TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол.

    Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём как бы помещения данного произведения автора на Синусоиду идеалов. То есть велел определить, идеалом какого типа он был воодушевлён, создавая данное произведение, чтО, будучи не выраженным (впервые или ещё раз), грозило – фигурально выражаясь – разорвать его сердце.

    Ну, вот такое, например, произведение.

    Гуркин. Аносинский бор. 1908.

    Про Гуркина пишут, что он был учеником Шишкина… Ну сравним с подобной вещью Шишкина.

    Шишкин. Паутина в лесу. 1880-е.

    Так, верный духу аналогии Синусоиды идеалов (её плавности) с плавной изменчивостью идеалов и их историческим превращением из типа в тип, должен считать, что тип идеала у Шишкина в 80-е годы не менялся. И – какой был (см. тут) - реализм, такой и остался: открытие (вопреки страдальцам-передвижникам), что происходит расцвет русского народа (что и подтверждалось, - неведомым, впрочем, для Шишкина – он просто чуял расцвет, - демографическим ростом в стране, где 98% населения – крестьяне).

    Могучесть этого леса в "Паутине…" очевидна. Это и тьма чащи, и непроходимость (из-за такой огромности в пространстве, что аж паутина нетронута – так тут далеко от мест, куда позволяют себе в этот чудо-лес углубиться люди).

    И различие по мраку-мощи и свету-не-знаю-пока-чему между Шишкиным и Гуркиным шепчет мне, что надо не обращать внимания, что один был учеником другого.

    Можно взять посветлее шишкинскую вещь.

    Шишкин. Парк в Павловске. 1889.

    Видим, что Шишкин даже в парке сумел найти непроходимость. То есть мощь.

    Шишкин. Лесной пейзаж. 1889 - 1890.

    А даже в лесу с тропинкой Шишкин умудряется создать впечатление непроходимости поваленными деревьями поперёк тропинки. Всё – ради ощи, народной мощи.

    Соответственно эпической монументальности у Шишкина и подробность фантастическаая и невыпячивающая себя кладка мазков.

    А у Гуркина, наоборот, - полёт. Как бы эскизность. Противоположность Шишкину (при факте учёбы у него) толкает искать Гиркину другой тип идеала, не реализм. Так и просится самоцитата: “Реалист открывает обществу то, что появилось, а никто, кроме художника, ещё не видит. Тут же – открывают не появившееся, а всё время бывшее, только латентное, скрытое. Или иначе сказать – не обращающее на себя внимание и как бы не существующее” (http://art-otkrytie.narod.ru/soiuz.htm).

    В этой связи характерно название: “Аносинский бор”. – Ну кто знал, что "В 1903 г. Григорий Иванович поселился на левом берегу Катуни, в с. Анос” (http://www.altaiinter.info/project/culture/Researchers/Personnels/Gurkin/gur01.htm).

    Самоцитату я взял из статьи, выводящей в ницшеанцы массу российских живописцев, которые “сто лет выражают сто лет не меняющийся русский менталитет”. Нечто, не обращавшее на себя внимание.

    Так если Гуркин "происходил из племени телеутов, принадлежал к роду Чорос” (http://www.altaiinter.info/project/culture/Researchers/Personnels/Gurkin/gur02.htm), то у него этим нечто вполне может же явиться веками не меняющийся менталитет его малого народа.

    Гуркин. Алтайцы. 1907.

    В этой картине с живописной точки зрения важна не этнография, а зелёные оттенки неба и снега, как образы исключительности, столь важные для ницшеанца.

    Ницшеанство, кстати, вполне объясняет, почему "Трудными, мучительными для художника были первые послереволюционные годы". Ницшеанство – это если одним словом и в моральном плане, суперэгоизм, в частности этнический.

    Но умная национальная политика советской власти, политика национального самоопределения даже крошечной нации, примирила Гуркина с советской властью и… погубила его ницшеанство. Ибо то цветёт только в противоестественной для обычности тяге к метафизике.

    Вот сравните, что он нарисовал при советской власти –

    Гуркин. Вид на Белуху. 1926.

    нечто, настолько же красивое, насколько и обычное. И что он рисовал до.

    Гуркин. Катунь весной.

    Дата смазана, но всмотритесь, там точно не советские годы. – И какой нетривиальный оттенок туч, гор и реки.

    Или…

    Гуркин. Морозное утро на Катуни.

    Видели вы мороз, нарисованный жёлтым (который тёплый)?

    Вот. К таким крайним выводам приводит принципиальность.

    29 января 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
320935  2015-01-30 14:41:11
Л.Лисинкер
-

Браво, С.И. Это лучшее, что у вас читал. А почему? - Потому что очень мало про ницшеанство. И в основном, - сопоставление картин двух неслабых художников.

Поучительно, заставляет читателя спорить и настаивать на своём. Так держать.

===

320937  2015-01-30 15:43:41
Воложин
- * - Что касается предполагаемого ницшеанства Гуркина, такое ощущение, что он до него вообще не дотягивает.

- То метафизическое, к которому мечтой улетает ницшеанец, когда он хочет его дать образно и позитивно в живописи, действительно трудно изобразить, чтоб получилось бесспорным.

Но если привлечь добрую волю, то разве нельзя согласиться, что какой-то материальный, что ли, континуум воздуха с мельчайшими кристалликами льда при большом морозе – туман – таки даёт что-то похожее на иррациональность, на инобытие.

Да, эти кристаллики, каждый, светятся солнечным светом, если солнечный день. И туман оказывается тёплого тона. Так если, опять же, привлечь добрую волю, то разве нельзя согласиться, что противоречие тёплого тона и сильнейшего мороза дают-таки образ апричинности, без которой нет инобытия.

Сильный мороз не держится долго, так почему б ему не быть образом исключительности, без чего нет ницшеанства.

И потом всё же дальнее в таком тумане как бы и есть, и нет… Собственно солнце – есть? Диска его не видать. Лесистые обрывы скал, сквозь которые пробивается река, всё-таки видны или только угадываются? Да и без тумана, на первом плане: это белое – пена бурунов несмирённой морозом реки или снег? Зелень, что слева – это вал волны или торец льдины, наползшей на камень? Почему по-осеннему жёлт лес, если трескучий мороз, и, значит, листья давно опали? Или это от толщенного инея, просвеченного солнцем? – Чем не образ иномирия, ирреальности – в сомнительности видимого?

Натурность и реализм Шишкина Гуркина, видно, попортили.

Вот до встречи с ним он, «в иконописной мастерской Садонова и иконостасной мастерской Борзенкова в Бийске» (http://www.bigpi.biysk.ru/oldsite/publishing/rozmusl_1999/13.html), занимается (в пику ТАКОМУ месту работы живописуя язычество, что, кстати, милее ницшеанцу, чем христианство), - занимается не натурностью, а декоратизмом в картине «Ночь жертвы. Камлание» (1895) - http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit8901.htm.

И вспомните, куда как не в декоративизм двинулся Куинджи, переходя к ницшеанству (см. http://art-otkrytie.narod.ru/kuindzhi2.htm).

321018  2015-02-01 09:03:35
Скиф-азиат
-
по-шекспировски в РП
изложите мнение...
от одной эмансипе
всё пришло в движение...

это новшество внедрил
Соломон Исакович...
перебранки на "идрит"
будут мягче якобы...

лейся песня, лейся мысль!
вязью стихотворною!
мысли ямбом изложить?
али формой твёрдою?

растекайся мысль в стихах,
прорастай мысль ветками!
посылайте в стихах нах...
и язвите едкими...

321654  2015-02-22 07:22:30
степанов-гуркин
- Воложину

Спасибо, Соломон Исаакович!

Если мое появление на РП "навело" Вас на Г.И. Гуркина, то приятно вдвойне.

Кстати, а фотографии Степана Гуркина Вы не видели? Не нашел в ИН никаких сведений, но мне представляется, что сделаны они по заказу этнографов для какого-то альбома. Возможно, что Потанин причастен к этому. Именно он, кстати, и вытащил прадеда (С.И. Гуркина) из колчаковской тюрьмы.

321658  2015-02-22 13:05:19
Воложин
- Ороеву.

Я не помню, видел или не видел я его фотографии. Дело в том, что фотографии вообще вне области моего интереса.

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он . . .

28.12.2014
11:45

Ты что, с Урала?

    Что меня подвигло писать данную статью? – Главным образом отъезд Гельмана из страны. А это с его, думаю, подачи как главного реализатора проекта “Пермь – . . .

25.12.2014
11:11

Что есть правда, а что - ложь.

    Признаюсь сразу, я не могу успокоиться с этим, так сказать, этностроительством на Украине, направленным против России. Поэтому те, кому претит безответственный . . .

21.12.2014
10:16

Бедный Врубель.

    Â первую очередь потому Врубель бедный, что так оценят те, кому не нравится, - как они скажут, - политизация. А я в самое начало выношу это, потому что уверен, что не . . .

20.12.2014
18:49

Могу ли я?

    Сработать на заказ… Сработать смогу точно, если окажется, что выработанная ранее творческая история поэта наведёт меня на подтверждение её реалиями . . .

20.12.2014
13:42

Недопостижимое.

    Îдной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне . . .

19.12.2014
20:10

Поддаюсь на провокацию.

    Провокация состоит в демонстрации мне такого стихотворения Ахматовой. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку, Богом в самом деле, Кто был убит - и чье . . .

19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов . . .

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

15.12.2014
15:12

Жизнь духа и жизнь тела. (Продолжение)

    Начало тут. Как-то так получается, что из множества идеалов мещанскому достаётся гораздо меньше произведений, чем всем остальным. Об этом свидетельствует и . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100