TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791).

    Быстро становится известно, что это именно неоконченная картина, и вплывают во внимание предварительные эскизы.

    И возникает вопрос, с какой это стати надо в эскизе набрасывать людей обнажёнными? Нет, даже не набрасывать, а довольно подробно их наготу прорабатывать?

    Про лица – вопрос не возникает. Давид групповой портрет писал.

    Так почему обнажённые?

    Мне что известно? Что изображён первый случай противопоставления третьего сословия – остальным (дворянству и духовенству) и королю в Великой французской революции. С этого как бы начался капитализм. Он-то начался раньше в Англии и Нидерландах. Но то были какие-то частные случаи. А с Великой французской феодализм в основном всюду пал.

    А как для меня начинался капитализм? Точнее реставрация капитализма в России. – С догадки, что к этому ведёт Горбачёв. И когда я высказал своё предположение одной знакомой (кажется ей я впервые это высказал) – она мне ответила: “Хоть наедимся, наконец”.

    Она для меня была воплощение мещанства, её муж – воплощением предательства коммунистов по отношению к коммунизму. Последовавшие события в стране сопровождались – мне это было особенно видно, так казалось мне – страшным падением культуры. Так что убеждением моим, с которым я подошёл к Давиду, было что капитализм – это интересы на уровне пояса и ниже. И эти убеждения перед эскизом вспомнились.

    Поэтому я очень скоро вчитал Давиду идеал гармонии низкого и высокого (тип идеала, точнее). И образом низкого представилась мне обнажённость персонажей. Как при Высоком Возрождении. Тип идеала повторился. А это – моя излюбленная идея.

    Первым сословием при феодализме считалось духовенство (дух превыше всего), вторым – дворянство (честь – тоже высокая субстанция), а третье (остальные) были без высокого. У них – идеалы на уровне и ниже пояса.

    И вдруг эти низшие решили, что ценность – гармония. Возвысились с прежнего состояния. И страшно возгордились.

    Давида это, может, и не вполне осознанно очень вдохновило. Во он в наброске эту гармонию и выразил – столкновением низкого (наготы) с величественными, одухотворёнными позами.

    В одеждах набрасывать – нет такого пафоса: гармонии. В одежде – только высота остаётся. А это плоско.

    Наброски всегда больше выдают замысел, чем сама картина.

    Наверно, хорошо, что картина осталась незавершённой. Она ж – просто иллюстрация знаемого: первое возвышение третьего сословия. Околоискусство, а не искусство. И – ложь, что капитализм – возвышенный строй общества. Что он – низменный, разоблачает теперешняя эпоха Потребления. Но разоблачение это – только для взгляда извне. Для самих прокапиталистов это – строй гармонии, строй, считающий низкое – высоким. Как в словосочетании “высокая мода”.

    19 января 2015 г.

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он . . .

28.12.2014
11:45

Ты что, с Урала?

    Что меня подвигло писать данную статью? – Главным образом отъезд Гельмана из страны. А это с его, думаю, подачи как главного реализатора проекта “Пермь – . . .

25.12.2014
11:11

Что есть правда, а что - ложь.

    Признаюсь сразу, я не могу успокоиться с этим, так сказать, этностроительством на Украине, направленным против России. Поэтому те, кому претит безответственный . . .

21.12.2014
10:16

Бедный Врубель.

    Â первую очередь потому Врубель бедный, что так оценят те, кому не нравится, - как они скажут, - политизация. А я в самое начало выношу это, потому что уверен, что не . . .

20.12.2014
18:49

Могу ли я?

    Сработать на заказ… Сработать смогу точно, если окажется, что выработанная ранее творческая история поэта наведёт меня на подтверждение её реалиями . . .

20.12.2014
13:42

Недопостижимое.

    Îдной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне . . .

19.12.2014
20:10

Поддаюсь на провокацию.

    Провокация состоит в демонстрации мне такого стихотворения Ахматовой. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку, Богом в самом деле, Кто был убит - и чье . . .

19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов . . .

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

15.12.2014
15:12

Жизнь духа и жизнь тела. (Продолжение)

    Начало тут. Как-то так получается, что из множества идеалов мещанскому достаётся гораздо меньше произведений, чем всем остальным. Об этом свидетельствует и . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100