TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.09.2016
08:30

На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.

    Я улыбаюсь. Пока я читал (с экрана) этот короткий рассказ, “Вербовка" Цыпкина, мне несколько раз пришлось лазить в поисковик и в электронный переводчик. Я . . .

10.09.2016
19:07

Авось кривая вынесет.

    Кривая – это идея, что идеал, которым движим художник, инерционен. И если я по одной песне Растеряева (см. тут) вывел, что он – ницшеанец, то и по второй смогу то же . . .

01.09.2016
19:49

Настырность.

    Я уже понял, что это перегиб – объявлять художественным только то, что содержит сколько-то элементов, рождённых непосредственным воздействием подсознательного . . .

28.08.2016
08:44

Почему мне не понравилось?

    Не понравилось мне кино “Дом Солнца” (2010) Сукачёва. Покопавшись в себе, я понял, мне кажется, почему. Потому что это тенденциозный фильм. Недавно я услышал вообще . . .

26.08.2016
13:57

Подгонка Мандельштама.

    Попробую-ка я начать с подгонки. Вдруг потом выверну на беспристрастность? Подгонка будет осознавания художественного смысла “Путешествия в Армению” (1931-1932) . . .

11.08.2016
16:02

Даёшь подсознательный идеал!

    Читая эту статью, необходимо уходить по моим ссылкам на себя. Мне не хотелось повторяться. Я наткнулся на замечательную статью – . . .

08.08.2016
16:49

Нехотя.

    Некий злыдень напал на Симонова… А поскольку он не только филологический злыдень, а и политический, мне, грешному, хочется ему перечить на филологическом фронте . . .

08.08.2016
08:03

Струсил?

    Так спросил я себя, после того, как разобрался с крохотным рассказом Фадеева “Метелица” (см. тут)? На “Разгром” не посягнул? Пугает обычность понимания вещи как . . .

07.08.2016
18:08

Да простится мне...

    Да простится мне, если я ошибусь. Я узнал только что, что есть идея, что Микеланджело в “Гробнице Медичи” в женских фигурах “Утро” и “Ночь” изобразил ту же . . .

06.08.2016
07:53

Фадеев.

    Что должен делать раб своей идеи-фикс? – Правильно. Искать её подтверждения всюду. И вот я ухватился за слова: "Сверхзадача автора романа “Разгром”… увидеть… . . .

04.08.2016
10:19

Поучительно.

    Из переписки о файле Л. Киселёв. Стихи. Тут исключение. Я всюду в файлах “переписка” адресантов превращаю в анонимов. Дело в том, что, когда касаются произведения . . .

02.08.2016
08:15

Герасимов.

    Уважаемый читатель! Вы попали на этот файл в надежде на то, что вам откроют в таком понятном фильме, как “У озера” (1969), в чём тут скрытый художественный смысл . . .

01.08.2016
10:04

Честность перебежчика Леонида Киселёва.

    Вам приходилось когда-нибудь нарвать большой букет одуванчиков и поставить их в банку с водой? Если нет, я расскажу, как они себя ведут. Они с удесятеренной . . .

31.07.2016
16:15

Закон или шаблон?

    Это можно считать продолжением статьи такой, если иметь в виду заглавие и причину появления вообще. Причина в том, что я вчера получил возражение на первую статью, . . .

26.07.2016
17:24

Акутагава.

    Мой читатель! Прошу прощения, что чем-то привлёк ваше внимание к этой статье. Потому что я, взявшийся открывать себе и вам скрытый смысл произведений искусства, . . .

21.07.2016
17:54

Неминуемое подсознательное.

    Я слыхивал (по радио, помнится), что Чайковский не ждал вдохновения, а садился за фортепиано и вдохновение вызывал пальцами на клавишах. И кто-то, кажется, ему за то выговаривал.

    Булгаков, Михаил, имя громкое. Не может быть, чтоб у него знаменитое не было б художественным. Да? – Если моё для себя выбранное мерило художественности – это наличие хоть одного элемента, про который я чувствую, что он рожден непосредственно из подсознания… То такое мерило как-то должно совпадать с общепринятым мнением о художественности. Так? – И если я стану перечитывать, скажем, “Белую гвардию” (1923-1924) с заданием почуять такой, подсознательный, элемент, то я наткнусь на такой? А?

    А ну! С конца..

    Там какой-то маленький Петька, о котором я забыл, кто это. Счастливый сон его. Сверчок поёт.

    (Мир наступил. Можно забыть всё, как ребёнок, и начать жить сначала. – Сон Петьки и сверчок – образы мира. Но разве они – от подсознания?)

    "Последняя ночь расцвела. Во второй половине её вся тяжёлая синева, завес бога, облегающий мир, покрылась звёздами”.

    Так вот слово "завес” – от подсознания. Потому что нет такого слова. А потребовалось именно новое, несуществующее слово. Ибо началась новая жизнь.

    Булгаков, ярясь на приспособленцев от литературы, нарочно писал по-старинному. Вот самое начало. Про гражданскую войну:

    "Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй”.

    А вот, как писал Афиногенов, про вдохновлённого персонажа – назовём его писателем – в мирное время:

    "Борис. Во всех уголках необъятной страны идет бой за социализм. И в этом бою — энтузиасты на линии огня... (Кончил, перевел дух, посмотрел на окружающих.) Вот и все!” (Афиногенов. Чудак. 1930. http://oleg-devyatkin.livejournal.com/163685.html).

    Булгаков кончает роман, когда там по сюжету красные изгоняют Петлюру из Киева:

    "Велик был год и страшен по рождеству Христову 1918, но 1919 был ещё страшней”.

    Но то – будущее. А сейчас – мир. Хочется мира. А его нет и в 1923-м, и в 1924-м, когда роман писался. Дорога в рай вымощена благими намерениями… И – новый образ в том же финале романа (я что-то думаю, что и он от подсознания, уж больно необычен):

    "Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в чёрную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла – слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч”.

    За такое, наверно, Булгакова ещё никто не хвалил.

    Но это мне повезло. Я почитал две страницы сначала и не наткнулся ни на что какое-то необычное. Разве что – бессмертие стенных часов, бьющих… башенным боем. Башенным… Странно. – Как ницшеанское надвременье…

    Зачем нужно такое улетание в эмпиреи?.. Когда война на дворе… - Для выражения неприятия её?

    И вот это:

    "…а Капитанскую Дочку сожгут в печи…”.

    Бр. С больших букв. Это был в прошлом образ какого-то священного отношения ребёнка к драгоценному. А сожгли, наверно, из-за отсутствия дров. Но это вряд ли то, что я ищу.

    Или всё же?...

    Через две страницы описывается, как мужчины (Николка один из них, это его голос слышится в больших буквах авторских слов о “Капитанской дочке”) идут во двор набирать дров. И хвалу теплу дома я что-то помню, а что дров не осталось и холодно в милой квартире, не помню; и время действия в романе очень короткое – пару недель; не успели спалить все дрова; значит, книгу пустили на растопку. – За что именно её? – За то, что она про восстание и увиденное симпатизантом. Вот юнкер-монархист и сжёг "Капитанскую Дочку”.

    Он же точно монархист, Николенька:

    "…рукою Николки тушью и полные самого глубокого смысла и значения:

    Если тебе скажут, что союзники спешат к нам на выручку, – не верь. Союзники – сволочи.

    Они сочувствуют большевикам”.

    Но тут я осознал, что эти надписи и рисунки на печи есть ведь порча имущества. Что нонсенс в этой квартире, каком-то полюсе семейного уюта, который описан Булгаковым так любовно… нет, так живо, что прямо видишь и слышишь:

    "…часы играют гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зелёных ветках. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой чёрные стенные башенным боем”.

    Так как могла произойти такая пачкотня:

    "Замечательная печь на своей ослепительной поверхности несла следующие исторические записи…”.

    И они все переписаны!

    Когда всё в квартире блестит чистотой…

    И тут вспоминаешь и то, что дом, где живут Турбины, двухэтажный, и что они живут на втором этаже, и что на первом живёт "инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович”, и что у Лисовича окна светятся "слабенькими жёлтенькими огнями”, а у Турбиных "сильно и весело загорелись турбинские окна”.

    То есть идеал белогвардейцев – какое-то подобие Высокого Возрождения: гармония низкого и высокого, земного и небесного. Не мещанский идеал. И идеал мещанина Лисовича – низ, как и этаж, на котором он живёт.

    И вспоминаешь, что этот мещанский идеал начал захватывать всю страну после окончания гражданской войны. Надоела война. Квартирный вопрос стал главным. Сколько Булгаков над ним издевался! Сам будучи погрязшим в нём. Над писателями издевался, погрязшими в материальном. Над тем же, процитированным выше, Афиногеновым.

    Тот же как взлетел? – Поместил в своих пьесах социалистические разговоры в комнаты, как Чехов и Ибсен. Это корёжит: "энтузиасты на линии огня...” в комнате. Но мещанам так нравилось, что в конце пьес Афиногенова занавес приходилось поднимать по многу раз. Потому и “Дни Турбиных” шли с успехом.

    А Булгакова это поворот дела, наверно, возмущал.

    Но то было потом. А пока он писал “Белую гвардию”, движимый той же ненавистью к мещанству во имя Гармонии… недостижимой…

    И потому заставил жильцов турбинского гнёздышка портить печь.

    И, поскольку эти все мысли до меня дошли очень не скоро (а я прекратил роман читать и раздумывал, как же найти следы подсознательного на тех 4-х листах книги, что я прочёл), то я смею подумать, что и Булгаков большие буквы “Капитанской дочки” и почти всё, что я обсудил выше, тоже сделал по мгновенному наитию, а не в результате долгого размышления.

    Нам, наверно, не потому нравится читать Булгакова, что стиль предложений у него хороший, а потому, что наше подсознание приходит в совершенно определённое состояние, согласованное с массой прочтённых мелочей. И только критику дано это подсознание вытащить в сознание, что перед нами выражен порыв автора в 1923-м году вон из мещанства, порыв, на который больше, пожалуй, способны иные бывшие белогвардейцы, чем иные большевики.

    Не зря, по большому счёту, “Дни Турбиных” шли на советской всё же сцене и были любимы Сталиным, много раз посетившим этот спектакль. – У Сталина тоже было подсознание. И весь его организм приходил в благорасположение от подсознательной организации от “текста” пьесы в что-то определённое и благое, пусть и не осознаваемое. Сталин был всего лишь человек, и – ему нравилось творчество Булгакова, умеющего приводить к общению своё подсознание с подсознанием зрителей.

    А в случае с “Белой гвардией” – с подсознанием читателей.

    Так. С этими четырьмя страницами вначале мне опять повезло. Из ряда вон элементы помогли. Ненормативные заглавные буквы и пачкотня среди сияния чистоты в квартире.

    А что ещё исключительное есть в романе? – Безумной красоты Явдоха, помнится, приносившая Василисе (ВАСИлий ЛИСович) молоко из деревни.

    Образ народа. К народу у Булгакова почтительное отношение. Он чувствовал, что он, по большому счёту, творец истории. Потому, наверно, и не уехал из России, когда совсем было собрался уехать.

    Что его не пустило?

    "К врачебной практике Булгаков возвращаться не желал ни при каких обстоятельствах, а неудачи на журналистском поприще, возможно, объяснялись его неготовностью писать в требуемом советском стиле. В какой-то момент эмиграцию он стал рассматривать как единственный выход. О планах такого рода и их крахе поведала Татьяна Николаевна: “Тогда Михаил говорит: „Я поеду за границу. Но ты не беспокойся, где бы я ни был, я тебя выпишу, вызову“. Я-то понимала, что это мы уже навсегда расстаемся. Ходили на пристань, в порт он ходил, все искал кого-то, чтоб его в трюме спрятали или еще как, но тоже ничего не получалось, потому что денег не было. А еще он очень боялся, что его выдадут. Очень боялся… В общем, он говорит: „Нечего тут сидеть, поезжай в Москву“. Поделили мы последние деньги, и он посадил меня на пароход в Одессу. Я была уверена, что он уедет, и думала, что мы уже навсегда прощаемся”.

    Булгаков, однако, за границу так и не уехал. В “Записках на манжетах” запечатлены последние дни пребывания в Батуме” (http://detectivebooks.ru/book/29574167/?page=34).

    “Куда я еду? Куда? На мне последняя моя рубашка. На манжетах кривые буквы. А в сердце у меня иероглифы тяжкие. И лишь один из таинственных знаков я расшифровал. Он значит: горе мне! Кто растолкует мне остальные?

    . . . . .

    Чаша переполнилась. В двенадцать часов приехал "новый заведывающий".

    Он вошел и заявил:

    - Па иному пути пайдем! Не нады нам больше этой парнографии: "Горе от ума" и "Ревизора". Гоголи. Моголи. Свои пьесы сачиним.

    Затем сел в автомобиль и уехал.

    Его лицо навеки отпечаталось у меня в мозгу.

    Через час я продал шинель на базаре. Вечером идет пароход. Он не хотел меня пускать. Понимаете? Не хотел пускать!..

    Довольно! Пусть светит Золотой Рог. Я не доберусь до него…” (Записки на манжетах).

    Если он хотел бежать от этого тёмного народа… Кто его "не хотел… пускать”? Пропускающий на пароход? Или "новый заведывающий"? Который уехал… Разве надо было с ним видеться перед отъездом в Турцию? Почему "Его лицо навеки отпечаталось”?

    И если всё-таки судьбу решил этот урод из народа, то не потому ли подсознание ему шепнуло вывести Явдоху фантасмагорической красавицей.

    И народ, украинский народ, тогда был заодно с русским народом…

    А те, кто был против… – У Булгакова было достаточно сатирических красок, чтоб во всём остальном романе изгаляться над ними.

    Не зря украинские националисты невзлюбили Булгакова.

    Но для сатиры и юмора, сарказма и шутки не нужно того особого, идейного подсознательного, следов которого я ищу.

    21 июля 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
336307  2016-07-21 18:07:22
Константин Бучельников
-

336318  2016-07-22 02:10:54
Геннадий Королёв
- Воложин, Вы ничего не перепутали?

Ответьте мне на один вопрос: революцию мещане делали или нет и кто рванул за границу - высшая культура России?

336319  2016-07-22 08:48:44
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Случайному посетителю, не Геннадию Королёву.

Так коротко написан пост, что аж причитался. И, так и быть, отвечу. Но не Королёву(он - безнадёжный). Просто его вопрос настолько пальцем в небо, что это аж можно использовать для гипотетического обучения эстетически неграмотных (которых, боюсь, полно).

Чем отличается Геннадий Королёв от тех красноармейцев, что стреляли из винтовок (где-то я читал про это) по белогвардейцам, вот-вот убьющим Чапаева, когда он плывёт через Урал в конце фильма? – Ничем. Для него не существует условность. Для него произведение искусства создаётся для морали.

Немного другое – дремучая жизненная темнота. Человек не понимает, что есть разные мировоззрения. Одно из которых – мещанское. Что все мировоззрения – в войне друг с другом находятся. И – что мировоззрения изменяются у человека со временем. Мещанин может перестать быть мещанином в революцию, и опять вернуться в мещанство после её окончания.

И ещё немного другое – это НЕНАУЧЕННОСТЬ тому, что произведение, написанное после революции (даже если оно описывает революцию) «решает задачи» не прошедшей революции, а какие-то новые. Например, ужас (для некоторых, для меньшинства, для Маяковского, например, да и для Булгакова, что «Сомнёте периной и волю и камень / Коммуна – и та завернётся комом…»), - ужас наступления мещанства после окончания гражданской войны и воцарения НЭПа.

В Королёве редкий набор самого плохого, что может быть для торжества эстетики в человеке. Зато и редкая неосторожнсть – он не чует, где лучше промолчать, чтоб не опозориться в пух и прах. И это делает его даже ценным для целей обучения других людей. Если предположить (что диковато само по себе), что взрослый человек захочет чему-то обучаться, когда он сам с усам.

19.07.2016
21:11

Скрытый смысл "романа" "Шкиль-моздиль".

    И опять, и опять, и опять… Скучно. Стал читать роман "Шкиль-моздиль" (2016 года издания, издания в России) Алексея Никитина. Стал читать потому, что это русский, . . .

12.07.2016
11:20

Как постичь и оценить художника?

    Я пересматриваю фильм Федорченко “Ангелы революции” (2014). Я что-то смутное от него получил в первом, простом, просмотре. А поскольку я теперь ведом идеей-фикс о . . .

29.06.2016
14:07

Як спiвав Василь Спiвак.

    Солист французской оперы с 20-летним стажем Василий Слипак пошёл воевать на Донбасс за единую Украину в рядах Правого Сектора, и, вот, погиб, сообщают. Он, наверно, . . .

23.06.2016
12:34

"Предательский" к читателю Пушкин.

    Имею ли я право на разбег? – Сам вопрос предполагает, что я его себе уже разрешил. Мой разбег – жалоба. Наверно, на судьбу. Я избрал для себя опорами такие положения . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100