TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.05.2010
09:58

Палеологовское возрождение и 1990-й год.

    Икона как результат результата Божественного действия в человеке. Феофан Грек в своем творчестве исходит от идеи абсолютного торжества духа над материей . . .

13.04.2010
09:32

Мол, Бродский.

    Целых три ╚Ники╩ за 2010 год┘ Удручающе тенденциозной показалась сцена с известием о смерти Сталина в фильме ╚Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие . . .

05.04.2010
14:06

Переосмысление.

    Карен Шахназаров √ живой упрёк мне, моим принципам подхода к произведению искусства. Когда-то (тут) я имел дело с его ╚Курьером╩ и принуждён был логикой своего . . .

04.04.2010
16:46

Так жить нельзя!

    Пусть умрёт пресмыкающийся. Признаться? На меня нашла скука по поводу скучного Чехова. (А не один знакомый признавался мне, что не любит Чехова за скучность. Да я и . . .

26.03.2010
12:43

Роль теории в поворотах истории.

    Начинаю читать ╚Дурочку╩ (1998) Светланы Василенко и натыкаюсь на, скажем, такое имя √ Тракторина Петровна. √ Как это понимать? Сатира? Как город Глупов у . . .

19.03.2010
13:15

Норштейн: не надо хотеть выпить море.

    Если согласиться, что то, что высказано ╚в лоб╩ в художественном произведении (содержание) не есть то, зачем это высказано (художественный смысл), то смотрите, . . .

12.03.2010
07:32

Высокое Возрождение и 1991-й год.

    1991-й. О доминирующей власти универсального (мужского) человеческого ЛОГОСА над инаковостью, репрезентируемой женщинами, детьми и ╚не-человеческими╩ . . .

26.02.2010
12:56

Чтение в сердцах (Продолжение)

    В этом поганом мире гарантии отсутствуют. Профессионалы оперируют вероятностями. Американский генерал Джордж Паттон Я влип, кажется с Чеховым. Крепко . . .

03.02.2010
18:49

Чтение в сердцах или Что сгодилось бы для доноса в КГБ, будь сейчас СССР, а в нём - тоталитаризм.

    Нет, не хороший человек, Битов. Или хороший? Вот боксёр. Вроде, даёт клятву (тренеру, наверно, или кому? спортивному сообществу в чьём-то лице), что не будет применять . . .

27.01.2010
08:27

Даёшь сверхчеловеков!

    Радостность┘ не в явлениях, а за явлениями. Ф. Ницше Тот факт, что мою ╚Чудную чеховиану╩ не приняли в двух журналах, засел во мне укором, и я стал искать . . .

25.10.2009
19:42

Што-то щемящее.

    ═ ═ Что такое хорошо, понимать можно, разумеется по-разному, особенно теперь, когда всякая нормативность утрачена и любая непролазно-немыслимая плохопись . . .

15.09.2009
14:21

Исчезновение ещё двух ругательных слов (малевич и кручёных) из моего лексикона и появление ещё одного похвального (Гомер).

    Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолев пространство и простор! Павел Герман. 1921 г. Пронзительная мысль: ⌠┘гедонистическая окраска сотворчества . . .

23.03.2009
13:51

ПП и ПП

    Россия-Мать, Россия-Сука┘ А. Синявский - Что означает широкое применение писателем профессионализмов? - Например? - Ну вот: ╚Кранцы висели у него по бортам, как . . .

26.07.2008
10:54

От противного

    Но есть и Божий суд, наперсники разврата! М. Ю. Лермонтов Ну кто б помыслил, что ╚не существует никакой аргументации в пользу существования охоты на крупных . . .

24.06.2008
09:25

Поршнев на ум пошёл

    Читая ╚ЧМО╩ (http://www.chayka.org/oarticle.php?id=582) Сергея Томина, вспомнился Поршнев┘ Помните, кто это? √ Палеопсихолог. Чудак, треть века назад не стеснявшийся . . .

03.10.2007
17:26

Ещё о Лермонтове

    Пишет Айхенвальд (Силуэты русских писателей. Вып.I, М., 1991. С. 85-86-87):

    ╚Жизнь интересна только в своей однократности, она не должна повторяться┘ И охотно Лермонтов сравнивает человека с тучками, облаками, волнами┘ Ибо жизнь понята как безусловное и бесследное мгновение. Вечность меньше мига╩.

    Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.

    Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
    Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
    Или на вас тяготит преступление?
    Или друзей клевета ядовитая?

    Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
    Чужды вам страсти и чужды страдания;
    Вечно-холодные, вечно-свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания.

    Апрель 1840 года

    Как Айхенвальд совпадает с мнением многих о демонизме Лермонтова! И как не прав и критик, и такое мнение!

    Ну надо, конечно, чтоб была договорённость о том, что такое демонизм.

    По-моему, это возможно. Во-первых, - между разочаровавшимися в Порядке.

    ╚Рим погибнет. Все сделанное погибнет. Поверните эту мысль, √ но если что-то есть сейчас, скажем, тот же Рим, то не потому, что он был вчера┘ то, что сейчас происходит, и есть вечная жизнь╩, - написал Мамардашвили, через три четверти века после Айхенвальда тоже разочаровавшийся в действительности.

    То бишь, ценен только миг. Ну а ценность надо называть хорошими словами. Слово ╚вечность╩ - достаточно хорошее, чтоб его применять. Вот Мамардашвили и применяет.

    Айхенвальд, собственно, не против со своим ╚Вечность меньше мига╩. Потому не против, что миг-то √ высшая ценность. Просто Мамардашвили парадоксалист. Потому и ╚Рим╩ применил, общепризнанный символ неизменности. Неизменность┘ отсутствия закономерности, ╚безусловного, бесследного╩, как всегда-всегда не сохраняющие форму тучки, по Айхенвальду.

    Теперь √ во-вторых. Надо, чтоб неразочаровавшиеся в Порядке сошлись с разочаровавшимися относительно демонизма.

    Вот богослов и философ Соловьёв:

    ╚Осталось от Лермонтова несколько истинных жемчужин его поэзии┘ а главное, осталась обуявшая соль его гения, которая, по слову Евангелия, дана на попрание людям. Могут и должны люди попирать обуявшую соль этого демонизма┘╩ (http://www.lermontow.org.ru/lib/ar/author/14).

    Согласитесь ли с ассоциацией, что ╚попирать╩ можно не соляной раствор или пары, а лишь кристаллы соли? Нечто твёрдое. Жемчужины┘ Что у Мамардашвили - Рим┘

    Только и разницы, что Мамардашвили (да и Айхенвальд) демонизм (не называя его этим словом) возносит, а противоположный по мировоззрению Соловьёв √ попирает.

    Лермонтов же сталкивает ненавистную изменчивость тучек (1) с милой сердцу неизменной и твёрдой, как жемчуг, красотой их (2) ради сверхбудущего Порядка (3), прямо противоприродного чего-то. Потому так пронзительна природность развёрнутой перед нами картины степи и души.

    В упор не видимая Айхенвальдом, - да и Соловьёвым (раз ╚жемчужины╩ употребил), - горечь стихотворения неоспорима. Горечь - из-за принципиальной недостижимости позитивного идеала. Но зримость картины так сильна, что идеал не исчезает даже из-за своей принципиальной недостижимости. √ Значит, идеал переходит в какое-то инобытие, в какое-то сверхбудущее.

    И Лермонтов - не демонист (что признаёт и Соловьёв, но лишь в качестве спящего-не-демониста в поэте, просыпающегося лишь ╚в иные светлые минуты╩, когда поэт говорит ╚в лоб╩: ╚И в небесах я вижу Бога┘╩).

    Бедный Соловьёв┘ Бедный Айхенвальд┘ Рабы своего мировоззрения.

    Ну, пристрастные идеологи, они не дожили до опубликования объективной, материалистической ╚Психологии искусства╩ Выготского. Однако ж и те, предвзятые, кто дожил √ вижу √ не пользуются ею.

     

    3 октября 2007 г.

27.09.2007
18:55

Михаил Юрьевич Лермонтов

    Есть понятие ╚экстрасенс╩. Можно представить себе: экстрасенс сверхчувствует, что стрелки двух компасов, положенные рядом, указывают на общую точку. Точку . . .

20.08.2007
11:41

Владимир Березин

    Уж и не знаю, кто хуже: тот, кто козыряет именами новых знаменитостей, его непосредственному чувству ничего не говорящих, готовый к самому неискреннему восхищению, . . .

13.08.2007
11:50

Художественный смысл первого ожерелья

    Эта заметка является продолжением недавней, под названием ╚Нехудожественный смысл применения багрового цвета╩ (http://www.pereplet.ru/volozhin/45.html#45). Мне на ту заметку . . .

06.08.2007
17:21

Хлумов

    Я хоть и слаб на сентиментальность, но всё равно √ не часто слёзы наворачиваются от чтения. ╚Думан╩ (http://www.pereplet.ru/text/duman.html) Хлумова √ довёл в конце. И я успел . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100