TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.09.2015
18:40

На что именно подняла руку "Божья воля".

    Похоже, на это в числе прочих 4-х линогравюр Сидура. http://tsarev-alexey.livejournal.com/1228670.html Что могу думать я, обыкновенный зритель? Что Сидур рассуждает о Христе (раз крест . . .

10.09.2015
11:40

Отрывок

    из книги “Против В. Новикова”. "Могилу Марины тогда, в сорок первом, потеряли, потом через двадцать с лишним лет памятник поставили там, куда по интуиции указала . . .

04.09.2015
09:29

Письмо не Лисинкеру.

    Вы, Лисинкер, меня 2.09.2015 очень раздосадовали. Своим прямым (а не по противоположности) соотнесением “Христа в пустыне” Крамского со стихотворением Ахматовой . . .

25.08.2015
07:59

И я против.

    Кто читал мои статьи, заметил, что для меня деталью художественного произведения является дата его создания. Я считаю, что события так художника распаляют, что он . . .

10.08.2015
09:46

Тыняновская заноза.

    Вот у вас, читатель, нет проблем с общением с искусством. Вам произведение имярек или нравится, или нет. И всё. Вы отметили себе то или то – больше у вас с ним дел нет. . . .

05.08.2015
13:26

Бедный-пребедный Высоцкий.

    Я получил для ознакомления запись концерта в Тбилиси, посвященного 75-летию В. Высоцкого (https://www.youtube.com/watch?v=ezMuqpJpJSY). И хочу излить свою, если хотите, предвзятость . . .

03.08.2015
15:36

Как ни скажешь - всё не так.

    Я вот ношусь теперь с идеей-фикс, что искусство есть то, что имеет в тексте что-то родом из подсознания. И договорился, что какая-то непонятность есть признак . . .

02.08.2015
09:06

Против Максима Солохина.

    Против Максима Солохина. Я мыслил эту таблицу исподволь накапливать, но воинствующий Максим Солохин заставил меня её опубликовать прямо какую есть сейчас. Я . . .

31.07.2015
15:43

Рою землю.

    Объявляю: у меня новая мания. Дескать, искусство (неприкладное) есть то и только то, что несёт в своём тексте хоть что-то, рождённое подсознанием непосредственно . . .

30.07.2015
15:51

Сытый голодного не понимает.

    Мой молодой друг на жалобу, что не о чём писать, прислал мне текст о картине Жерико “Плот “Медузы”” (1819), Жерико. Плот "Медузы". 1819. в котором были подробности, . . .

27.07.2015
08:25

Найти подсознательное у Бальзака.

    Я, грешен, раза три, кажется, не больше, публиковал один и тот же текст под разными названиями. Вообще же каждая статья претендует на новизну. Сколько б я ни . . .

22.07.2015
20:54

Польза от акцента на подсознательном.

    Простите меня, читатель, я чувствую, что заметка моя будет намного объёмней повода к её написанию, к рассказу Игоря Михайлова “Обида" (2012). Простите и за то (если . . .

19.07.2015
18:02

Я - всем враг.

    Я – всем враг. Потому, что считаю, что для более глубоко взаимоотношения с искусством (не для более страстного; девицы, увивавшиеся за битлами, уверен, недосягаемо сильные эмоции от них претерпевали), - так для более глубокого погружения в искусство нужно каждому быть в какой-то мере искусствоведом. Да. Вот так.

    А искусствоведение – наука. Да. И так тоже.

    А наука – это, в частности, систематизация. И идеализация. И упрощение.

    И если и согласятся со мной, что самое большое искусство – это выражение идеалов, то совсем беда – соглашаться со мной насчёт идеалов. – Я ж и их предлагаю систематизировать. То есть согласиться, что для интересов искусствоведения надо считать число идеалов не бесконечным, как в жизни, а ограниченным (всего несколькими типами идеалов).

    И тогда к чему сведётся глубина приобщения к произведению искусства? – Правильно. К открытию, какой тип идеала данное произведение выражает. А тех всего-навсего несколько типов… Представляете? В какое прокрустово ложе я предлагаю укладываться вашему приобщению? И ещё называю это глубиной! Это я ж умолчал, что все предполагаются согласившимися (наука же!) насчёт количества и содержания типов идеалов. Все!.. В этом мире информационных войн. А? – Чем я не враг для всех?

    Меня и фашистом один философ раз назвал. И где-то прав: очень уж я радикален. Насколько не признан никем, настолько веду себя так, словно у меня истина в последней инстанции. Дескать, смелые города берут.

    Но ни один человек со мной не соглашается, а я, тем не менее, веду себя, как та муха, что бьётся и бьётся головой о стекло закрытого окна, ибо забралась в комнату через какую-то щель. Для меня этой щелью оказался интернет (несколько сот человек меня читают ежедневно, тогда как раньше я себя усмирил было соображением, что пишу для будущих людей).

    И это вот признание я пишу не затем, читатель, чтоб вас втянуть в чтение, а затем, чтоб себя раскочегарить.

    Да. Потому что я хочу признаться в ещё более страшном грехе (по-вашему – грехе). Я хочу признаться в мере, которую я придумал для определения, что есть, а что не есть искусство. Я придумал, что искусство (большое искусство) есть то, детали чего, хоть несколько, произошли непосредственно из подсознания.

    Хотя… Тут вы можете со мной и согласиться. Многие (и авторитетные) по-разному и не раз сказали, что-то о тайне, неожиданности, непередаваемости и т.п., об искусстве говоря. Так согласитесь, что очень похоже, что это всё – из-за близкого соседства с подсознанием.

    Того, кого я думаю подвергнуть “испытанию на подсознательное” сказал о большом искусстве так: "парить в невесомости”.

    СТАРЧЕСКОЕ.

     

    Провались это самое,

    разрази его молния!..

    Опущу телеса мои

    в мутный прудик безмолвия.

    И не нужно причастия,

    что до этих приличий вам?

    Видел видимость счастья я,

    а хвалился количеством.

    Не парить в невесомости

    не умел неужели я?

    А теперь - только “Новости”

    и драже раздражения.

    Подуставшие ангелы –

    больше мне не хранители…

    На моем полустанке лишь

    лес стоит охренительный,

    и плутают, невзрачненьки,

    меж путями лосиными,

    грибанутые дачники

    со своими корзинами.

    2012

    Весь ужас (для меня) моей попытки в том, что я не знаю, как я собираюсь испытывать Игоря Панина (он автор) на подсознательность.

    Нет. Вру. Я потому с типов идеалов и начинал, что мелькнула было мысль, не примерить ли мне каждый (их порядка семи)…

    Тема у Панина: человек усомнился в своём таланте поэта (имеющего отношение к большому искусству… с идеалом… подсознательным, надо добавить). Усомнился – из-за вот этой самой добавки. Ибо без неё – публицистика окажется поэзией, а не стихоплётством. А поскольку и стихоплётство – творчество (высокая болезнь), то и получается, что создавало оно "видимость счастья”.

    Это – первая часть.

    Ну вчитайтесть во вторую.

    Человек теперь плохо относится к тому, что, думал он, ограждало его от низкого (под названием "Новости” - от публицистики, понимай). Ограждает (сейчас, а, наверно, и в прошлом) – лес. Так оказалось, что он "охренительный”, совсем не такой уж дикий-непроходимый (только лосями проходимый). А вполне себе проходимый и людьми. И проходимый для неуважаемых потребителей, в том числе, видимо и "Новости” потребляющие, неискусство, нечто полезное, как грибы. Что омерзительно и потому мат просвечивает в слове "грибанутые”.

    Так если так позорно (на потребу) он себя вёл, то, да, лучше "прудик безмолвия”.

    Человек, способный на такую откровенность, заслуживает уважения уже за неё.

    А он не знает… Нет, я буду своими соображениями оперировать.

    Понимаете, я было думал поначалу, что подсознание пробивается в выраженность текстовой противоречивостью. Но потом мне пришлось противоречивость ограничить. Принимать во внимание только ценностные противоречивости (помните про типы идеалов?). Потому что большое искусство занимается испытанием сокровенного мироотношения (для чего и нужны ценностные противоречивости). А есть же ещё и искусство малое (для того хватает других противоречивостей). Например, какого-нибудь рассогласования трёх признаков любого сообщения: грамматического, ассоциативного и корреляционного.

    Например, в словосочетании "видимость счастья” грамматика не нарушена, а нарушена корреляция: счастье не может быть видимостью, оно данность переживания, когда обнаружится видимый его характер, то будет уже не счастье, а другое переживание. Или вот: "Не парить в невесомости / не умел неужели я?” - Тут верна грамматика и корреляция (работающие на отрицание высокого), но против них работает ассоциация "парить в невесомости умел я” (утверждение высокого).

    Так, что если это – не ценностные противоречия, а мелочь, то, что нужно для шуток, каламбуров, увеселения, развлечения? Тогда он, Панин, не поэт, а стихотворец.

    Не то, чтоб он знал эти теоретические тонкости по названию, но он их мог знать по ощущению.

    С другой стороны, вся тема колебаний (поэт он или нет… был и есть) вполне может быть образом. Например, образом того, переходить или нет к более низкому идеалу.

    Чтоб понять это, давайте возьмём Пушкина, в жизни своей решившего остепениться, жениться. Пушкина интересно брать потому, что про его жизнь известно чуть не почасово (она всё-всё-всё записывал). Параллельно можно взять меня (про меня мне тоже всё сознательное известно).

    Мне бывшая директриса Музея Пушкина сказала, что нет сведений, чтоб Пушкин изменял жене. Я тоже своей не изменял. Я помню, как задолго-задолго до своего желания жениться я говорил со знакомым, решившим жениться и уже имевшим невесту. Я его спросил, чего это он так рано отказывается от свободы. А он мне ответил, что он совсем не собирается с женитьбой свою свободу ограничивать. И, помню, мне сделалось противно с ним. Тем не менее, много лет спустя, когда я мысленно примерил одну курортницу, что в жёны, вроде, хороша такая, когда после расставания с нею (у неё путёвка раньше кончилась) я ходил, как в воду опущенный и очень скучал, я, тем не менее, сев, наконец, в поезд и обнаружив, что вагон почти пуст, только в соседнем купе едет симпатичная девушка, - я пошёл к ней подбивать клинья. Не вышло. И с тем большей охотой принялся писать письмо моей зазнобе, в итоге ставшей моей женой.

    Вот и Пушкин, поехал с досады, что ему не отказали, но и не дали согласие на брак с Натальей Гончаровой, на Кавказ (а до того он ещё к нескольким сватался и безуспешно – некрасив был всё-таки), - вот и Пушкин… по дороге безуспешно пристаёт к калмычке, потом заезжает в то место, где 9 лет назад, накануне становления продекабристом, он безответно влюбился в Марию Раевскую (теперь – Волконскую, 3 года уже живёт в Сибири с мужем-декабристом) и пишет ей (это потом-потом расшифровали, что ей):

     

    На холмах Грузии лежит ночная мгла;

    Шумит Арагва предо мною.

    Мне грустно и легко; печаль моя светла;

    Печаль моя полна тобою,

    Тобой, одной тобой... Унынья моего

    Ничто не мучит, не тревожит,

    И сердце вновь горит и любит — оттого,

    Что не любить оно не может.

    15 мая 1929 г.

    Здесь те же нарушения соответствия то ассоциаций, то корреляций, только грамматика верна. Ясно, что не одной Марией душа Пушкина полна, а и Наташей Гончаровой. Его подсознание вырабатывает идеал Дома и Семьи, в котором нет супружеской неверности. Сознание Пушкина этого ещё не знает. И – рождаются текстовые противоречия, которые квалифицируются мною как ценностные. И мой эстетический деспотизм признаёт стихотворение высокохудожественным. Настолько высоко-, насколько много тут этих, признанных ценностными, противоречий. А их тут… Не перечесть, хочется сказать, хоть можно, конечно, но много, много. И, как и требует теория, стихотворение – не о том, о чём текст (о “я” и “ты”). И процитировать художественный смысл невозможно.

    Так, может, и Панин приценивается к переходу из немолчащей гражданственности в молчаливое мещанство? (У него на сайте “Стихи.ру” - http://www.stihi.ru/avtor/igorpanin - в конце каждое второе стихотворение помечено: “гражданская лирика”. Ему Быков предисловия в книги стихов пишет. А так уж как-то получается, что мещанский идеал до чрезвычайности редко рождает большую поэзию, заставляющую по самоощущению "парить в невесомости”. Так, мол, раз теперь не выходит "парить в невесомости”, то лучше вообще молчать.)

    Но ведь о том-то и текст. А поэтизмы, получается, для украшения мысли.

    То есть смысл стихотворения можно иносказательно процитировать: "парить в невесомости не умел”, “Видел видимость счастья”, сковырнулся “теперь” вообще в "Новости”, которые ценят "грибанутые дачники” - так “Провались в мутный прудик безмолвия”. А без иносказания так: был я гражданином-стихоплётом-публицистом, осознал свою непоэтичность, так лучше замолчать, хоть это и похоже на мещанство.

    Ничего, что было б родом из подсознания, как-то не чувствуется.

    Ну а поскольку стихоплётство – это, пусть и высокая, но болезнь, то и с намерением этим благим получается так, как и с бросающим и бросающим пить алкоголиком. И… стихотворение “Старческое” написано в 2012 году, а за ним на том же сайте напечатаны ещё 4.

    19 июля 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
325852  2015-07-19 18:29:23
-

325854  2015-07-19 20:02:02
Л.Лисинкер
- Общее впечатление.

Очень неплохо. Даже подсознанием можно пренебречь, хотя автор меня разнесёт за это в пух и прах. Возможно, Пушкинская поэзия как-то отвлекает критика от теорий к непосредственному - лирическому переживанию.

И критик, как обычный скромный читатель, - забывает о своих критических обязанностях и заражается прелестью и простотой поэтического слога. Да, кстати, про А.Пушкина. Он жил не в 20-м, а в 19-м веке,

а у вас, уважаемый автор - 1929-й год:

==

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и ...

..... ............ .....

15 мая 1929 г.

===

Поправьте, п-ста, - дату. 1929-й год - это год Маяковского.

325856  2015-07-19 21:52:50
Воложин
- Увы, в РП исправления невозможны.

15.07.2015
16:21

Глаголева.

    Я столкнулся с массированным неприятием моей деятельности самого последнего времени. До того я специализировался на открытии обязательно скрытого . . .

10.07.2015
13:21

Нос по ветру.

    Вспомню ли хронологию? Сперва я подумал, что словосочетание “Юнна Мориц” слишком слышанное, и что вполне может быть, что когда-то это была поэтесса, здорово . . .

08.07.2015
08:31

Я в провале?

    Меня занесло абсолютизировать, что от древней повторяемости, лежащей в основе музыки и поэзии, в настоящее время в стихах, рождённых вдохновением, сохранилась . . .

06.07.2015
13:16

Эврика!

    Я придумал, как литературоведение сделать экспериментальной наукой. В будущем. Уже сейчас же экспериментально узнают, какое слово подумал человек… Наступит . . .

01.07.2015
21:53

Быка надо дразнить красной тряпкой.

    Я случайно наткнулся на исследование “Феномен творческой неудачи”, и там есть несколько плевков в сторону графоманства. А я, вообще, очень уважаю науку. Всегда . . .

27.06.2015
12:53

Ответ Наталье с компьютером 77.73.68.4

    На её полусправедливый возглас: “НЕвозможно читать статью Вашу, одни термины, от которых голова просто взрывается. Неужели нельзя написать нормальным языком???” . . .

21.06.2015
17:07

В чём-то правда Липунова.

    Есть такой Острецов, написавший в 2002 году “Философию ненасильственного развития”, доктор технических наук, профессор, прочтя (далеко не до конца) книгу которого, . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100