TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он . . .

28.12.2014
11:45

Ты что, с Урала?

    Что меня подвигло писать данную статью? – Главным образом отъезд Гельмана из страны. А это с его, думаю, подачи как главного реализатора проекта “Пермь – . . .

25.12.2014
11:11

Что есть правда, а что - ложь.

    Признаюсь сразу, я не могу успокоиться с этим, так сказать, этностроительством на Украине, направленным против России. Поэтому те, кому претит безответственный . . .

21.12.2014
10:16

Бедный Врубель.

    Â первую очередь потому Врубель бедный, что так оценят те, кому не нравится, - как они скажут, - политизация. А я в самое начало выношу это, потому что уверен, что не . . .

20.12.2014
18:49

Могу ли я?

    Сработать на заказ… Сработать смогу точно, если окажется, что выработанная ранее творческая история поэта наведёт меня на подтверждение её реалиями . . .

20.12.2014
13:42

Недопостижимое.

    Îдной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне . . .

19.12.2014
20:10

Поддаюсь на провокацию.

    Провокация состоит в демонстрации мне такого стихотворения Ахматовой. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку, Богом в самом деле, Кто был убит - и чье . . .

19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов . . .

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

15.12.2014
15:12

Жизнь духа и жизнь тела. (Продолжение)

    Начало тут.

    Как-то так получается, что из множества идеалов мещанскому достаётся гораздо меньше произведений, чем всем остальным. Об этом свидетельствует и Гильдебранд:

    "В художественной деятельности былых времён мы замечаем, что архитектоническое построение художественного произведения всегда стояло на первом плане, подражательная же сторона развивалась лишь медленно” (Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914. С. 4).

    Это не совсем понятно, и я перефразирую. Под архитектоническим Гильдебранд подразумевает то, что уводит от натурализма скульптуру и живопись, вообще-то называемых искусствами подражательными. Так подражание подражанием, мол, но чтоб стать наравне и даже выше природы, надо уходить от подражания, от натурализма.

    Он даже лишает натурализм звания художественности. Его собственное художественное творчество развилось под воздействием драматической истории Европы последней трети XIX века, в бегстве от современности. Но парадоксальным образом его эстетические приёмы хорошо работали, наоборот, у художников, от действительности не бежавших, а вплоть до наивности веривших в скорое будущее (как Клодт и Васильковский из предыдущей статьи) или прозревавших суть настоящего (как Шишкин, оттуда же). И те, и тот потому верили, что они реалисты и стихийно применяли антинатуралистские приёмы Гильдебранда. И все считали, что натурализм – слаб, чтоб выразить их пафос, у каждого – свой. Для иномирия Куинджи натурализм был тем более слаб.

    Отсюда уже можно заподозрить, что при очередной смене пафоса (граждански-романтического у Клодта и Васильковского или первооткрывателя у Шишкина) на пафос приземлённости и мещанства – понадобится как раз ранее отвергаемый натурализм.

    "В пейзажах Саврасова, Шишкина, Васильева, Куинджи заметен элемент экспрессивного преувеличения, внушения в желании заразить чувством, мыслью, страстью. Это было наследство просветительской доктрины, исполнение долга перед народом, который, как считалось, не свободен для эстетических восторгов, и поэтому требуется особое усилие эстетического внушения. Это сказывается в декламационном пафосе Шишкина, в несколько форсированной эффектности Куинджи. Поленов ничего не утверждает, а просто являет собой другой тип творческого существования - артистически-непринужденного, не предполагающего никаких усилий и “прорывов”, имеющего дело с красотой, которую не нужно отвоевывать, ибо она предполагается существующей здесь и теперь, существующей всегда. Художественная деятельность освобождается от императива долженствования” (Алленов. История русского искусства. Книга вторая. М., 2000. С. 215-216 ).

    Поленов. Московский дворик. 1877.

    Ни во что не вмешивается Поленов. Мог бы “подремонтировать” немного покосившуюся изгородь, что слева… - Нет. Зачем? Всё хорошо и так, как есть. Неприглядный сараюшко в центре хорош тем, что демонстрирует, насколько точно в зените солнце стоит – неровной (от малейшей неровности ската крыши) тени от ровного конька. Красивые церкви (православные церкви поголовно все красивы) столь же ценны, как и простецкие дома, пышная берёза слева – как и что-то чахлое справа.

    Казалось бы – вот где жизнь тела воспевается. Ан нет. Она ж – воспевается. Следовательно, тут уже жизнь духа.

    "К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает на выставку такую "незначительную" вещь, как "Московский дворик", написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда. Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, что она окажется в числе жемчужин русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского пейзажа… Слияние человека с природой, это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое раздумье над сценкой, запечатленной художником” (http://photoshopia.ru/museum/index.php?n=32755).

    Остановись, мгновенье, ты прекрасно, - как сказал поэт.

    Этим и Репин, было дело, заразился.

    Репин. Запорожцы. 1880 - 1891.

    "…это как бы физиологический очерк на тему “как люди смеются”. Запорожцы сочиняют пересыпанное солеными выражениями письмо султану Махмуду IV в ответ на предложение перейти к нему на службу. Изображая легендарное прошлое, Репин показывает его как сиюминутное событие, вдвинутое, подобно голой лысине переднего казака, в пространство зрителя. Историческая дистанция между легендарной стариной и событиями, происходящими в текущем моменте, - эта дистанция художественно никак не выявлена” (Аленов. С. 220).

    В пику Васильковскому из предыдущей статьи Репин как бы поиздевался над исторической живописью, над пафосом чего-то значительного.

    Гильдебранд, пропагандируя своим теоретическим трудом выражение пафоса, писал:

    "Ничто не должно двигаться на нас из картины, но мы должны входить в картину, чтоб сохранить целостное движение вглубь” (С. ).

    Репин, как бы зная эту максиму пафосности, а на самом деле очень тонко чувствуя её, для того и сделал ту лысину как бы торчащей к нам из полотна.

    Теперь, если б не биографическая магия того, что Репин на Украине родился и Украину любил, о чём и словами писал не раз, там – из политической ненависти ко всему русскому – предали б анафеме и эту картину. В самом деле: ведь воспевать простую ценность мига – это не исповедовать идеал Пользы. А это ж страшно заразительно для народа со славянским всё же менталитетом, в котором бытийность преобладает над категорией собственности даже в строе языка (у немцев их дети имеют голову, а у славян та у них есть). Так что глубоко “свидомые” (а в сущности, вестернизирующиеся) граждане Украины образца после 2014 года, может, и дойдут когда-нибудь до соответствующей реакции на насмешку Репина над историческим жанром, касавшимся их “священного” запорожского казачества. И плевать им будет на верность человеческого типажа, на точность одежд и оружия и на типичность отношения к супостатам. Они найдут, как отшлёпал Репина Бенуа:

    "Обзор всего творения Репина в целом заставляет нас хоронить одну из самых драгоценных иллюзий” (Бенуа. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/25990/ogl.shtml). И т.д. и т.п.

    И вот, для примера, одна из похвал живописному достоинству по-настоящему исторической картины (“Боярыне Морозовой” Сурикова): "В пышном соцветии красок толпы, сложенных в плавный певучий узор, остроугольное пятно черных одежд Морозовой воспринимается как диссонанс, погребальный аккорд среди праздника - эхо чужого, прошедшего мира. Раскол для Сурикова - не только отошедшее в прошлое историческое происшествие, но повторяющееся событие русской истории - событие, в котором всякая новая эпоха может узнать себя. Переломность - не момент, а постоянное свойство русской истории” (Алленов. С. 221).

    А являются ли историческими картины (раз уж мы параллелим Россию и Украину) о недавней украинской революции Достоинства?

    Олексій Белюсенко. Щоденник екстреміста. 2014.

    Впрочем, “Дневником экстремиста” называется выставка его картин, которые все без названия. И это не зря. Потому что художнику внятно нечего сказать (соответственно сделанности, ненатуральности всей революции, что и по позам “революционных” людей видно: им противостояли мирные, можно сказать, милиционеры, у которых был приказ просто стоять, гореть, получать удары и не пропускать протестующих к правительственным зданиям, что те и выполняли, а “революционеры” над ними издевались). Весь цикл картин такой же – безликий, и невнятный. Но живописно, цветом, настроение – гнева – выражено. Лапидарная двухцветность (свет и тьма) – смутно действенны.

    Но как же подходит к этой живописи сдержанный гнев Алленова:

    "Искусство как жизнь и чувство формы, требующее воспитания глаза и руки, заслоняется искусством воспитания гражданских чувств путем репродуцирования “сюжетов жизни”, от одного вида которых ждут “полезного воздействия” - полезного именно в смысле приобщения к гражданским чувствам, главным образом к чувствам “гнева и печали”. Следствием этого явилось по большей части разительное несоответствие проблемной напряженности замыслов и намерений уровню исполнительской культуры, да и попросту техническому умению. Но ограниченность в плане исполнительском не могла не оказывать обратного воздействия на план содержания. Например, бросается в глаза однотипность иконографических схем…

    Верность “правде жизни” в ее главным образом отрицательных проявлениях, способных будить гражданскую совесть, приобретала характер религиозного служения с неизбежным для неофитов оттенком фанатизма, подавляющего свободу критического суждения о художественных достоинствах, создаваемых в порядке такого “служения” произведений. К этому прибавлялся догматизм, ограничивающий широту отзывчивости к явлениям, лежащим за пределами “священной” правды жизни, диктуемой злобой дня. Живописное полотно для исповедующих этот эстетический кодекс являлось чем-то вроде гражданской иконописи. И совершенно так же, как и в отношении настоящей иконописи, ценность изображения полагалась вовсе не в его эстетическом, художественном достоинстве.

    Однако в таком заострении пафоса, которое влечет за собой сначала нейтрализацию, потом нечуткость, потом огрубление собственно эстетических качеств живописи, можно усмотреть и другое, а именно стихийное, а потому несвободное проявление определенного формально-художественного принципа, присущего жанрам публицистической риторики. Одной из ее предельных форм в изобразительном искусстве нового времени является, например, плакат” (С. 199 - 200).

    И ведь и это всё (на Украине) есть жизнь духа, а не жизнь тела. Но как глубоко она фальшива! Ибо движима интересами тела. Ибо революция Достоинства движима целью достойной жизни, такой, какою она вестернизирующимся видится у среднего класса на Западе.

    3 декабря 2014 г.

     

     

     

     

     

     

     

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100