TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.08.2018
16:46

Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"

    Нельзя возразить этому:

    "Сезанновский кубизм 1907-1909г.

    Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов. По словам одного из первых исследователей современного искусства Андре Сальмона, кубизм явился реакцией на отсутствие формы в импрессионизме, а его развитие обязано идеям постимпрессионистов, особенно художников-символистов, которые противопоставили чисто живописным целям и интересам импрессионистов явления смыслового порядка. Они утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не ее отражение в материальном мире” (http://solla.site/2016/kubizm/).

    И как это соотносится с мыслью, что подсознательным идеалом постимпрессионистов (и Сезанна) было метафизическое иномирие в порядке категорического неприятия скуки Этого мира?

    Очень просто: первое – осознаваемые побуждения, а второе – подсознательное.

    Скрытый (внетекстовый) идеал импрессионистов (слава абы какой жизни) тому, кто подсознательно считает, что жизнь заслуживает гораздо худшей оценки, - этот скрытый импрессионистский идеал противен как мещанский. И его, сверхчеловека, сознание вынуждено хоть что-то “текстовое” у импрессионистов отвергать. – Что? – "отсутствие формы” (точками ж разного цвета всё нарисовано; линий нет, контуров нет). – Ещё что отвергнуть? – Тему (визуальную особенность мига).

    Оба отвергания наталкивают подсознание на Вечность, которая есть метафизика. Но до сознания доходит не это.

    Сезанн. Поль Сезанн. Гора Сент Виктуар. 1906.

    До сознания доходит, что надо контуры обводки фигуры вводить. Что и выполнено для части горы и части одного (жёлтого) домика.

    Вот реальность.

    https://www.bsigroup.ru/country/fra/excursions/mont_saint_victoire_winetour/

    И косное сознание говорит:

    "Сезанн говорил своему другу Иоахиму Гаске (Гаше), указывая на свою любимую гору Сент-Виктуар: “Какой взлет, какая властная жажда солнца и какая печаль, особенно вечером, когда вся тяжеловесность как бы опадает…" (Там же).

    Нет ли уже и тут намёка, что материальность Этого (скучного) мира недостойна всё же трудов художника?

    Подсознание же просто заставило нарисовать иной мир, где гора уже как бы исчезает, а небо почти не отличается от земли. И что тогда нарисовано? Какая Вечность? – Да какая-то непостижимая. В противоположность символистам, считавшим идеи и постижимыми, и более реальными, чем материальное.

    Символистов не сочтёшь приземлёнными и ограниченными мещанами. Так зато они хлопочут об общем возвышенном. Они - некие коллективисты и сверхисторические оптимисты. На христиан похожи. А Сезанну это претит. Его "какая печаль" воодушевляет. Потому такая мрачность в его картине, такие холодные краски преобладают. Он любит смерть… Как сколько-то приобщающую к недостижительному идеалу непостижимости и как уж точно избавляющую от Скуки Этой жизни.

    И такой парадоксальный (ницшеанский) идеал настолько необычен, что почти никому не помещается в голову. И – про художника пишут:

    "Сезанн подчеркивает устойчивость и предметность мира: граненые объемы образуют подобие рельефа…" (Там же).

    Поразительно! Автор сам же цитирует про "тяжеловесность как бы опадает", и сам же про это как бы и не знал никогда.

    А всё потому, что есть выражение сознания (контуры), а есть - подсознания (иномирие со смешением фактуры неба и земли и с растворением горы). И подсознательное как бы не удерживается. И – эпиграфом своей статьи автор взял такие слова упомянутого Сальмона:

    "Это начало совершенно нового искусства, призванного спасти мир".

    Как Достоевский прямо: красота спасёт мир. Однако Достоевский имел идеал коллективистского типа, а ницшеанцы – ему противополюс. Но искусство, да, совершенно новое. (Если забыть, что новое это хорошо забытое старое.)

     

    Признаюсь, что мысли написать эту статью я обязан удивлению фразе:

    “Аполлинер, один из первых интерпретаторов кубизма, говорил, что кубизм — это "научная живопись"” (Хюбнер).

    И ещё одному отрывку из Хюбнера же:

    "Разве не учил Кант, один из величайших теоретиков оснований науки, что познанный объект частично воспроизводится субъектом в определенных процессах познания именно потому, что он лишь благодаря операциям сознания становится тем, чем он затем является?”.

    А ещё больше – тому, что нашлась статья при запросе: “кубизм позитивизм”, - с положительным отношением к связи этих понятий:

    "Фетишизирование науки и естественно – научных методов мышления приводило к убежденности, что возможно создать некую универсальную схему мышления вообще, схему логики с большой буквы. Каждое из художественных направлений модернизма (кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм и др.) считало себя создателем такой универсальной и “единственно научной” системы” (http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa2001_1_2/pages/32/pap_32.html).

    Какое, к чёрту, положительное отношение, когда первые кубистские лица (в “Авиньонских девушках” 1907 – про бордель) Пикассо нарисовал, будучи несколько лет как заражённым венерической болезнью!?. При том, что я знал, какая это пошлость – позитивизм, предлагающий не объяснять, что на самом деле перед наукой на столе исследователя. Описал и хватит.

    Медицину Пикассо естественно было возненавидеть, раз она не вернула ему здоровье полностью. Кубистские картины естественнее счесть издевательством над бессилием науки проникнуть в суть явлений, сохраняя хорошую мину при плохой игре.

    Если и радоваться, то недостижимости истины для науки (как то и пристало – парадоксально – ницшеанцу):

    "В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику Пабло Пикассо рассматривать натуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров” (http://solla.site/2016/kubizm/ ). То, до чего дошёл Малевич в супрематизме: пространство без вещей – иномирие такое, годящееся как альтернатива Этому скучному миру.

    Тогда можно помыслить, что было-таки вдохновение у кубиста: он доказывал наглядно бессилие науки с её идеализациями: точками, прямыми, трапециями, кубами, цилиндрами…

    Вот фото Пикассо.

    Нос кривой. Из трапеций. Значит, так и надо рисовать. Брови – ломанные, а не круглые. Глаза, как у клоуна подрисованы, треугольные. Подбородок – бесформенный. – Смешать там всё, что ниже носа. Нельзя сказать, что симметричное лицо у Пикассо – вот и сместить всё относительно всего. Это и будет его суть. Пробор только прямой. – Так и сделать. Волосы тёмные. – Тоже так и сделать. Но вообще всё не очень отличается от телесности. - Вот и дать почти монохромность. Шеи нет, утонула в костюме. – Лишить его шеи. А костюм выпятить. Его суть – в костюме. И раз наука – перец всего, то и костюм – как книга. В ней главное – листы. Вот их и надо подчеркнуть. Много листов. А поскольку Пикассо единомышленник и тоже всё считает на самом-то деле состоящим из геометрических фигур, то это всё будет фоном и – из граней, граней, граней.

    Грис. Портрет Пикассо. 1912.

    И… наука провалилась. – Можно радоваться чему-то принципиально недостижимому и иномирному.

    Для первых разов радость художника таки имеет место быть. А потом, вероятнее всего, выветривается. И потому эти художники типа Пикассо и Дали начинают издеваться не над наукой, а над зрителями, тупо готовыми верить, что перед ними что-то сто`ящее.

    11 июля 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340800  2018-08-31 17:05:10
Sweetheart
-

29.08.2018
15:15

Упрямство.

    Начинаю, как обычно, с себя. У меня есть (тут и тут) доказательства, что Рахманинов с самого начала был ницшеанцем и лишь иногда из него выныривал. А ницшеанство – . . .

28.08.2018
13:33

Разоблачение вранья о роли Прохоровки.

    Можно ли верить тому, что рассекреченная к 75-летию карта сражения под Курском http://kursk-75.mil.ru/ действительно была изготовлена когда-то тогда же, в 1944-м году? На том . . .

28.08.2018
09:01

Попытка поспорить с Вейдле.

    Он написал в “Умирании искусства”: "…усиливаются религиозные побуждения… и в изобразительном искусстве, где можно напомнить такие, все еще, правда, . . .

27.08.2018
13:43

Империя как федерация.

    Всё началось в вопроса самому себе: зачем Гоголю понадобился в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Рудый Панько (он – якобы автор всего сборника)? А ответ . . .

25.08.2018
09:24

Насилие.

    Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так . . .

22.08.2018
18:06

Труднейшая задача.

    Я вычитал у крупнейшего специалиста по Гоголю, Гуковского, что Гоголь “Вечерами на хуторе близ Диканьки” вознамерился прославить украинство в рамках Российской . . .

16.08.2018
08:35

Не понятно ли...

    Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал . . .

14.08.2018
10:33

Фаюмские портреты и иконы.

    Как всё незаметно перетекает из одного в другое… Римские оргии – это гедонизм. Наслаждение жизнью. Боязнь смерти. Но есть аристократы. Им противно чего бы то ни . . .

11.08.2018
14:10

Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.

    Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными . . .

11.08.2018
13:36

Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?

    "Волновые структуры могут нести в себе как физиологические компоненты, так и компоненты более высокого уровня – духовные компоненты” (http://www.colisart.ru/news/124.html . . .

05.08.2018
16:37

Это великое дело проверки.

    Можно, я начну издалека? Идею синусоподобного изображения превращения идеалов друг в друга я узнал из статьи Прокофьева “Фёдор Иванович Шмит (1877-1941) и его теория . . .

04.08.2018
10:00

Ответ искреннему человеку.

    Пока я искал название некой картины, наткнулся на одну, мимо которой не смог пройти мимо. Крылов В. Собор Василия Блаженного. 1999. Холст, масло. Автора той, название . . .

03.08.2018
08:40

Лем и другие.

    Большинство знаменитых и заслуживающих внимания книг невозможно читать – скучны. И у меня выработалась привычка преодолевать эту скуку как бы . . .

01.08.2018
10:35

Чего не понимает Улицкая.

    Она не понимает того же, до чего не догадался Карл Маркс. А мог бы догадаться, ибо гений. Глядя на зародившееся массовое производство, он мог бы догадаться, что оно . . .

31.07.2018
10:39

Хуан Хеновес что: всех обманул невольно?

    Гримасы гиперреализма. Хеновес. Заключён. 1967. Он испанец. "Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, . . .

29.07.2018
10:46

Разоблачение.

    Уважаемые читатели мои! Я берусь писать нехарактерное для себя. Я не открывать художественный смысл картин стану, а разоблачать натяжки при попытках извратить . . .

28.07.2018
22:21

Посвящается...

    В день Крещения Руси настоящим прорелигиозным художникам посвящается. Проба оценить религиозное искусство на примере произведения общепризнанного гения . . .

26.07.2018
10:46

Чёрно о Чернигине.

    Повторение – мать учения… Давайте, читатель, я повторю для разминки то, что мне уже известно. Вот можете вы подтвердить, что на данной картине сильно выражено . . .

24.07.2018
08:48

Не махинаторство ль?

    Иные удивляются, как много я статей пишу. А это стало очень просто делать. Мне. Я взял себе “на вооружение” теорию художественности по Выготскому. Она заявляет, . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100