TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.08.2015
09:06

Против Максима Солохина.

    Против Максима Солохина. Я мыслил эту таблицу исподволь накапливать, но воинствующий Максим Солохин заставил меня её опубликовать прямо какую есть сейчас. Я . . .

31.07.2015
15:43

Рою землю.

    Объявляю: у меня новая мания. Дескать, искусство (неприкладное) есть то и только то, что несёт в своём тексте хоть что-то, рождённое подсознанием непосредственно . . .

30.07.2015
15:51

Сытый голодного не понимает.

    Мой молодой друг на жалобу, что не о чём писать, прислал мне текст о картине Жерико “Плот “Медузы”” (1819), Жерико. Плот "Медузы". 1819. в котором были подробности, . . .

27.07.2015
08:25

Найти подсознательное у Бальзака.

    Я, грешен, раза три, кажется, не больше, публиковал один и тот же текст под разными названиями. Вообще же каждая статья претендует на новизну. Сколько б я ни . . .

22.07.2015
20:54

Польза от акцента на подсознательном.

    Простите меня, читатель, я чувствую, что заметка моя будет намного объёмней повода к её написанию, к рассказу Игоря Михайлова “Обида" (2012). Простите и за то (если . . .

19.07.2015
18:02

Я - всем враг.

    Я – всем враг. Потому, что считаю, что для более глубоко взаимоотношения с искусством (не для более страстного; девицы, увивавшиеся за битлами, уверен, недосягаемо . . .

15.07.2015
16:21

Глаголева.

    Я столкнулся с массированным неприятием моей деятельности самого последнего времени. До того я специализировался на открытии обязательно скрытого . . .

10.07.2015
13:21

Нос по ветру.

    Вспомню ли хронологию?

    Сперва я подумал, что словосочетание “Юнна Мориц” слишком слышанное, и что вполне может быть, что когда-то это была поэтесса, здорово трогавшая душу, и потому прославилась так, что вот я её имя и фамилию знаю.

    Потом я полез в интернет, а там – Википедия, и запомнилось, что отец её был зря арестован в 30-е, отпущен, но ослеп, и это здорово её воспитало. И там был перечень её книг стихов. Первым был “Мыс Желания”. Я его открыл.

    МЫС ЖЕЛАНИЯ

     

    На Мысе Желания лето в разгаре -

    По морю с востока пришел пароход.

    И чайки пируют, и чайки в ударе

    От этих ликующе ясных погод.

    Как дети, на волнах резвятся вельботы,

    В них лук и свинина, их тешит прибой.

    Прислали зимовщице черные боты,

    А в каждом запрятан цветок голубой.

    На солнечном береге курят матросы,

    Полярные маки желтеют у ног.

    И с нервным восторгом дымок папиросы,

    Как мальчик-подросток, вдыхает щенок.

    В махорочной тырсе, в матросских карманах

    Кайриные яйца - зеленый накрап.

    Мы крепко забыли о льдах и туманах.

    Мягчает от солнца веревочный трап!

    Цветы примеряет кокетливый берег -

    С молоденьким морем идет под венец.

    А я - как матросик, которого Беринг

    По мысу пройтись отпустил наконец.

    1956

    Потом, кажется, я обратил внимание на год. Это год ХХ съезда партии и разоблачения культа личности Сталина.

    А может, до того я вспомнил о Мещанстве с большой буквы, которое заставило меня чувствовать себя так, словно я хожу по облакам, когда заканчивал читать “Доктор Живаго” Пастернака. Мориц отличалась от Пастернака тем, что и в помине не было той нечитабельности, которую мне пришлось преодолеть у Пастернака.

    Здесь то же Мещанство. (Я так редко встречаю его воспевание… Интересно, эта редкость объективная или субъективная..) То же Мещанство… На одну хоть лексику глянуть (это впрочем я от хронологии отхожу): "Желания”, “пируют”, “лук и свинина”, “курят”, “дымок папиросы”, “махорочной тырсе” (тут пришлось лезть в словарь; трава, наверно, имеется в виду), "Кайриные яйца”, - всё низкое, съестное. Но не только, а и "лето в разгаре” (в Арктике лето особенно любо, и не только в пищевом отношении), “с востока” (откуда солнце встаёт, если вообще заходит), “в ударе” (нечто от духа, а не тела), "ликующе ясных”, “цветок”, “маки”, “Цветы”, “венец” (я когда-то обратил внимание в Эрмитаже, что у старых голландцев в натюрмортах всё жратва, а цветов совсем нет; и только перейдя к бельгийцам стал обнаруживать цветы; так зато голландцы побеждали Испанию, и капитализм – низкое – у них уже торжествовал, хоть они ещё воевали, а бельгийцы испанцам сдались, но надеялись не мытьём, так катаньем феодализм победить и капитализм – сытость – утвердить; голландцы были бездумные оптимисты: всё скоро будет хорошо, - а бельгийцы были исторические опимисты: всё в исторической перспективе будет хорошо). Мориц тянула в исторические оптимисты.

    Вернуться к хронологии? – Все эти соображения у меня промелькнули в потенциальном виде, и мне захотелось узнать, это стихотворение родилось до ХХ съезда или после. Я не помнил, в каком месяце тот был. Оказалось, что в феврале. А Мориц путешествовала "по Арктике на ледокольном пароходе “Седов” летом 1956 года” (Википедия).

    Всё сходилось! Мещанство с большой буквы и разоблачение культа того, кто был (если судить по одной шинели в его наследстве) “Антимещанин” с большой буквы, против воли укрепивший мещанство в исстари мещанской стране (и потому я кавычки поставил). В репрессиями воспитанном народе зародилась радостная надежда на оттепель. Как у тех бельгийцев с цветами на натюрмортах. (И через треть века действительно наступила реставрация капитализма, и мещанство, фальшиво преследуемое при советской власти, расцвело. Но Юнну Мориц через год "за “нездоровые настроения в творчестве”” (Википедия) исключили из Литературного института. Впрочем, ненадолго, на год. Антимещанство ж было у власти обманным. Тот выкрик, за который её исключили, был тоже против лжи, а не за революцию: “Революция сдохла, и труп ее смердит!” Мещанину ж хочется быть открыто, а не скрыто уважаемым.)

    Но какое мне дело до идейной направленности Мориц. Важно, что образность у неё в этом стихотворении яркая, экзотическая. Читаешь и видишь.

    У меня теперь новая страсть – пробовать усечь подсознательное происхождение какой-нибудь детали. Так мне кажется, что какова была скрытость перспективы торжества мещанства от события “ХХ съезд”, такова была и психическая глубина, порождавшая оптимизм стихотворения. Только художник может так тонко чуять будущее. И это называется реализмом. И насколько лживо или самообманно вели коммунисты, так называемые, страну к капитализму, настолько Юнна Мориц была в контрах с этой властью. (То же – и с новой властью, и опять – за враньё: "я всегда была в чёрных списках” - http://www.rg.ru/2012/09/03/morits-site.html.)

    Надо бы проверить её Мещанство… Ну возьмём советское время.

    ОГРОМНЫЙ СОБАЧИЙ СЕКРЕТ

     

    Собака бывает кусачей

    Только от жизни собачьей,

    Только от жизни собачьей

    Собака бывает кусачей!

    Собака хватает

    Зубами за пятку,

    Собака съедает

    Гражданку Лошадку

    И с ней гражданина Кота,

    Когда проживает

    Собака не в будке,

    Когда у неё завывает

    В желудке,

    И каждому ясно,

    Что эта собака -

    Кру-у-у-глая сирота.

    Никто не хватает

    Зубами за пятку,

    Никто не съедает

    Гражданку Лошадку

    И с ней гражданина Кота,

    Когда у собаки

    Есть будка и миска,

    Ошейник, луна

    И в желудке сосиска.

    И каждому ясно,

    Что эта собака -

    Не круглая сирота!

    Собака несчастная -

    Очень опасна,

    Ведь ей не везёт

    В этой жизни

    Ужасно,

    Ужасно, как ей не везёт!

    Поэтому лает она,

    Как собака.

    Поэтому злая она,

    Как собака.

    И каждому ясно,

    Что эта собака

    Всех без разбору

    Грызёт!

    Прекрасна собака,

    Сидящая в будке!

    У ней расцветают в душе

    Незабудки,

    В желудке играет кларнет!

    Но шутки

    С бродячей собакой бездомной

    Опасны, особенно

    Полночью тёмной, -

    Вот самый собачий,

    Вот самый огромный,

    Огромный Собачий Секрет!

    Собака бывает кусачей

    Только от жизни собачьей,

    Только от жизни собачьей

    Собака бывает кусачей!

    1963

    Можно ли думать, что это ирония над потребительством, на которое так ярился Высоцкий (например, “Я самый непьющий из всех мужуков” - 1969)? - По-моему, нет. Это реакция, на то, что зерно стали закупать за границей, чтоб не голодать. Это реакция на состояние постоянного дефицита в стране. И плевать на опасность ядерной войны Потому что как-то чувствовалось, что и без неё был бы дефицит. – Поэтому и вводит автор иносказательно детей в режим жизни взрослых, вечно озабоченных Доставанием чего-либо. Даже не им, а неумением Доставать.

    Это, собственно, подтрунивание над материальной озабоченностью, предполагающее в идеале беспроблемное питание и т.п. простейшие потребности, что ниже пояса.

    Было ли это понятно публике? – Уверяю, что нет. Лично вращался в кругах левых (именно левых) диссидентов, членов движении КСП (клубов самодеятельной песни), тех, что были против Галича, - диссидентов, по сути нацеленных на спасение социализма от омещанвания. Практически же они с упоением пели песню на эти вот слова, понимая этот акт как передышку от более трагических песен, выражающих их бессилие социализм от мещан спасти.

    Но для меня сегодняшнего интересно другое: понимала ли Юнна Мориц свою мещанскую направленность? Или на неё смутно действовало окружающее её повсеместное беспокойство неудач в Доставании, и она недоосознавая грустно над такой жизнью иносказательно шутила?

    Тайна в произведении была. Потому что оно было грустное, то есть, выбивалось из официального оптимизма, но относилось к правому или к левому диссидентству – был вопрос. У диссидентов было принято грустить, вот она и грустила. Это могло быть и неосознаваемой тягой быть (движение было изрядно массовым) в струе. Что сама Мориц, наверно, никогда не осознавала. Из-за чего ей, идейная направленность была даже и не важна, а – лишь бы быть в какой-то струе ("Нет, лучше в обществе я буду неприличном”).

    И вот – нынешнее произведение. Теперь она оказалась в струе патриотизма.

    ОЧЕНЬ ЗАПАДНО

       
     

    Фашистам - очень западно в стране, чьё имя У!

    Дают фашистам западно валюту на войну,

    У запада – валютка, чтоб выкупить ублюдка,

    Который убивает Олеся Бузину.

    Фашистскому ублюдку сперва дают валютку,

    Чтоб он убил Олеся в стране, чьё имя У.

    Потом дают валютку фашистскому ублюдку,

    Чтоб вышел на свободу, где западно ему!

    А западно ублюдку, где запад шлёт валютку

    Фашистскому ублюдку в стране, чьё имя У.

    А западно фашисту, где запад дует в дудку

    И западно качает валюту на войну!

    У запада для Греции – совсем другие специи,

    Он Грецию не выкупит, как выкупит ублюдка,

    Который будет западно, в отличие от Греции,

    Расстреливать Олеся – на это есть валютка!

    Фашистам - очень западно в стране, чьё имя У,

    Вооружают западно их, судя по всему,

    У запада – валютка, чтоб выкупить ублюдка

    И дать ему свободу, где западно ему!

    А западно ублюдку, где запад шлёт валютку

    Фашисткому ублюдку, имея интерес –

    Купить такие войны, которыми довольны

    Заказчики, а также фашист-головорез.

    Любовница фашистов – такая экономика,

    Любовница гестапо в стране, чьё имя У.

    Фашисты очень западно долбят посредством ломика

    Страну, где очень западно состряпали войну!

    2015

    Выродилась Юнна Мориц. Никакой тайны не осталось.

    Цитата: “Массовая культура обращена к огромной аудитории, которая ждет “той сказки, которая уже была”” (Подчинёнова, Снигирёва. Феномен творческой неудачи. Екатеринбург. 2011).

    Недавно я разговаривал с психологом и был поражён.

    - Почему детям не надоедает делать одно и то же, слушать много раз одну и ту же сказку?

    - Они отрабатывают свою компетентность. Они ж ничего не могут, ничего не понимают. Страшно. А что-то – могут, что-то понимают. Вот и повторяют.

    А старэ – як малэ. Мориц же – 78 лет. Она, наверно, тоже мало что, кроме смотрения центрального российского телевидения, может.

    Смотрим: какие у неё темы? 1) Убийство Олеся Бузины (она Бузину, как минимум, видела на ток шоу у Соловьёва; другой, в те же дни убитый, на российском телевидении не появлялся – она про него не пишет). 2) МВФ собирается предоставить Украине очередной транш помощи, хоть та не договорилась с кредиторами (что нарушает практику МВФ). 3) Кризис финансовых отношений Греции с ЕС. 4) Идёт лоббирование всё-таки поставлять Украине летальное оружие. – Всё – из телевизора.

    Где тут "на волнах резвятся вельботы”, где "кокетливый берег”, где "Мягчает от солнца веревочный трап”? – Нет ничего подобного. Телезритель не участник экспедиции по измерению радиации от взрыва водородной бомбы на Новой Земле.

    9 июля 2015 г.

     

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
325473  2015-07-10 16:32:01
-

325474  2015-07-10 17:33:30
Л.Л.
- На реплику в адрес Ю.Мориц : " ... А старэ – як малэ. Мориц же – 78 лет. Она, наверное, тоже мало что, кроме смотрения центрального российского телевидения, может. ... "

- Ну, а вам - 77 лет. И что с того ? Ю.Мориц " говорит мало, но говорит смачно ". И не надо ей завидовать. А вам же тоже никто не запрещает смотреть ТВ. Смотрите и обрящете.

Всех благ, С.И.В - н.

325475  2015-07-10 17:52:40
Л.Лисинкер
- А вот за Куинджи - спасибо :

--

" ... «Полдень. Стадо в степи» дышит воздухом. Этюд пространствен, свободен, раздолен. Пленэрный подход к натуре вызвал в живописи художника тончайшие переливы тонов, нежных и светлых,

какими бывает окрашен степной или морской воздух в жаркий летний день ... "

И за Эльбрус - гранд мерси. Конечно, и раньше Куинджи с Днепром был известен всем, но тут :

== http://kuinje.ru/vologin.php ==

Две-три его вещи вы хорошо осветили. Так держать !

325532  2015-07-11 20:21:42
Воложин
- Ай да модератор!

Несколько минут назад здесь было два отклика на мою статью о Юнне Мориц. И один бы с намёком-подозрением, что она плохо относилась к Высоцкому. Так пока я готовился ответить на это – отклик стёрли.

Позор!

Но я отвечу на тот намёк-подозрение.

Похоже, что Мориц не была против Высоцкого.

На этом береге туманном, Где память пахнет океаном, И смерти нет, и свет в окне, – Все влюблены, и все крылаты, И все поют стихи Булата На этом береге туманном, – И смерти нет, и свет в окне!

На этом береге зеленом, Где дом снесённый вспыхнул кленом – И смерти нет, и свет в окне, – Все корни тянутся к свободе, И все поют стихи Володи На этом береге зеленом, – И смерти нет, и свет в окне.

На этом береге высоком, Где бьется музыка под током, И смерти нет, и свет в окне, – Царит порука круговая, И все поют, не уставая, На этом береге высоком, – И смерти нет, и свет в окне!

Все влюблены, и все крылаты. Все корни тянутся к свободе. И все поют стихи Булата. И все поют стихи Володи. И смерти нет, и свет в окне –

На этом береге туманном, На этом береге зеленом, На этом береге высоком!

Другое дело, как понимала Мориц Высоцкого и Окуджаву (который поменялся идейно на 180 градусов). Раз она акцент ставит на свободу, то она Высоцкого понимает по-оранжевому (каким стал в итоге и Окуджава). Что равносильно извращению Высоцкого.

Ещё раз: позор модератору!

325534  2015-07-11 20:27:09
погнали наши городских
- Ещё раз: позор модератору! уррррра!

325564  2015-07-12 17:12:49
ВМ /avtori/lipunov.html
- Вам же говорят, ругается она стихами, вот упрямый какой критик попался.

325566  2015-07-12 17:30:13
Воложин
- ВМ

Как вас понимать? Вы мне это вообще?

325567  2015-07-12 17:52:16
- Я о злободневных стихах.

325569  2015-07-12 19:08:50
Воложин
- ВМ, это вы? компьютер другой...

Вы слишком лакончины. Я не понимаю.

08.07.2015
08:31

Я в провале?

    Меня занесло абсолютизировать, что от древней повторяемости, лежащей в основе музыки и поэзии, в настоящее время в стихах, рождённых вдохновением, сохранилась . . .

06.07.2015
13:16

Эврика!

    Я придумал, как литературоведение сделать экспериментальной наукой. В будущем. Уже сейчас же экспериментально узнают, какое слово подумал человек… Наступит . . .

01.07.2015
21:53

Быка надо дразнить красной тряпкой.

    Я случайно наткнулся на исследование “Феномен творческой неудачи”, и там есть несколько плевков в сторону графоманства. А я, вообще, очень уважаю науку. Всегда . . .

27.06.2015
12:53

Ответ Наталье с компьютером 77.73.68.4

    На её полусправедливый возглас: “НЕвозможно читать статью Вашу, одни термины, от которых голова просто взрывается. Неужели нельзя написать нормальным языком???” . . .

21.06.2015
17:07

В чём-то правда Липунова.

    Есть такой Острецов, написавший в 2002 году “Философию ненасильственного развития”, доктор технических наук, профессор, прочтя (далеко не до конца) книгу которого, . . .

20.06.2015
10:25

Об "Эйфории" Вырыпаева.

    Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца. Феофан Затворник Я знаю, что делать, когда посмотрел кино и остался как огорошенный, и ничего сказать не . . .

12.06.2015
14:42

Клеветникам России.

    Ко Дню России Я обиделся на заметку Липунова, похвалившего Пушкина, не указав, за что похвалил, будто это само собой разумеется. А что, собственно, разумеется? . . .

06.06.2015
17:49

Как я сам себя поймал на двойных стандартах.

    Это случилось в один и тот же день. Я разбирался с художественным смыслом картин импрессиониста Коровина, а знакомый мне прислал ссылку на стихи Дмитрия Быкова . . .

19.05.2015
09:29

Моя беседа с митрополитом Илларионом.

    Каждому гарантируется свобода… художественного… творчества… Конституция РФ. Ст. 44, п. 1. Насколько ж далёк https://www.youtube.com/watch?v=5sXnicC9ELY митрополит Илларион от . . .

11.05.2015
16:18

Ницшеанец Васнецов.

    ß, наверно, всё-таки злой человек. Вспоминаю, не дословно, реакцию друга семьи, почитавшего подаренную ему мою книгу "К сверхбудущему": "Вот Сеня… . . .

30.04.2015
21:33

Гюстав Доре.

    Я не понимаю, почему Гюстав Доре, иллюстрируя “Потерянный рай” Мильтона, не одел Адама и Еву, как то сделал Сын Божий перед отлётом на небо к Отцу по Мильтону? . . .

26.04.2015
08:19

Уничтоженная картина художника Ге.

    Вам случалось, читатель, растрогаться, не понятно почему? Мне только что случилось. Вот от этого изображения. И я попробую себя понять. Это отвергнутая публикой и . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100