TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он . . .

28.12.2014
11:45

Ты что, с Урала?

    Что меня подвигло писать данную статью? – Главным образом отъезд Гельмана из страны. А это с его, думаю, подачи как главного реализатора проекта “Пермь – . . .

25.12.2014
11:11

Что есть правда, а что - ложь.

    Признаюсь сразу, я не могу успокоиться с этим, так сказать, этностроительством на Украине, направленным против России. Поэтому те, кому претит безответственный политбрех в соседстве с искусством, могут сразу прекратить читать.

    Я буду обсуждать, где ложь, вокруг таких вот картин Дарьи Завьяловой с её выставки “Городской блокнотик” в декабре 2014-го во Львове.

    Взбесила меня сопроводиловка к этой выставке:

    "9 декабря во Дворце Искусств открыли выставку живописи и графики львовской художницы Дарьи Завьяловой "Городской блокнотик".

    "Дарье Завьяловий повезло родиться во Львове до времени “евроремонтов”. То есть, в городе, который новозаселенные “советские” обитатели еще не успели (кто-то сознательно, а кто-то – от элементарной безграмотности) уничтожить. Тогда, в 70-х, она сделала сотни набросков, эскизов, зарисовок сказочного, фантасмагорического, местами мистического города, в котором жила. И только теперь, наконец, поддалась на уговаривание друзей найти “щель” в своем плотном графике театрального художника и перевести свой уникальный архив львовских нюансов и настроений в живописный формат.

    Живопись Дарьи Завьяловой, доныне известной в качестве изысканно интеллектуального художника костюмов, сценографа, художника по текстилю, – это попытка материализовать эмоциональный каталог своей памяти, зафиксировать свой миф Львова, в первую очередь – второй улицы своего детства – Тарнавского (первою была Армянская). Ведь историки постоянно напоминают, что история – это не то, что было, а то, что записано. Или нарисовано... "

    Историк искусства Наталия Космолинская” (http://www.lpm.com.ua/uk/exhibition/359).

    Антисоветский пафос Космолинской происходит, наверно, от хрущоб 60-х годов такого вида (это гугл-снимок улицы Тарнавского от 2011 года):

    О том, что урбанизация – объективный процесс, Космолинская, конечно, умалчивает. Что была из-за неё необходимость в массовом жилищном строительстве – тоже. Что из-за, в общем, бедности страны пришлось строить очень архитектурно просто и стандартно – тоже. Что одной из причин бедности была вынужденность очень много тратить на оборону – тоже. Что обороняться заставляло капиталистическое окружение Запада – тоже. Ведь Запад – это нынешняя мечта этностроителей. И их зло берёт, что она не была мечтой и при строительстве хрущоб. (То время с иронией называется временем "евроремонтов”, потому что богатый Запад старую архитектуру оставлял, обновляя только внутреннюю планировку и начиняя её современными водопроводом, канализацией и отоплением.) Надо было, понимай, сообразить, что так называемый социализм – тупик, раз не может экономически соревноваться с Западом и сдаваться. Что, понимай, важнее: самость (с жалким стандартом в жилье, в частности) или встроенность в по-американски глобализованный мир, если он за отказ от самости обеспечивает высокий стандарт жизни вообще?

    Ну а вот эти коттеджики?

     

     

    Их что: ""советские” обитатели еще не успели (кто-то сознательно, а кто-то – от элементарной безграмотности) уничтожить”? – Положим. Но раз они стоят и поныне, зачем делать вид, будто дать их облик можно, только возрождая в памяти из зарисовок 70-х годов?

     

    Эти бесконечные приставленные друг другу многочисленные явно не хрущобы и не нечто новейшее вам не напоминают ряда со второй картины? Только что крыш не видно.

    А таки трущобы из первой картины, может, стоило-таки снести пусть и хоть ради хрущоб? (Я вообще только одну хрущёвку на улице увидел. “Прошёл” – гуглом – её всю несколько раз. И понимаю, почему – из-за тех коттеджей – именно об этой улице речь. На Армянской, которую я тоже почти всю “прошёл”, таких коттеджей нету, как и хрущёвок.)

    Так злобность сквозит у Космолинской совершенно безотносительно к реальной градостроительной политике советской власти во Львове. Это мне очень напоминает главное антисоветское враньё в нынешней независимой Украине, с которого началась идеологическая атака на пророссийскость, естественную на Украине из-за 400-летней совместной истории. Это главное антисоветское враньё – геноцид украинского народа в 30-х годах ХХ века. А чем на самом деле виновата советская власть по отношению к улице Генерала Тарнавского, так это тем, что отняла у неё это название (генерал всё-таки скооперировался с Белым движением в гражданскую войну), - отняла в пользу Кутузова, усмирителя польского восстания.

    Итак, враньё есть сетование Космолинской на советскость.

    А враньё ли – у Завьяловой?

    Старина.

    Не враньём было б у Завьяловой из антисоветских побуждений обращение к старине, если б она картины свои создала в те самые 70-е, когда сделала наброски а ля старина.

    Это было б как мирискусники в начале ХХ века, утомлённые коллективистскими настроениями вокруг из-за революционной обстановки.

    Имярек "…не видел и не хотел видеть красоты и поэзии в окружавшей его [советской, - можно было б в 70-е годы вставить] жизни. По убеждению художника красота и поэзия свойственны только прошлому. Чтобы опоэтизировать образ, художник как бы вырывает его из конкретной жизненной среды и переносит в мир особый, навеянный воспоминаниями о прошлом…”

    Так писал Асафьев об ударившихся в XVIII век мирискусниках начала ХХ века.

    И те брали и буквально погружали современника в XVIII век, правда, давая понять, что показывают его из времени через 200 лет, которое кисло (коллективистски, добавим от себя).

    Завьялова теперь делает что-то подобное.

    Что это у неё воспоминания, говорит нам какое-то смотрение через какую-то пробоину в некой каменной стене (вторая картина), или через как бы разбитое закрашенное стекло (четвёртая картина), или через не разбитое, а как бы ступенчато вырезанное матовое стекло, или, наконец, как бы смотрение некого сна – так ирреальны (стилизацией выполненные) голые деревья на первой картине.

    Но сделаны-то картины теперь, когда Украина окончательно и решительно вырвалась из российской цивилизации с её ментально неустранимым коллективизмом. (А я считаю, что время создания произведения является составной частью “текста” произведения.)

    Чего теперь-то тихо грустить по индивидуализму, когда так решительно страна к нему повернула?

    Неужели – из-за гражданской войны на другом от Львова конце страны, где не согласны рвать с Россией и с её коллективизмом в менталитете? Неужели оттого, что целых полстраны отказалось голосовать за новый парламент в условиях угрозы инакомыслящим (пророссийски)? Неужели от сомнения, что сейчас, наконец, сможет Украина стать не Россией ментально? Неужели это от сознания, что западэнцы всё-таки меньшинство в стране, и настроение большинства может измениться… хотя бы от материальной несчастности, в которую вверглось большинство из-за р-р-революционности поворота на Запад, как залог материального счастья?

    Если да, то Завьялова не врёт.

    24 декабря 2014 г.

21.12.2014
10:16

Бедный Врубель.

    Â первую очередь потому Врубель бедный, что так оценят те, кому не нравится, - как они скажут, - политизация. А я в самое начало выношу это, потому что уверен, что не . . .

20.12.2014
18:49

Могу ли я?

    Сработать на заказ… Сработать смогу точно, если окажется, что выработанная ранее творческая история поэта наведёт меня на подтверждение её реалиями . . .

20.12.2014
13:42

Недопостижимое.

    Îдной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне . . .

19.12.2014
20:10

Поддаюсь на провокацию.

    Провокация состоит в демонстрации мне такого стихотворения Ахматовой. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку, Богом в самом деле, Кто был убит - и чье . . .

19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов . . .

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

15.12.2014
15:12

Жизнь духа и жизнь тела. (Продолжение)

    Начало тут. Как-то так получается, что из множества идеалов мещанскому достаётся гораздо меньше произведений, чем всем остальным. Об этом свидетельствует и . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100