TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.10.2015
17:05

Ай да Гоголь!

      "Положительный”, “светлый”, “высокий” смех Гоголя, выросший на почве народной смеховой культуры, не был понят (во многом он не понят и до сих пор). Этот смех, . . .

12.10.2015
12:16

Лезу в подсознание Некрасова.

    От “некрасив” его фамилия? Мне неуютно от такой своей находчивости. Я похож на выскочку. Но здорово интересно, проводя некий принцип, которого никто не . . .

03.10.2015
15:03

Аниш Капур и Высоцкий.

    Если лапидарно, - как подытоживал мои ему разглагольствования один мой товарищ, фантастически здорово не понимавший искусство, - искусство – это то, что не . . .

27.09.2015
17:11

Соврис.

    Не от слова “соври”, но что-то в такой ассоциации есть… Это я так сократил “современное искусство”… Уже треть жизни, как я живу, можно сказать, на берегу . . .

12.09.2015
18:40

На что именно подняла руку "Божья воля".

    Похоже, на это в числе прочих 4-х линогравюр Сидура. http://tsarev-alexey.livejournal.com/1228670.html Что могу думать я, обыкновенный зритель? Что Сидур рассуждает о Христе (раз крест . . .

10.09.2015
11:40

Отрывок

    из книги “Против В. Новикова”. "Могилу Марины тогда, в сорок первом, потеряли, потом через двадцать с лишним лет памятник поставили там, куда по интуиции указала . . .

04.09.2015
09:29

Письмо не Лисинкеру.

    Вы, Лисинкер, меня 2.09.2015 очень раздосадовали. Своим прямым (а не по противоположности) соотнесением “Христа в пустыне” Крамского со стихотворением Ахматовой . . .

25.08.2015
07:59

И я против.

    Кто читал мои статьи, заметил, что для меня деталью художественного произведения является дата его создания. Я считаю, что события так художника распаляют, что он . . .

10.08.2015
09:46

Тыняновская заноза.

    Вот у вас, читатель, нет проблем с общением с искусством. Вам произведение имярек или нравится, или нет. И всё. Вы отметили себе то или то – больше у вас с ним дел нет. . . .

05.08.2015
13:26

Бедный-пребедный Высоцкий.

    Я получил для ознакомления запись концерта в Тбилиси, посвященного 75-летию В. Высоцкого (https://www.youtube.com/watch?v=ezMuqpJpJSY). И хочу излить свою, если хотите, предвзятость . . .

03.08.2015
15:36

Как ни скажешь - всё не так.

    Я вот ношусь теперь с идеей-фикс, что искусство есть то, что имеет в тексте что-то родом из подсознания. И договорился, что какая-то непонятность есть признак . . .

02.08.2015
09:06

Против Максима Солохина.

    Против Максима Солохина. Я мыслил эту таблицу исподволь накапливать, но воинствующий Максим Солохин заставил меня её опубликовать прямо какую есть сейчас. Я . . .

31.07.2015
15:43

Рою землю.

    Объявляю: у меня новая мания. Дескать, искусство (неприкладное) есть то и только то, что несёт в своём тексте хоть что-то, рождённое подсознанием непосредственно . . .

30.07.2015
15:51

Сытый голодного не понимает.

    Мой молодой друг на жалобу, что не о чём писать, прислал мне текст о картине Жерико “Плот “Медузы”” (1819), Жерико. Плот "Медузы". 1819. в котором были подробности, . . .

27.07.2015
08:25

Найти подсознательное у Бальзака.

    Я, грешен, раза три, кажется, не больше, публиковал один и тот же текст под разными названиями. Вообще же каждая статья претендует на новизну. Сколько б я ни . . .

22.07.2015
20:54

Польза от акцента на подсознательном.

    Простите меня, читатель, я чувствую, что заметка моя будет намного объёмней повода к её написанию, к рассказу Игоря Михайлова “Обида" (2012).

    Простите и за то (если вы постоянный мой читатель), что я, может, уже надоел вам со своей теперешней моей идеей-фикс, что искусство от неискусства отличается непосредственным происхождением из подсознания какой-нибудь его детали.

    Я заподозрил нехорошее, как только прочёл: "…стеклянные двери автоматически открылись, свет заливал помещение, всё внутри сверкало – пластик и стекло отражали блики”.

    Цивилизация, - понял я. (Стокгольм за три строки до этого не обратили на себя моего внимания.) И угадал, что конец будет плохой. (Названию рассказа “Обида” тоже я не внял.)

    А есть такое гигантское противопоставление: цивилизация – культура. С первым теперь соотносят (по крайней мере, некоторые) Запад, со вторым – Россию. Как верно написали об этом пара эмигрантов из СССР: "В конце концов, патриоты всегда охотно уступали Западу ум, за собой оставляя душу” (Вайль, Генис. Родная речь. М., 1999. С. 160). Хоть вообще это противопоставление родили в Германии, когда она была государственно отсталой (раздробленной на многие княжества) среди больших европейских империй. Обижена на судьбу теперь и Россия, проигравшая Западу холодную войну ради включения в ряд цивилизованных, так их называют, стран, а – фигу! – не принимаемая ими в ряд. Вот и я ждал обиды от стокгольмского портового медпункта русскому матросу. Вспомнилось, как в цивилизованном Израиле, когда умерла жена в больнице, и я, утирая слёзы, пошёл в спецкабинет оформлять бумаги, меня обидели. (У меня, гипертоника, была манера не принимать лекарство, пока давление не вырастет, из-за чего я всюду носил с собой аппарат для измерения давления; а по такому случаю у меня аппарата с собой не было, но я подобный увидел в кабинете, куда пришёл, и я попросил – позвали русскоговорящего сотрудника, чтоб иметь со мной дело – чтоб мне померили давление; так мне отказали. Померив, они взяли б ответственность за меня, а зачем им это? Мне предложили пройти в приёмный покой и там пожаловаться на своё состояние. – Такое же, как у роботов, отношение я потом встретил много где и по многим поводам.)

    Может, и плохо, что на 10-й строчке я, в общем, угадал, что будет дальше.

    Но меня подкупило столкновение двух “хорошо”, двух ценностей (российской и западной): 1) российской (или это было ещё в СССР, я помню, этот случай был широко распропагандирован) - "По телеку фильм показывали. Мальчишку привезли на самолете и доктора ему палец пришили. У нас…” и 2) западной – "Медицинский кабинет отличался подчёркнутой чистотой. Прозрачный шкаф с лекарствами, где стояло множество разноцветных коробочек, казался волшебным”.

    Так вот, может, и плохо, что я угадал фабулу, но столкновение…

    Я ж, как кобра к флейте, заворожено отношусь к противоречивостям. Я ж ожидаю, что их столкновение даст третье, нецитируемое, из подсознательного родившее обе стороны противоречия.

    Плюс приятно, что рассказ такой короткий.

    Плюс на его появление огрызнулся (с конца 2013 года я это знаю) ярый западник и русофоб.

    Плюс я сам ярый русофил.

    В результате, грешен, я было подумал, что рассказ таки обладает художественностью (т.е. порождён в том числе и подсознанием).

    Но. Когда я попробовал подумать, что ж третье могло б быть в подсознании Михайлова, чтоб его сознание выдало упомянутое противоречие, – у меня ничего не получилось. (А при моём опыте переводить подсознательное в слова это мне показалось странным.)

    Я стал думать и понял…

    Посмотрите, Михайлов же сперва скрыл от нас надежду Кости Переверзева, что ему отрезанный палец пришьют в медпункте. Мы ж, сопереживая Косте, ожидаем, что он ожидает остановки кровотечения, спасения от заражения крови, обезболивающего укола или таблетки… И не более.

    Михайлов знает, что нужна в рассказе неожиданность. Он её и выдаёт. Но какую? Скрыванием сверхжелания Кости (тот только тогда вынимает отрезанный палец из кармана, когда кисть уже забинтована). Раз. И, два, незамечаемую – из-за быстроты всего и описываемого, и описания – являет Михайлов глупость Кости. (Тот думает, а мы поначалу не замечаем, что на Западе аж обычный врач портовой санчасти может сделать соединение костей и сосудов.)

    То есть перед нами литературный напёрсточник. Тут никаким подсознанием и не пахнет. Михайлов просто иллюстрирует известное отличие Запада от России. И иллюстрирует – ловко и энергично. Нахраписто. Зная, что свои – примут на ура.

    Некоторые, судя по откликам, так и поступили. Я сам, начиная писать статью из-за злобы на упоминавшегося русофоба, ожидал от себя доказательства – раз русофоб охаял – таки художественности (не без подсознательности, мол) рассказа. – Не получилось.

    Мало быть Михайлову русофилом, чтоб писать художественно.

    Но и недостаточно быть русофобом, чтоб мотивированно рассказ русофила Михайлова охаять. Специалистом надо быть (такова моя отповедь русофобу, Александру Глотову, доктору филологических наук, не умеющему анализировать произведение и делать синтез проанализированного; надеюсь, я не тенденциозен от обиды за попранную, в том числе и Глотовым, на Украине ментальность украинского народа, общую с народом русским, отличающую оба народа от Запада по ментальности).

    Почему, не будучи предвзятым, не испытываешь чего-то возвышающего от рассказа Михайлова: - Потому что у него, собственно, нет столкновения двух “хорошо”. Этот врач с норвежской бородой не вызывает не то что самолёт, как россияне вызвали, а даже скорую помощь (уж в Стокгольме-то было где пришить палец). У Михайлова сталкивается западное плохо (человек-робот) с российским хорошо (человек, вызвавший самолёт). У Михайлова просто победа (моральная) российского хорошо на своём, душевном, поле.

    То ли дело, например, такой русофил, как Лесков в “Левше” (1881).

    В Крымскую войну он не воевал, но тяжело пережил поражение героически сражавшейся армии, и, много знавшему по роду службы в области промышленности и сельского хозяйства, ему открылась "некоторая секретная причина военных неудач в Крыму” - техническая отсталость. Та привела аж к отмене крепостного права. Но. Годы шли, а техническое отставание от Запада не только сохранялась, но и увеличивалось.

    "В то время как годовая выплавка чугуна на душу населения достигла в США 108 кг, в Бельгии – 106 кг, в Германии – 84 кг, и в Великобритании – 82 кг, в России производилось в год всего 13 кг чугуна на душу населения <…> Большая часть паровозов и железнодорожных вагонов, паровых котлов, локомобилей, станков, сельскохозяйственных машин, полиграфического и прочего оборудования ввозилась из-за границы <…> на 1000 прядильных веретен в России приходилось 16,6 рабочих, а в Англии – 3 рабочих. В каменноугольных шахтах все подземные работы производились вручную, и выработка угля на одного рабочего в 1891 году составила в России 170 т, а в США – 560 т.” (http://geum.ru/aref/4559-31-ref.htm). “…железных дорог в 15 раз меньше, чем в Англии <…> оплата труда рабочих была ниже, чем на Западе” (http://xreferat.com/35/727-1-put-rossii-k-kapitalizmu-v-h-h-veke.html). “По длине путей на квадратный километр и на душу населения Россия отставала на рубеже веков не только от передовых стран Европы и США, но даже от Японии и Мексики <…> Большую долю в капитале коммерческих банков имел капитал Франции, Германии, Англии, Бельгии” (http://uristinfo.net/istorija-rf/72-istorija-rossii-s-drevnih-vremen-do-kontsa-hh-veka/1430-tema-37-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitiev-1860-nachale-1890-h-gg.html?start=1).

    Россия катилась в состояние полуколонии Запада.

    И вот тогда случилось то, что можно квалифицировать в “Левше” как родившееся в подсознании.

    Отвлечься надо.

    На одну теорию о причине происхождения героического эпоса.

    Он рождался во времена угрозы самому существованию народа.

    Когда дорийцы (у которых был ещё первобытный строй) напали на Грецию, они так всё разорили у ахейцев, что тем, чтоб спастись хотя бы духовно, пришлось сочинить героические мифы. В них они воспели свои победы над не очень сильными соседями (троянцами), представив тех очень сильными. И… В последнем итоге Эллада стала господствовать над окружающими её варварами. То же и с Киевской Русью, былинами, половцами в образах типа Соловья Разбойника и татарским нашествием.

    Вот что-то подобное произошло в 1881 году и в глубине души Лескова. Я думаю – в подсознании. И он решил писать сказку про времена сразу после победы России над Наполеоном. И в ней русский мастер победил англичан. Те сделали железную блоху, а Левша её подковал.

    Так отличие Лескова от Михайлова в том, что победу Лесков сделал на поле противника (в технике) и рассказать о ней дал персонажу из народа, а не от себя написал, написал сказом.

    Пусть этот сказ явно сознателен и плох.

    Вот обмен мнениями Толстого и Лескова:

    ""ваш особенный недостаток… - exuberance [изобилие] образов, красок, характерных выражений, которая вас опьяняет и увлекает”… [Толстой] чувствует “искусственность”, проза эта в его глазах “слишком кудрява”. “Вы верно замечаете, - пишет ему Лесков, - некоторая “кучерявость” и вообще “манерность” - это мой недостаток” (http://mysoch.ru/sochineniya/leskovs/_story/levsha/dva_obraza_levsha__i_ocharovannii_strannik_leskova/).

    Но зато явно подсознательно само обращение к сказке.

    И этого, по-моему, хватает, что признать “Левшу” искусством.

    22 июля 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
326005  2015-07-23 07:05:40
-

19.07.2015
18:02

Я - всем враг.

    Я – всем враг. Потому, что считаю, что для более глубоко взаимоотношения с искусством (не для более страстного; девицы, увивавшиеся за битлами, уверен, недосягаемо . . .

15.07.2015
16:21

Глаголева.

    Я столкнулся с массированным неприятием моей деятельности самого последнего времени. До того я специализировался на открытии обязательно скрытого . . .

10.07.2015
13:21

Нос по ветру.

    Вспомню ли хронологию? Сперва я подумал, что словосочетание “Юнна Мориц” слишком слышанное, и что вполне может быть, что когда-то это была поэтесса, здорово . . .

08.07.2015
08:31

Я в провале?

    Меня занесло абсолютизировать, что от древней повторяемости, лежащей в основе музыки и поэзии, в настоящее время в стихах, рождённых вдохновением, сохранилась . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100