TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.10.2016
21:19

Странность как индивидуализм.

    Я очень практикую вживание при попытках открыть художественный смысл конкретного произведения искусства. И это основано на вере, что я могу вжиться в кого угодно. . . .

11.10.2016
14:43

Всё сходится.

    Сходится вот что: 1) что Сокуров в 2016 году повёз свой фильм “Франкофония” (2015) на 7-й Одесский международный кинофестиваль (а всё-таки там русофобская власть, . . .

09.10.2016
09:54

Тургенев-то - не реалист.

    Нехорошую закономерность замечаю: я всё чаще начинаю писать статью, очень и очень мало представляя себе, что нового я смогу сказать. То есть мне приходится . . .

07.10.2016
13:39

Потомки религии Вуду.

    Я иногда взгляну на себя как бы со стороны и удивляюсь: я почти всё знаю не непосредственно, а со слов других. Тем не менее, у меня страсть всё упорядочивать. Я, . . .

06.10.2016
16:02

Люблю себя ставить в трудное положение.

    От трудного положения можно ждать открытия. Правда-правда. Я раз из-за чудовищной конструкторской ошибки сделал почти изобретение. Потому почти, что, как . . .

04.10.2016
10:40

Пути Господни... исповедимы.

    Вот такую ересь вынес я в название. По странной ассоциации. В писаниях о художнике Бойчуке, как выразителе неовизантизмом украинства, так сказать, упомянули . . .

03.10.2016
17:47

Завывание.

    В эту минуту мне кажется, что я понимаю, завывающих от тоски собак. Или волков. Минута эта – чтение таких слов у Александра Бенуа о художнике Герарде Терборхе . . .

01.10.2016
21:32

Провокация.

    Где-то когда-то я прочёл, что-то типа, мол, бесчеловечный политический режим не способен создать художественное произведение. И в пример приводился режим Франко, . . .

28.09.2016
13:59

Муки сомнений.

    Я отличаюсь от обычных зрителей произведений изобразительного искусства. Я следую мнению великого методиста преподавания литературы Гуковского. Он считал, что . . .

27.09.2016
11:14

Как изнасиловали Чуковского.

    Я еврей по советскому паспорту, но почти не испытывал в СССР бытового и государственного антисемитизма. Может, потому что не похож лицом и ментальностью на . . .

26.09.2016
22:41

Предлагаю переслать.

    - Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте - интеллектуальной экономике, . . .

26.09.2016
20:22

Скандол со Стурджесом (Sturges).

    С фотовыставкой, которую в Москве только что закрыли из-за общественного возмущения. Я уж не помню, в каком это фильме было… С какой кинозвездой в роли… Я, может, . . .

25.09.2016
11:11

Разгадать Гольбейна.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне привлечь ваше внимание собою, чтоб говорить честно. А потом, через моё ви`дение, я предложу вам посмотреть на Гольбейна. А по . . .

17.09.2016
10:04

Туман неведенья.

    Я знаю, почему мои глаза задержались на репродукциях картин этого художника – они своей как бы бледнописью напоминают некоторые вещи великого Чюрлёниса.

    Нестеров. Молчание. 1993-4. Орг. м.

    Жаль, нельзя найти в интернете хорошие репродукции Чюрлёниса – все они чрезмерно яркие получились при сканировании. Вот та, что в первую очередь вспоминается.

    Чюрлёнис. Тишина. 1907.

    Как последние часы конца света. Всё истаивает постепенно. Аж одуванчики смогли вырасти на самом берегу и дожить до состояния шара парашютиков. И никакого дуновения, чтоб их разнести. Всего уже почти нет. Такое будущее обещают нашей Вселенной, обнаружив недавно, что она расширяется с ускорением. То есть растянутся галактики, звёзды и сами атомы – до состояния ничто. – Чюрлёнису надо было очень сомневаться во всём, чтоб так живописать Неуверенность. Я было думал, что это – неуверенность относительно судьбы маленького народа, литовского, в виду нехороших предчувствий насчёт наступившего ХХ века.

    А можно что-то похожее подумать о Нестерове, представителе не намного большего народа – белоруссов? Тем же и вовсе раствориться грозит в русскости…

    Подумать-то можно. Но если от Чюрлёниса как-то без рассуждений – страшно, то с Нестеровым – нет. И не то, чтоб он, наоборот, истаивал в нежности… Это б было очень активное переживание. А разве его б он стал рисовать так размыто.

    Мне раз подобно поцелуй приснился. Спустя много лет я опупел, грубо говоря, наткнувшись на подобный сюжет.

    Корреджо. Юпитер и Ио. 1531. Фрагмент.

    Так в моём сне был какой-то нюанс чувственности. У Корреджо же – нечто про противоположное:

    "Можно ли придать фигурам монументальное впечатление без того, чтобы от этого не пострадали пространственная связь и иллюзия убедительно показанного куска вселенной? Это было одною из важнейших композиционных проблем итальянского искусства в XVI в.” (Дворжак. История искусства как история духа. С.-Пб., 2001. С. 280).

    Корреджо выражал Гармонию высокого и низкого, небесного и земного и т.п.

    То есть одно и то же (нерезкость, размытость, бледность изображения) может использоваться для выражения изрядно противоположных мыслечувств…

    Как же подобраться к Нестерову?

    Может, посмотреть вещи подобной (интимной?) тематики?

    Нестеров. Территория любви. Х. м.

    Это не туманный символизм, потому что тот озабочен был судьбой мира, как у Чюрлёниса. А Нестеров, судя, например, по названию - территорией гораздо меньшей. Даже, похоже, если он и применяет слово "мир" в названии.

    Нестеров. Мир. 1993. Х. м.

    Или это всё можно счесть побегом от чем-то нехорошего общественного?

    В Белоруссии до самого 1994 года, до избрания президентом Лукашенко, было колебание, какой стране быть: прозападной или пророссийской, декоммунизированной или нет. - Может, вот это состояние неопределённости и беспокоило Нестерова, и он от него бежал в блаженные туманы личного?

    Нестеров. Встреча. 1993-1994. Х. м.

    Нестеров. Мальчик с собачкой. 1996. К. м.

    Нестеров. Флейта. 1997. Х. м.

    Или, судя по датам, время шло, общественно-политическая определённость в стране наступила, а тяга во что-то нежное не пошла?

    То есть это всё не побег от общественного…

    Или в последней репродукции есть явный отход от быта, по крайней мере: тут уже что-то под- или даже наднебесное…

    А далее по датам - и уже там что-то историческое и космическое даже…

    Нестеров. Пыль веков. 1998. Акр. х.

    Причём тут Афинский Акрополь? – "…называют золотым веком Перикла. К этому времени Акрополь уже утратил свое былое значение главного укрепления Афин. Теперь задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города, увенчать в мраморе великую победу над персами, наивысший взлет афинской демократии” (http://studbooks.net/603727/kulturologiya/afinskiy_akropol). А козлы, которых убивали как символ бога, в день бесёжа на дионисийских праздниках… Не бесёж ли изображён по отношению к демократии? Имеет ли это отношение к референдуму 1996 года, отодвинувшему Белоруссию от демократии? Да, если вспомнить, что ассоциируется с Афинами вообще даже помимо знания про роль Акрополя. - Демократия. А афинская пыль, поднятая бесёжем? – Не оппозиционер ли Нестеров? Смутный. А размытость – его непреходящая печаль от того, что всё не туда и не туда идёт его страна? Сомнения, по крайней мере …

    Нестеров. Космическое тело. 2002. Х. м.

    Перед нами (и персонажем картины) безжизненная планета, похожая на безжизненную Луну с кратерами. А рисуют-то нам поборники неограниченного материального прогресса розовое будущее. Тогда как есть сомнения, что капитализм с его неспособностью остановиться в гонке за успехом, в потребительской и производственной гонке приведёт к всепланетной экологической катастрофе… К безжизненной планете. Как эта Луна… в розовом свете дурного оптимизма…

    Или всё это – вилами по воде писано?

    И надо продолжать думать… думать… пытаться развеять туман неведенья… который был и годы прежде, и годы впредь…

    Нестеров. Взгляд. 1992. К.паст.

    Этакий певец Неведенья…

    Он написал книгу “Часы человечества”, в которой предстал всеведущим. Но то – продукт его сознания. А в живописи он честнее. Подсознание ему шепчет, что он ничего не знает с достоверностью. И рука тому подсознанию подчинилась. И вот, откуда появилась эта непрерывная марь.

    Это, впрочем, меня не удовлетворяет. Мне нужно поместить живопись Нестерова в выработанную мною и много раз подтвердившуюся систему идеалов, типов которых не больше десятка. Один из них – пробуддийский, воспевающий пассивный демонизм, род вненравственности, бесчувственность. Но мне кажется, что Нестерову ближе другой тип. Приятия любой жизни. В том числе – и с фундаментальным неведением обо всём.

    Он не всегда был именно таким.

    Но именно абы какую жизнь он воспевал и раньше.

    И – вернуться, что ли, к методу аналогий? Уж больно всё у Нестерова похоже на некоторые вещи позапрошловековых импрессионистов.

     

     

    16 сентября 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
336938  2016-09-17 17:56:24
Константин Бучельников
-

16.09.2016
10:04

Снявши голову, по волосам не плачут.

    Но, если я с плача начну, то, может, раскачаюсь и напишу что-то толковое. Чем чёрт не шутит, когда бог спит? Я стал читать “Пушкина” (1936) Тынянова. И мне как-то . . .

14.09.2016
08:30

На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.

    Я улыбаюсь. Пока я читал (с экрана) этот короткий рассказ, “Вербовка" Цыпкина, мне несколько раз пришлось лазить в поисковик и в электронный переводчик. Я . . .

10.09.2016
19:07

Авось кривая вынесет.

    Кривая – это идея, что идеал, которым движим художник, инерционен. И если я по одной песне Растеряева (см. тут) вывел, что он – ницшеанец, то и по второй смогу то же . . .

01.09.2016
19:49

Настырность.

    Я уже понял, что это перегиб – объявлять художественным только то, что содержит сколько-то элементов, рождённых непосредственным воздействием подсознательного . . .

28.08.2016
08:44

Почему мне не понравилось?

    Не понравилось мне кино “Дом Солнца” (2010) Сукачёва. Покопавшись в себе, я понял, мне кажется, почему. Потому что это тенденциозный фильм. Недавно я услышал вообще . . .

26.08.2016
13:57

Подгонка Мандельштама.

    Попробую-ка я начать с подгонки. Вдруг потом выверну на беспристрастность? Подгонка будет осознавания художественного смысла “Путешествия в Армению” (1931-1932) . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100