TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.12.2014
14:20

Жизнь духа и жизнь тела.

    До каких тонкостей доходят художники в своих драмах… Вот жил-был такой Клодт. Рисовал в академическом стиле (вырисован каждый листочек). Влюблён в красоту . . .

10.12.2014
21:07

Горловские рассказы.

    Я боюсь, чтоб эти рассказы не затерялись. Но так как не моё дело произведения искусства перепечатывать, я их сопровожу кратчайшим комментарием, касающимся . . .

01.12.2014
20:51

Злоба критика на критика.

    Я понимаю читателей, которым я надоел. Они наперёд знают, к чему я сведу очередной разбор: как бы к политическому доносу. Ну так этот опус я пишу для меня ещё не . . .

28.11.2014
16:06

До краха СССР оставалось - сколько там? - лет.

    Так случилось, что я не ожидал, что рассказ "Листья” Куклина такой короткий. И потому после прочтения мне понравилось то, что при чтении раздражало: длиннейшие . . .

26.11.2014
19:31

Я волком бы выгрыз...

    Íедогматизм. А догмы, - я б хотел, - чтоб были приняты мои. (Я хочу говорить о Климте.) Одна догма, что большие художники выражают свою философию жизни. Другая, что . . .

26.11.2014
15:22

"Троица" Рублёва - не икона.

    Íу вот написано, что голубизна на иконе важна для понимания замысла иконы. Живоначальная Троица. 1410 — 1420-е годы. Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. . . .

25.11.2014
10:26

Буйда.

    Байда, вздор, бредятина, галиматья, бредни, бред, белиберда, бодяга, ахинея… Словарь синонимов. Удивительно живо мне описала одна женщина своё удивление и . . .

25.11.2014
10:22

Буйда.

    Байда, вздор, бредятина, галиматья, бредни, бред, белиберда, бодяга, ахинея… Словарь синонимов. Удивительно живо мне описала одна женщина своё удивление и . . .

14.11.2014
20:02

Ложь рождает ложь.

    Или это кажимость? Или самообман┘ Я не знаю, какое слово подобрать, и это требует самовыражения. Да, представьте, √ самовыражения. Вот так, наверно, и произведения . . .

08.11.2014
17:01

Опять этот Чехов.

    Опять, потому что мне заказали написать про ⌠Хамелеон■ 1884 года. Нудный Чехов. Я смею так написать, потому что меня просветили (Шалыгина), что метод Чехова √ . . .

08.11.2014
13:32

И это тот самый Коржев...

    И это тот самый Коржев, "Встань, Иван". 1997. что нарисовал когда-то триптих ⌠Коммунисты■? Да. Не использовали коммунисты тот потенциал, что был в русском народе, . . .

07.11.2014
12:28

Фантазёр.

    Фантазёром обозвали меня за предыдущую статейку о Светлове. А вообще, можно за каждую так обозвать. Когда-то, в несознательные времена, я для себя решил, что . . .

05.11.2014
16:43

Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?

    Оно слабо доказано (см. тут) подсознательностью образа такого подбора согласных в слове ⌠Гренада■, как звонкие согласные. А внелитературного доказательства . . .

02.11.2014
13:25

Грешен!

    Грешен я в самонадеянности. Мне столько необычностей случилось обнаружить в связи с произведениями искусства, что я, наверно, тайно от себя самого зазнался . . .

31.10.2014
14:56

Марчук и морок.

     

    Хотелось найти что-то такое невероятное, а его, может, и в природе не существует.

    Марчук.

    Картины Марчука как-то магнетизируют и озадачивают. Не то, чтоб импрессионизм (цвета получены физическим смешиванием, а не оптическим), но эта дробность колоссальная┘

    Похоже это лицо на такой портрет?

    Г. Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр. 1907.

    Что-то похожее в картинах есть.

    Так есть такой теоретик, который, говоря о картине Климта как о работе в стиле модерн, отправляясь от неравновестности таких дополнительных цветов, как фиолетовый и оранжевый (а неравновестность, она потому неравновестность, что оранжевый тяготеет к устойчивым красному и жёлтому, а фиолетовый √ к устойчивым красному и синему)┘ Так вот, отправляясь от неравновесности, он говорит: ⌠отсюда √ ⌠текучесть■ цвета, его общая динамичность■ (Н. Н. Александров. http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf). А, отправляясь от этой динамичности, он приходит к утверждению, что она есть образ мира ⌠где всё живёт само по себе и помимо человека■. √ Почему важно ⌠помимо человека■? √ Потому что с людьми скучно: мещане они. А художник, применивший, в частности, контраст (оранжевое-фиолетовое), есть сверхчеловек, и этот мир √ не для него. Ему подавай иномирие (пусть оно только в фантазии возможно). ⌠На первом месте здесь стоит свобода воли [сверх]человека, отталкивающая любые формы общественного диктата■.

    Вот такая, получается, психолого-политизированная функция красок у ницшеанца Климта, рисующего в стиле модерн.

    Так можно ли что-то сказать о Мачуке, если при всей похожести у него вместо фиолетового голубой? Да и того очень мало┘ Так что свести к устойчивости ⌠синий-жёлтый■ как-то не получается. А интуиция говорит, что картины всё-таки похожи.

    Хорошо, зайдём с другой стороны.

    ⌠В стиле ⌠ар нуво■ [модерн] тональное сближение, неконтрастность всей композиции позволяет предельно напрячь линейность┘

     

    Сначала в этом пространстве теряешься: в нём нет зрительных опорных точек, контрастов. Линии блуждают √ блуждает и взгляд. Наконец┘ образуются напряжённые контуры, куда художники модерна помещают┘ цветовые пятна ⌠почти ровного цвета■, - возникает живописный витраж■ (Там же).

    А что такое витраж в Средневековье? √ Это прорыв в иной мир. Только тогда это был горний мир. А в модерне, силою презрения ницшеанцев-сверхчеловеков к слабым и серым, √ без упора на горнее. Потому что царствует-де в этом мире Зло, низменное в человеках, в массе. И √ ⌠бегство от настоящего (это и культ прошлого, преднамеренная архаизация, и отказ от обсуждения будущего)┘ А прошлое как особый художественный материал очень многолико┘ это не только социальное прошлое (прошлые стили), это и прошлое дочеловеческое: животные, растения и минералы■ (Там же).

    Так не стилизованный ли у Марчука стог соломы (туда и цветы при косьбе попали), куда закопалась девушка? А в пейзаже волглой лунной ночи √ не капельки ли тумана оказались, по Марчуку, видными?

    Вот √ то же. Только с переносим дробности на рубашку и даже на кожу.

    Или вот.

    Где не набросано сена, там тени от сетки веток, а крыша √ та просто соломенная.

    И всюду √ какая-то лёгкая жуть. Ибо √ таков ницшеанец. Он же во что-то прямо метафизическое из этой нашей серой жизни устремлён.

    Тихо шепоче трава, 1998.

    Чем не иномирие?

    А если автопортрет? Сколь ни много у него волос. Лицо ими не закроешь? √ Зато состарить лицо можно √ всё прожилками испещрить.

    Он изобрёл собственное название такому стилю √ пльонтаризм. От украинского "плентатися" √ плестись.

    И теперь ему море по колено. Истый сверхчеловек.

    Я самовольно перестал списывать названия, которые он стал вдруг давать своим произведениям. Он портит их. Здешностью. Тутосторонностью. Типа ⌠Тече рЁчка Снов. 1984■.

    Но это и хорошо, если художник сам себя не понимает.

    Почему возник стиль модерн на грани XIX-XX веков? √ От скуки мирного развития. Бедные беднели, богатые богатели, и все √ одинаково пошлые и низменные. И не видно было выхода из этой скуки.

    Марчук собственно то же видел в своей жизни. Он даже ужасы катастройки и реставрации капитализма начала 90-х не застал √ ⌠Протягом 1989√2001 рокЁв мешкав у АвстралЁ©, КанадЁ й США■ (Википедия). А там √ от сытости заскучать можно. Вот и доводил себя до предвзрывного состояния специальной техникой исполнения картин: ⌠...ничто не отвлекает его от работы, которую Марчук называет утомительной, скучной и неинтересной для столь подвижного человека, как он. Сколько километров тончайших нитей пришлось ему провести на холсте и бумаге, чтобы сплести две тысячи картин!■ (http://www.gordon.com.ua/tv/marchuk). Предвзрыв от скуки и порождает ницшеанство, а то √ странные картины. Можно даже удивляться, насколько чутки были к идейным врагам советские деятели от искусства, отказавшиеся считать его художником.

    30 октября 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
318357  2014-10-31 16:46:23
Воложин
- *- У Климта и в витражах живо неживое и застыло живое. Что и тянет на ницшеанство, которое и само тянет в нежизнь от отвращения к этой жизни. Совершенно иное впечатление от картин Марчука.

- Это так тонко, что оспорить нельзя.

Или всё же можно. Ребёнок на руках у крестьянки откровенно страшен. Из-за того, что у него тёмными кругами обведены глаза, как это бывает у страдальцев во взрослом возрасте, и из-за того, что он смотрит на вас какими-то белыми глазами не бессмысленного младенца. А жуть и какое-то иномирие это связанное что-то. Не там ли взглядом, мыслями находится и молодая мать?

Все эти бесчисленности травы, сена, ноздреватостей снега, вроде бы капелек тумана приводят на ум слово такое высокомудрое континуум. Сплошность. То, чего в нашем мире, вроде, нет. У нас всё отдельное, определённое. А ТАМ всё иначе.

Лицо в сене, по-моему, достаточно жутковато.

30.10.2014
12:11

Плохая живопись как образ плохого отношения к плохой жизни народа.

    Укра©на це сука, яка ©сть сво©х щенят. ╡ван Степанович Марчук. Эпиграф √ слова человека не простого, одного из сотни величайших гениев современности по версии . . .

28.10.2014
14:25

Улётный.

    Есть, оказывается, так называемый аксиоматический метод в науке. Эмпирика по нему есть лишь следствие. Надо следствие предсказать и сравнить с реальностью. Если . . .

28.10.2014
11:05

Стихия изовранья на Украине или?..

    ┘или закономерный процесс оформления искусством эпизода недавнего спасения от уничтожения украинскости? Есть такая теория происхождения героического эпоса . . .

25.10.2014
18:40

Кавалеридзе и нынешнее этногосстроительство на Украине.

    Несмотря на то, что замысел Ленина (начать Мировую революцию со слабого звена капитализма, с России, в расчёте на догонящие Россию революции в Западной Европе) . . .

12.10.2014
14:15

Шупляк.

    Грешен. Признаюсь сразу. Подозреваю, что этническое государственное строительство на Украине, с громкостью на весь мир начавшееся с переворота 21 февраля 2014 года . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100