая роскошь образа смогла образоваться у Горького от постижения именно иномирия ницшеанского, но постижения его как категории негативной.

    Постижение ницшеанства, причём как чего-то позитивного, происходило у него под влиянием химика Николая Захаровича Васильева, жена которого переводила с немецкого для них книгу “Так сказал Заратустра” (1883-1885) Ницше (на русский она ещё не была переведена). – У Горького (тогда ещё Пешкова и вовсе не ницшеанца, как бы ни сурово было всё, его окружавшее) от этого влияния стало психическое заболевание в 1889-1890 гг. И он это иномирие потрясающе описал много лет спустя в начале вещи, называемой “О вреде философии” (1923). Вот один из примеров:

    "…по небу, сметая и гася звезды, проползёт толстая серая змея в ледяной чешуе и навсегда оставит за собою непроницаемую каменную тьму и тишину” (http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/proza/rasskaz/o-vrede-filosofii/o-vrede-filosofii.htm).

    Для меня лично это и подобные описания видений там, на “Откосе” в Нижнем Новгороде, особенно впечатляющи, потому что я, раз оказавшись на том самом месте, пережил совершенно обратное впечатление – полёта. Но днём. Там, с высокого берега слияния Волги и Оки открывается такой вид на бесконечность какую-то другого, низкого берега… Что я такого чувства не пережил даже глядя с Эльбруса на цепь гор Главного Кавказского хребта.

    Горькому надо было очень вжиться в самую глубь ницшеанства – в антихристианское иномирие, чтоб ТАК отказаться от него в “Челкаше”.

    А он именно отказался. Художественно. То есть по “принципу наоборот” (катарсически). Ницшеанца, Челкаша, как бы воспев. А противоположного, сдавшегося на рабство обстоятельств (работать не на своих условиях, как миллионы), Гаврилу, охаяв.

    В очерке “О вреде философии”, произведении не художественном, нравоописательном, упомянутого Васильева, ницшеанца, он впрямую охаял:

    "Прекрасный человек, умник, великолепно образованный, он, как почти все талантливые русские люди, имел странности: ел ломти ржаного хлеба, посыпая их толстым слоем хинина, смачно чмокал и убеждал меня, что хинин - весьма вкусное лакомство, а главное - полезен, укрощает буйство "инстинкта рода". Он вообще проделывал над собою какие-то небезопасные опыты: принимал бромистый кали и вслед за тем курил опиум, отчего едва не умер в судорогах; принял сильный раствор какой-то металлической соли и тоже едва не погиб. Доктор - суровый старик, исследовав остатки раствора, сказал:

    - Лошадь от этого издохла бы. Даже, пожалуй, пара лошадей. Вам эта штука тоже не пройдет даром, будьте уверены.

    Этими опытами Николай испортил себе зубы, все они у него позеленели и выкрошились. Он кончил все-таки тем, что - намеренно или нечаянно - отравился в 1901 году в Киеве, будучи ассистентом профессора Коновалова и работая с индигоидом”.

    Впрочем, в “Челкаше” Горький крестьянскую жизнь тоже не только охаял. То – в итоге. А пока – вполне хороша, если зажиточна. Отец Челкаша был из первых богатеев в селе. Челкаш даже, сидя на руле в лодке, не туда поплыл от воспоминаний.

    Впрочем, целая сюита чувств тут. Вот была крестьянская прелесть, а вот уже – жадность. Гаврила, получивший 40 из 540 рублей за участие в краже, сперва попросил всё, прежде подумав Челкаша убить и все деньги взять. Жизнь-де такого вора никому на свете не нужна. И всё получил. Потом признался в злом умысле и негожести Челкаша. И тот у него отданное отнял. Потом он Челкаша убил камнем (думал, что убил). И в ужасе побежал прочь, без денег. Потом вернулся (за деньгами или вдруг не убил и надо спасать?). Не убил, оказалось. Стал просить прощения. Не получил, но получил – с презрением Челкаша – почти все деньги. Которые взял, непрощение проглотив и успокоившись.

    Челкаш – велик, а Гаврила – ничтожество.

    Но.

    Последние строки повести отрицают обоих:

    "Гаврила смотрел ему вслед до поры, пока он не исчез в дожде, все гуще лившем из туч тонкими, бесконечными струйками и окутывавшем степь непроницаемой стального цвета мглой.

    Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш.

    Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену. Дождь ретиво сек воду и землю... ветер ревел... Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом... За дождем не видно было ни моря, ни неба.

    Скоро дождь и брызги волн смыли красное пятно на том месте, где лежал Челкаш, смыли следы Челкаша и следы молодого парня на прибрежном песке... И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми”.

    Во имя чего это отрицание? Неужели во имя ницшеанского "ничего”, как понял повесть Горького химик Васильев?

    Чтоб решить такой вопрос, мне обычно нужно идти куда-то. Я и пошёл в свою ежедневную утреннюю прогулку. Только обратным маршрутом. И понял-таки.

    Отрицается и супериндивидуализм Челкаша, и простой индивидуализм Гаврилы. Причём и в материалистичной, и в идеалистичной части. "Гульнем мы с тобой, парнюга!” и "И, бросив деньги, он почувствовал себя героем… Никогда не станет таким!.. И эта мысль и ощущение, наполняя его сознанием своей свободы…” у Челкаша. "Почет, довольство, веселье!..” и "Прости для Христа!” у Гаврилы.

    А во имя чего отрицается? – Да во имя непоявлявшегося в повести коллективизма! Минус-приём, так называемый.

    (Коллективизм появился в нехудожественном “О вреде философии”. Там “я”-повествователь послушался не психиатра, посоветовавшего душевно больному ницшеанством парню бросить книги для физической работы и жадной до любви бабёнки, а взял и пошёл странствовать по России, находя кругом нищету и коллективизм, вполне довольные собою.)

    И я пошёл домой, зная, как я кончу статью (вышеприведённым).

    И вдруг – звонок от дочки.

    У неё – где-то в катастройку или чуть позже – вырвался стон мучительной зависти мне и жене: у вас была компания…

    Она была у жены. Клуб “Романтик” Одесского Политеха. Это был не просто туристический клуб. А родоначальник всесоюзного движения, в будущем назвавшегося “По местам боевой славы”. Возглавлявший его Вопилкин считал трудные походы закалкой для строителей коммунизма. Не меньше. Ибо видно было, что этак, как шло, никакого коммунизма не только к 1980-му году, но и вообще никогда не будет. И они даже получили (или чуть не получили {я тогда ещё не был знаком со своей будущей женой и жил в тысяче километров от неё}) участок в Крыму для создания коммуны.

    Звонит:

    “Здравствуй, папа!

    Хочу отчитаться о вчерашнем впечатлении”.

    И она (а она живёт интенсивнейшей жизнью русскоязычной иудейской общины одного из районов Иерусалима) рассказала, как напросилась в гости к товарке. У обеих по 7 детей одинакового набора возрастов. Товарка с радостью позвала. Хоть живёт в страшной скученности в маленькой квартире. Эти пришли, а там ещё сосед-вдовец с ребёнком (его все в общине жалеют и не оставляют одного). И ещё там на стенах несколько клеток с хомячками. В каждой – по несколько. И меньший из пришедших в гости их выпустил. – И… Вся гостившая ребятня на самокатах в первом часу ночи возвращались с радостным от проведённого времени гвалтом домой, катясь под гору по вьющимся улицам. – Счастье!..

    А я ей рассказал, какое счастье испытал Горький в похожих обстоятельствах в конце XIX века в России. Она, коллективистская, катилась к революции. И в ней началась та колоссальная недодуманность о ницшеанстве, о которой я завёл разговор в начале.

    19 мая 2019 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342108  2019-06-11 09:25:30
Воложин
-

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100