TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.06.2019
10:25

Господи-Боже! Что сомной?

    Почему я плачу? Я подчеркну строчку, на которой на меня вдруг нашло: Благодарю за всё. За тишину. За свет звезды, что спорит с темнотою. Благодарю за сына, за . . .

05.06.2019
16:35

Подход с другой стороны.

    Попробую проверить, что сказал Вейдле о “Пире во время чумы” Пушкина. ""Пир во время чумы”—почти перевод, даже больше перевод, чем “Анджело”, а здесь в . . .

30.05.2019
12:26

Смогу ли я?..

    Я порылся в памяти и вспомнил, правда, невнятно, что раз меня одни товарищ подбил читать, а следовательно и писать, о книге Музиля “Человек без свойств”. Он, кажется, как-то особо книгу хвалил. Спровоцировал, в общем. Ещё один редактор впрямую предложил мне быть его человеком, дал тему и пример плохого исполнения этой темы. Но мы не сошлись. Я отталкивался от мыслей плохого исполнителя, а редактор считал, что это нарушение закона полемики, который гласит, что на ничтожество нельзя ссылаться. Редактор от меня вообще отказался. Ещё раз, у другого редактора, я впрямую попросил руководства, какого автора разбирать, ибо далёк от Москвы и не знаю, кто сейчас гремит. – Проигнорировал.

    Всё. Больше у меня не было проб писать с чужой подачи. О Юрии Михайлове сейчас – первый случай, собственно: "Прошу обозревателей РП больше обращать внимание в поисках и обсуждении талантов РП…”. – Это такой отклик на рассказ Михайлова “По всем правилам дуэли” (2019). И я не знаю, смогу ли я…

    Юрий Михайлов мне помнился. Я о нём написал три статьи. Перечитал их. И с удовольствием принялся за “По всем правилам дуэли”.

    И – облом.

    Нравоучением оказалось. Иллюстрацией пословицы: “Не рой другому яму, сам в неё попадёшь”.

    Плохой мальчик, желая испугать хорошего мальчика, Лёшу, отбившего раз нападение на него мальчика среднеплохого, предложил хорошему дуэль на пистолетах со среднемплохим. У одного – духовой, игрушечный, не опасный, у другого – самопал, опасный, заряжаемый гвоздём. Хороший мальчик, как обидчик среднего, должен тянуть жребий, кому какой достанется, причём тянуть должен первый. И плохой мальчик на обеих бумажках написал: духовой пистолет. Он думал – судил по себе, понимай – что хороший струсит. Но тот не струсил, точнее, среагировал только на слова плохого: "…и мы посмотрим, наконец, какой ты смельчак на самом деле. Или трус, законченный...”, - объяснявшего, что, мол, по правилам дуэли первым стреляет обиженный. Реакция хорошего мальчика была – не трусить. А лжесекундант стал заряжать гвоздь, уминая порох (время было послевоенное и порох можно было достать). Порох вспыхнул и выбил плохому мальчику глаз.

    Я нарочно пересказал фабулу, а не сюжет, чтоб снизить действенность нравоучения (там ещё были лёгкие намёки типа: яблоко от яблони недалеко падает, - данные голосом персонажа, Лёши, в голосе автора). Плохой мальчик в том голосе – сын интеллигентов-родителей (гнилая интеллигенция – шаблон инерции сталинского времени). Среднеплохой – сын директора магазина (вора по тому же шаблону; как факт, одет, как "боец скандинавского отряда "Эдельвейс", который, показывали в кино, воевал за фашистов”), и не известно, где они были во время войны, эти родители обоих. Хороший мальчик – сын фронтовика ("отец умер после войны, так и не оклемавшись от ран”). Ну и ещё много хороших людей там, чувствуется. Для этого введён балагур Лёнчик, "инвалид, вернувшийся с войны без ног”. Он добрался до картофельных полей за посёлком и веселит копающийся там народ. Для этого же введён бывший ухажёр за мамой Лёши, Сева, бригадир такелажников на комбинате (рабочие хорошие – шаблон того времени). Сева маму Лёши жалеет, помогает. Только у Таньки, подруги Лёши, неясно, почему хороший отец. Теперь он прокурор. Шаблон того времени, наверно, выводил прокурора их плохих. – В общем, хороших больше, чем плохих. – Понимай, хорошее было время, 1957 год ("…ночью ищите на небе Спутник!”). Не то, что нынешнее – 2019 год. Тогда зло немедленно получало возмездие…

    (Можно закрыть глаза на то, что время действия рассказа – "сентябрь”, а первый спутник запустили 4 октября. Кто это помнит?)

    Мораль нравоучения щита белыми нитками. Да она и не должна прятаться. Таково прикладное искусство.

    Если тут вообще искусство.

    Вейдле различает искусство слова и искусство вымысла. А если переназвать искусство одним словом, слово это будет неожиданность.

    Ни в одной из цитат, что я привёл, и вообще ни в одной строке вы не найдёте искусства слова. Но искусство вымысла – есть: неожиданно открывается, как плохой мальчик устроил псевдожребий. И та неожиданность говорит и сама по себе, что зло – не нормой было. А неожиданность я привык считать происходящей из подсознания. И это, в свою очередь, является для меня маркером искусства.

    Но, увы… Так случилось, что я чувствую себя одним в поле воином. Я различаю эстетическое и художественное. Первое, грубо говоря, я отношу к прикладному искусству, и даже неискусство его может иметь. Тот же Вейдле немецкое “blitz" считает лучше русского “молния”. Тут аналог искусства слова: сказано неповторимым, единственно возможным способом. Искусство слова по Вейдле – вневременное и выражает радость жизни (какова б в сюжете ни была печаль). А есть ещё выражение историческое (а не вневременное) и происходящее из подсознательного идеала – неприкладное искусство.

    Так вот из-за одинокости я впал в экстремизм и неприкладное считаю первосортным, а прикладное второсортным.

    Ну не всё коту масленица… И Леонардо да Винчи занимался неприкладным… Так что можно простить и Юрию Михайлову, что он тут съехал. Но. Жаль.

    Я, конечно, наживаю себе врагов за свой эстетический экстремизм. Но зато я надеюсь, - наверно, наивно, - что я раскачаю общественное мнение, и оно тоже станет неприкладное считать искусством первого сорта. Как в музыке общепринято: серьёзная и лёгкая музыка несравнимы.

    30 мая 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342071  2019-05-30 12:27:07
Воложин
-

342080  2019-06-03 13:17:51
Мария Курочкина
- Посмею ли я? Посмею ли оспорить мнение литературного обозревателя, чьи работы с интересом читаю и в «Русском переплете» и в «Новой литературе»? Впрочем, оспаривать чье бы то ни было мнение – по меньшей мере бесплодно, каждый имеет право высказать собственное. Поэтому хочу поговорить не о мнении, а о форме его подачи.

Нет слов, сарказм и сознательный схематизм хороши, когда хочется уничтожить противника. Но вроде бы литературная критика – не военная операция, наличие противника не предполагает. Там, где один читатель видит «шаблон инерции сталинского времени», другой увидит обыденную правду жизни. С посадкой и уборкой картошки, без которой не перезимовать семье, безногими инвалидами-фронтовиками и мальчишками, не по возрасту рано расстающимися с детством. Судя по рецензии уважаемого литературного обозревателя, автор рассказа должен был пользоваться шаблонами 2019 года. Тогда прокурор стал бы подлецом, сын интеллигентов-родителей – оппозиционером и диссидентом, а сын директора магазина – фарцовщиком и будущим крутым бизнесменом. Можно такой шаблон перенести в 1958 год? (все-таки, скорее всего действие рассказа происходит в этом году, если отец Лешки вернулся в конце войны, и шестой класс – мальчикам по двенадцать лет). Наверное, можно. Все зависит от того, как написать. Но вот этого-то, главного, я в литературном обозрении не прочитала: достоверны ли характеры героев, как проявляются в их поступках. Рассказ вообще-то не о том, что не надо рыть яму другому – кстати, от повторения не одна истина быть истиной не перестала. Рассказ – о взрослении главного героя (да, тут уж ничего не поделаешь, сына фронтовика, «так и не оклемавшегося от ран», это согласно нынешним стандартам его окрестили бы «лохом», как и тех самых рабочих, которые не только по шаблонам того времени были «хорошими», но и просто в большинстве своем были такими). И – да, первое столкновение с откровенным «злом», научит Лешку, что бывают ситуации, когда смелость – в том, чтобы не бояться осуждения в трусости. Автор именно на этом заканчивает рассказ, не занимаясь суесловием, позволяя читателю все додумать самому. Является ли это «маркером искусства»? Не знаю, я – читатель, хоть и опубликовавший несколько рассказов в уважаемом журнале РП, но никоим образом, не специалист и не литературовед. Знаю другое. Нет искусства первого и второго сорта. Это то же самое, что «осетрина второй свежести». Легкая музыка (оперетта?) и классическая существуют и пересекаются. Их не надо сравнивать. И одну, и другую судят по их собственным законам. Но если искусство – это «неожиданность», его скорее всего следует ожидать именно на пересечении различных стилей, жанров и временных шаблонов. И если что-то в концепцию читателя (критика) не вписывается, может, имеет смысл присмотреться к этому более доброжелательно? А вдруг? С уважением, Мария Купчинова (Курочкина).

28.05.2019
21:06

Россия после 90-х - феникс

    Я хочу начать, как часто это делаю, с себя. Являюсь я человеком не от мира сего. Тем странен. И, может, интересен кому-то. Про себя я думаю, что наловчился чуять . . .

28.05.2019
10:47

Но какова выдержка!

    У меня плохая эмоциональная память. Соответственно этому я помню один эпизод без всякого сопереживания. Но всё-таки он мне врезался в память крепко-накрепко. Так . . .

27.05.2019
14:23

Виртуальные перемещения

    На первом, кажется, курсе института у нас был такой предмет – теоретическая механика. И мы знали (наверно, от старших курсов), что преподаватель на экзамене . . .

26.05.2019
17:00

Горькая судьбина

    Однажды я прочёл о себе переписку (в интернете), дескать, на бездарей он вообще не обращает внимания. Я тихо порадовался. То было время, когда я начал осваивать . . .

23.05.2019
08:59

Неужели таки всё - наоборот?

    У меня постепенно чеканились формулы моего эстетического мировоззрения. Когда-то, давно уже, мне стало до смешного ясно, что, если художественное произведение о . . .

20.05.2019
09:59

Поиск - не достижение

    Памяти сожжённых пять лет назад в Одесском Доме Профсоюзов. Этих книг – две в одной. “Обитель” (2014) Прилепина. Большая и маленькая. Маленькая Приложением . . .

17.05.2019
17:58

Хоть треснись головой об стену...

    Я уже привык… А то неуютно мне было, когда я чувствовал, что всё-таки надо прятать, что я не такой как все. Я сперва не прятал. По большой бедности я долго очень . . .

16.05.2019
09:25

Плохи дела с художественной критикой и - пройдохи жируют

    Начну, как часто делаю, издалека. И о себе. Про себя я думаю, что я – пониматель. Из-за этого я ввергаюсь в авантюры. Мне кажется, что достаточно просто захотеть и . . .

13.05.2019
17:17

Не все дома у этого Домье

    Я хочу обсудить (и осудить) одну картину Домье. Домье. Дон Кихот. 1868. И ещё я хочу, например, чтоб глянули на ссылку (тут) и без долгих сомнений признали, что Домье – . . .

12.05.2019
13:35

Твёрдый орешек

    …искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Ницше Как вы думаете, где находится душа режиссёра, точнее, его сокровенное, когда он даёт в своём кино как бы . . .

03.05.2019
10:52

Гвозди в характере

    Гвозди в характере – так назвал меня начальник отдела, возможно, за то, что я не уволился, когда – во исполнение поручения областного куратора КГБ по нашему НИИ – . . .

30.04.2019
13:02

Гомер и Украина

    Образ Украины это знаете похоже на что? Знаете, есть тип такой – провинциальной, очень симпатичной девушки из бедной семьи. Вот она плохо одета. Она стоит перед . . .

29.04.2019
12:30

Риск

    Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но… Берём Японию… 17 . . .

27.04.2019
23:02

Общее впечатление

    Я толкованиями когда-то занялся от злости на искусствоведов, болтающих что-то вообще, не опираясь на реалии произведения. И вот в кои-то веки мне захотелось – от . . .

21.04.2019
13:08

Апология

    Я настолько впечатлён несколькими гравюрами Фейгина (см. тут), что мне, наверно, захотелось как-то оправдать его явный рисунок, к неприкладному искусству не . . .

17.04.2019
13:38

Сердце кровью обливается

    С чего начать? Надо с себя. У меня слёзы на глаза наворачивались, когда хоронили трёх, погибших в Москве из-за ГКЧП в 1991 году. А ведь я, совсем не годный для военного . . .

15.04.2019
16:37

Забияка

    Мне попалась книга критика Татьяна Москвиной “Культурный разговор”. М., 2016. И она дала мне много поводов включить её мнения в сноски к своим статьям на моём сайте . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100