TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.12.2014
18:49

Могу ли я?

    Сработать на заказ… Сработать смогу точно, если окажется, что выработанная ранее творческая история поэта наведёт меня на подтверждение её реалиями . . .

20.12.2014
13:42

Недопостижимое.

    Îдной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне . . .

19.12.2014
20:10

Поддаюсь на провокацию.

    Провокация состоит в демонстрации мне такого стихотворения Ахматовой. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку, Богом в самом деле, Кто был убит - и чье . . .

19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов . . .

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

15.12.2014
15:12

Жизнь духа и жизнь тела. (Продолжение)

    Начало тут. Как-то так получается, что из множества идеалов мещанскому достаётся гораздо меньше произведений, чем всем остальным. Об этом свидетельствует и . . .

11.12.2014
14:20

Жизнь духа и жизнь тела.

    До каких тонкостей доходят художники в своих драмах… Вот жил-был такой Клодт. Рисовал в академическом стиле (вырисован каждый листочек). Влюблён в красоту . . .

10.12.2014
21:07

Горловские рассказы.

    Я боюсь, чтоб эти рассказы не затерялись. Но так как не моё дело произведения искусства перепечатывать, я их сопровожу кратчайшим комментарием, касающимся . . .

01.12.2014
20:51

Злоба критика на критика.

    Я понимаю читателей, которым я надоел. Они наперёд знают, к чему я сведу очередной разбор: как бы к политическому доносу. Ну так этот опус я пишу для меня ещё не . . .

28.11.2014
16:06

До краха СССР оставалось - сколько там? - лет.

    Так случилось, что я не ожидал, что рассказ "Листья” Куклина такой короткий. И потому после прочтения мне понравилось то, что при чтении раздражало: длиннейшие . . .

26.11.2014
19:31

Я волком бы выгрыз...

    Íедогматизм.

    А догмы, - я б хотел, - чтоб были приняты мои.

    (Я хочу говорить о Климте.)

    Одна догма, что большие художники выражают свою философию жизни. Другая, что большие художники средства для этого выражения находят подсознанием. Третья, что философии эти (одним словом – идеалы) упорядоченно можно расположить между двумя ценностными полюсами: коллективизмом и индивидуализмом.

    (Догмы – плохое слово. Красивее – аксиомы.)

    Из последней аксиомы какую можно вывести теорему: 1) что Свобода – это коллективизм или 2) что Свобода – это индивидуализм?

    По-моему, каждый согласится, что вариант 2 – верный. Ну какая может быть с большой буквы Свобода при необходимости согласовывать свои поступки много с кем? Там молиться надо не на Свободу, а на Порядок.

    И вот я читаю, что у Климта "жажда абсолютной свободы" (http://smallbay.ru/klimt.html). А не противопоставлены ей слова: "в контексте символизма как выражение недостижимого мира, стоящего над временем и реальностью".

    Òак я вою от возмущения.

    Потому что кроме совершенно справедливо охарактеризованного символизма, есть и противоположное нечто, тоже требующее выражения "недостижимого мира, стоящего над временем и реальностью".

    Читатель, если вы выше согласились, что все ценности лежат между коллективизмом и индивидуализмом, то куда вы поместите религии спасения? Нет, не любую, а именно христианскую? (Климт всё-таки австриец, и давайте рискнём думать, что он компетентен в христианстве, а не в, скажем, буддизме.)

    Это ж религия. Ей привержены миллионы. Богослужение совершается в храмах, приспособленных для множества людей.

    Я очень испорчу истину, предложив отнести христианство ближе к коллективизму и Порядку (Божественному Порядку в последнем итоге), чем к индивидуализму и Свободе?

    Ну. А что противоположно Богу? – Дьявол. Царь познанья и свободы, враг небес, зло природы, - как сказал поэт.

    Если правда, что во времена Климта был кризис христианства, то понятно, почему в это же время жил величайший враг христианства, Ницше. Ницше, грубо говоря, оттого и сошёл с ума, что имеется факт "недостижимого мира, стоящего над временем и реальностью", - мира, являющегося царством Дьявола на небе. На земле Дьявол уже царствует, и это по`шло, а вот на небе…

    Собственно и символизм, - из-за того же кризиса христианства, - был не христианским. Это была, если с точки зрения веры, квазирелигия. Скажем, такой символист, как Метерлинк… "Метерлинку кажется, что мир, созерцаемый не религиозно, а научно, еще более непостижим, бесконечен, мистичен, и отраден, и даже более нравственен. "Не удивительно ли, — спрашивает он, — что, несмотря на ослабление религиозного чувства, сумма справедливости и доброты, а равно качество всеобщей совести не только не умалились, но еще несравненно возросли?" Метерлинку даже кажется, что религиозность противна истинному мистицизму" (http://www.gramotey.com/?open_file=1269085114).

    Òо же и с ницшеанством: он не Чёрта имеет вместо Бога, а нечто мистическое над Добром и Злом.

    И если стиль модерн, которому принадлежит Климт, вдохновлялся ницшеанством (а это признано), то к Климту нельзя применять слово "символизм".

    (Понимаете моё бешенство? Ну если я, красно говоря, всю жизнь посвятил расстановке художников по полочкам этажерки ценностей, где верх – даже сверхверх – положен символизму, а низ – даже субниз – ницшеанству.)

    Так если до символизма господствовал натурализм, и символизм от него рванул… То как должен себя вести модерн, если он – враг символизма? – Правильно. Он не станет чураться натурализма. И я, конечно, не соглашусь с логикой ввергшего меня в бешенство:

    "В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны - это жажда абсолютной свободы в изображении предметов, что приводит к игре орнаментальных форм… С другой стороны – это сила восприятия натуры и природы".

    Даная. 1907 - 1908.

    Òут вот от натурализма – волосы, чуть не до волосинки выписанные. А от орнамента – пятнистость кожи. Аж нездоровым чем-то мерцает она, если натуралистически её рассматривать. Но если натуралистически – не получится впечатления "недостижимого мира, стоящего над временем и реальностью".

    Èное дело – такая сентенция: "фон – активнее фигуры. Неживое живёт активно, живое мертвеет и застывает" (Александров. http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf).

    ß вынужден идти от догм. Модерн – очень странный стиль. Естественным порядком его не поймёшь. Нужны всякие вводные.

    Теперь проверяем.

    К фону, конечно же, относится материя (неживое по идее) и, пожалуй, золотой дождь-Зевс, который непосредственно живым (сперматозоиды) не воспринимается.

    В их живости, - после сентенции, - убеждать не надо. Впрочем, можно: эта дробность, эта глазастость орнамента на ткани, эти головастики с хвостиками капель дождя-Зевса… Но не только. Ещё – цветовой контраст: "оранжевого и сине-фиолетового… коричневое (на базе оранжевого, сильно погашенного тёмным) и белое" (Там же). Контраст как-то оживляет.

    А вот трупные пятна на коже Данаи теперь оправданы "заданием" мертвить живое. Но не только. Хищная судорога пальцев из-за оргазма сделана ж как жест скелета!..

    Всё это вызывает "напряжённое беспокойство (невозможность выбора)" (Там же). То есть является образом "недостижимого". Причём как-то связанного со смертью (не с потусторонней же жизнью, как в религиях спасения). Полагаю, если поддаться внушению Александрова, то суть "сказанного" Климтом нашему подсознанию – "страшновата".

    Íо и сверхтонко это. Кого-то не убедит.

    Безоговорочно мёртвость живого и живость неживого видна тут.

    Медицина (цветная копия Богини Гигиеи, центральная фигура Медицины). 1900-07.

    Òут, по-моему, не только отвратительно кожное заболевание на правой (да и на левой) руке, но и подбородок подозрителен, и щёки… И взгляд – вряд ли живого человека. И уж совершенно мертва какая-то беременная женщина справа (глядя от нас) с распушенными волосами.

    О какой-то огненной живости одежды можно и не говорить.

    Неуютно в этой жизни. Но доводит ли это до предвзрыва желания иномирия?.. - Не знаю. Мне, возводящему всякие штрихи и цвета в ранг образов идеала, любопытно. Но непосредственно что-то не действует.

    Виноват ли я?..

    Вот тут

    ïленительная жуть как-то ощущается непосредственнее. – Женщина-вамп…

    Â волосах, - этом наиболее неживом в человеке, - независимая от человека жизнь (свобода от общества): эти переплетения отдельными волосками самих себя, эти петли… Для того волосы и нарисованы во многом как отдельные волоски.

    Но мало того – штриховка теней осуществлена отдельными – наоборот – прямыми линиями.

    И читаем у этого пронзительного идеолога Александрова: "Прямые линии, симметричные идеальные фигуры встречаются только в кристаллах (в абиотческом)" (Там же). Так если из жизни бегут, то почему б не аж в абиотическое. Лицо ж… Живое… Вот и мертвить его кристаллами.

    Градацию принимаемого – отвергаемого Александров даёт такую: геометрические – сложные кривые – кванты-точки (мир социума как организма, состоящего из единиц). Социум отвергается больше всего.

    Тогда вот такой пейзаж

    Маковое поле. 1906.

    ñтоль же жутко притягателен как женщина-вамп.

    È он, по-моему, вполне оправдывает непосредственное чувство зрителя. Этот образ доводящей до предвзрыва скуки-повторяемости вполне, мне кажется, подводит к жажде иномирия. Не зря Климт дальнее небо и облака на нём не сделал нудно квантовым: вон отсюда, из здешности, вон!

    Замок Каммер на озере Аттерзее. 1912.

    Âон в небо или в воду – только прочь от этого скучного, сытого бюргерства.

    В порядке анекдотичности…

    Александров в некотором смысле зря напирал на слово "квант": из-за существования теперь всем (или многим) известного понятия "квантовая теория". А по ней чего только не наблюдают в микро- и даже в макромире. По ней нет обычного для нас бесконечного дробления мира при рассматривании всё более мелких его частиц, чтоб при этом сохранялись те же законы физики, что в нашем обычном макромире. По этой теории весь-весь-весь мир (и микро-, и макро) это как бы индивид. Само понятие "квант" родилось тогда, когда стало понятно, что с дроблением что-то не то: нельзя бесконечно дробить, а, дойдя до кванта, дальше с дроблением осечка получается. Ты по элементарной частице ударяешь, а она не раскалывается на более мелкие части, а – пре-вра-щается в другие, чем-то похожие, на раскалываемую. Скажем, на две. И обе летят в разные стороны. Так сколько б они ни летели, они остаются в некой связи друг с другом. Причём, в связи мгновенной (не так, как в нашем обычном мире, где мгновенного дальнодействия нет, мол, а есть только распространение вдаль короткодействия, распространение со скоростью, не выше скорости света). Теперь рассудим: две частицы по нашей воле родились, разлетаются и в то же время остаются едины (что происходит с одной – мгновенно сказывается на второй), а в Большом Взрыве (который на днях даже папа римский признал) вся нынешняя Вселенная родилась из одной области, очень крохотной по меркам нашего, обычного мира. Ну? Понимаете? То есть всё во Вселенной как-то связано друг с другом, как те две частицы. Вселенная – индивид, а не коллектив.

    И, порываясь прочь от нудного и скучного социума, ницшеанца куда тянет? Что это за иномир ему мерещится? – Это Индивид. Нечто без времени (время появляется только там, где различаются многие, скучные в одинаковости). Нечто без причинности.

    А к чему в пределе приводит причинность? – К предопределению. То есть, коллективное – предопределено, а индивидуальное – нет.

    Вот вам и то, с чего мы начали – с полюсности: Свобода (для индивида) – Порядок (для коллектива).

    2 ноября 2014 г.

26.11.2014
15:22

"Троица" Рублёва - не икона.

    Íу вот написано, что голубизна на иконе важна для понимания замысла иконы. Живоначальная Троица. 1410 — 1420-е годы. Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. . . .

25.11.2014
10:26

Буйда.

    Байда, вздор, бредятина, галиматья, бредни, бред, белиберда, бодяга, ахинея… Словарь синонимов. Удивительно живо мне описала одна женщина своё удивление и . . .

25.11.2014
10:22

Буйда.

    Байда, вздор, бредятина, галиматья, бредни, бред, белиберда, бодяга, ахинея… Словарь синонимов. Удивительно живо мне описала одна женщина своё удивление и . . .

14.11.2014
20:02

Ложь рождает ложь.

    Или это кажимость? Или самообман┘ Я не знаю, какое слово подобрать, и это требует самовыражения. Да, представьте, √ самовыражения. Вот так, наверно, и произведения . . .

08.11.2014
17:01

Опять этот Чехов.

    Опять, потому что мне заказали написать про ⌠Хамелеон■ 1884 года. Нудный Чехов. Я смею так написать, потому что меня просветили (Шалыгина), что метод Чехова √ . . .

08.11.2014
13:32

И это тот самый Коржев...

    И это тот самый Коржев, "Встань, Иван". 1997. что нарисовал когда-то триптих ⌠Коммунисты■? Да. Не использовали коммунисты тот потенциал, что был в русском народе, . . .

07.11.2014
12:28

Фантазёр.

    Фантазёром обозвали меня за предыдущую статейку о Светлове. А вообще, можно за каждую так обозвать. Когда-то, в несознательные времена, я для себя решил, что . . .

05.11.2014
16:43

Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?

    Оно слабо доказано (см. тут) подсознательностью образа такого подбора согласных в слове ⌠Гренада■, как звонкие согласные. А внелитературного доказательства . . .

02.11.2014
13:25

Грешен!

    Грешен я в самонадеянности. Мне столько необычностей случилось обнаружить в связи с произведениями искусства, что я, наверно, тайно от себя самого зазнался . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100