Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
19.03.2010 |
Норштейн: не надо хотеть выпить море.
|
12.03.2010 |
Высокое Возрождение и 1991-й год.
|
26.02.2010 |
Чтение в сердцах (Продолжение)
|
03.02.2010 |
Чтение в сердцах или Что сгодилось бы для доноса в КГБ, будь сейчас СССР, а в нём - тоталитаризм.
|
27.01.2010 |
|
25.10.2009 |
|
15.09.2009 |
|
23.03.2009 |
|
26.07.2008 |
|
24.06.2008 |
|
03.10.2007 |
|
27.09.2007 |
|
20.08.2007 |
|
13.08.2007 |
Художественный смысл первого ожерелья
|
06.08.2007 |
|
04.08.2007 |
Нехудожественный смысл применения багрового цвета
|
02.08.2007 |
|
30.07.2007 |
|
04.07.2007 |
|
29.06.2007 |
Зачем применена парцелляция Есть плохое в ╚Дурачке╩ (http://www.pereplet.ru/text/pesterev10jun07.html) Пестерева √ сразу понятно, зачем он рассказ написал. Зачем парцелляций понаставил. (╚Нужно было отправить домой письмо. Маме╩). Зачем эта дикая простановка точек. (╚Общежитие . университет . дорога . дворы . почта╩.) (И ведь не опечатки ж тут. Каждая точка √ после пробела. После каждой такой точки √ с маленькой буквы слово начинается.) Есть и более дикие места: ╚Попросила, . отправлю╩. ╚Плывут, . растворяются╩. ╚скрежет железа, . открылась дверь╩. ╚Повсюду одна асимметрия, . говорил он╩. ╚Две тысячи лет прошло, . а все тупое животное╩. ╚наверное, . одеяло╩ Запятая с точкой! Через пробел. (Я все случаи выписал. Много их. Это явно намеренно.) Или я мудрю? Может, автор просто не очень грамотный. (╚своЙ портмоне╩; ╚Я чувствовал себя как-то неудобно, словно виноватым в чем то╩; ╚от того, что╩ в значении ╚потому, что╩ написано раздельно; полувыделен запятыми деепричастный оборот: ╚┘и не говоря уже ни слова, все┘╩; знаки препинания при кавычках почти сплошь неверно поставлены┘) Или может быть, что он не в курсе, что есть такая программа, как поиск ошибок? Вплоть до стилистических. Или не знал, как ее в компьютер вставить? Но эта бессюжетность┘ Мне вспомнилось, - откровением для меня оказалось, - зачем Хемингуэй применил бессюжетность в своей ╚На Биг-ривер╩: ╚Чудовищный
опыт мировой войны обесценил для него многие социальные и этические ценности
буржуазного общества, обнажив лживость его идеалов┘╩ (Сучков Б. Л. Исторические
судьбы реализма. М., 1967. С. 420). А у Пестерева ╚дурачок╩ (взятый ╚я╩-повествователем сперва в кавычки, а потом лишенный их, ибо не дурачок тот по большому счету) недобрым словом Путина поминает, популярнейшего проводника политики правых, не популярных. То есть время теперешнее, тоже безыдейное. Дурачок-то √ идейный, левый, патриот. Очередь-то тоже не без идеала √ уважила больного человека, пропустила без очереди. Но автор!?. Не склоняется ли и он к консолидации народного самосознания во имя пусть пока и не рожденной национальной идеи России? Не затем ли эта дезориентация-парцелляция? Не затем ли погода такая плохая? √ Это ╚нет╩ всепроникающей дезориентации. Отсутствию единства. Любопытно: parcelle от латинского particula √ частица. Парцелляция, ╚реализация единой синтаксической конструкции более чем одной фразой╩, ведь внутренне противоречива. В глаза бьет необычность разделения, противное российскому самосознанию расчленение России на несколько частей, свершившееся распадение СССР на несколько государств┘ А где-то внутри синтаксически разбитого═ единого предложения живет всё же это единое. Запятая с точкой бьет в глаза: ╚Не по правилам!╩ А ведь тем активизируется тяга к правилу. Не ради него ли и написан рассказ? Если я прав, что в строении мира, в его парных оппозициях, свободе противостоит порядок, то не за порядок ли Пестерев, написав ТАКОЙ рассказ? Если нынешний Запад это свобода, то не порядок ли √ Россия? (Сергей Капица предлагает чуть иную оппозицию: свобода √ ответственность. И на последней, мол, могут все сойтись┘) Но у Пестерева, по-моему, всё же порядок в полюсе. Вот студент его ╚я╩-повествователь. Чего больше в нем: молодой свободы-безответственности ли (╚Не знаю, зачем ей [справка]. Неинтересно мне это. Попросила, . отправлю╩)?.. Или больше упорядоченной животности (╚Типа . сколько завтра пар, что нужно прочитать, что купить на вечер поесть и все такое╩)? По-моему, благо свободы в рассказе только мелькает. А нехорошесть плохого порядка превалирует. Студенческие низкие заботы √ ╚Ерунда всякая╩┘ Очередь. Правда-матка юродивого. Нужен другой порядок! √ Вот √ художественный смысл рассказа. У Хемингуэя ж кто главный герой, Ник? √ Некий супермен: опытный рыбак, ловит не что-нибудь, а царь-рыбу √ форель, умеет победить любые обстоятельства (потерянное поколение) и индивидуально спастись, найти стоическое удовлетворение в низких радостях жизни. И лишь то, что есть в том рассказе несливающийся с героем Хемингуэй, шепчет нам, что идеал-то автора - в чем-то обратный, коллективистский, недосягаемый для него, обладателя качеств, - как и у его героя, - ╚исключительно важных для участия в конкурентной борьбе, высоко чтимых на рынке успеха╩, таких как √ ╚присутствие духа и мужество перед лицом обреченности и утраты перспектив╩ (Ландесман П., Согомонов Ю.. Спор с пессимизмом. М.,1971. С. 179-180). И позитивные переживания Ника даны ╚в лоб╩ читателю. Не ╚в лоб╩ выражая сверхисторический оптимизм, т.е. исторический пессимизм. А у Пестерева герои не супер-, а чуть не унтермены (с точки зрения жителей так называемых═ цивилизованных стран). И АКТИВНЫМ неприятием действительности веет от рассказа. Еще не отучившимся от коллективизма не кажется таким уж недосягаемым достижение удовлетворительного ═коллективистского порядка. Пестерев не удержался и в конце дал в-лоб-символ-намек: ╚На улице, заигрывая, выглядывало солнце, и я довольно улыбнулся. Встряхнулся от пыли и пошел в общежитие╩. Наверно, плохо, что ╚в лоб╩. Как и плохо, что всё-то у него сразу довольно ясно. Хорошо, правда, что всё равно найдутся такие, кто не поймет рассказ. А главное, что есть ЧТО, данное не ╚в лоб╩, объяснить потенциальным не понявшим. 29
июня 2007 г.
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"