Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
21.06.2023 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
20.06.2023 |
Назвали Караваджо революционером в живописи, а что эта революция выражала духовно – молчок
|
||||||||||||||||||||||||||||||
15.06.2023 |
Вожжа под хвост попала
Очень многие на меня набросились за выведение Леонида Филатова графоманом. Может, то стихотворение было исключением? – А ну – другое… НЕ ЛЕТИ ТАК, ЖИЗНЬ
Вообще-то, "лети” и "шаг” режутся друг с другом.
Не совсем подходят для перечисления и "неспешны и подробны”. Подробность не режется, например, с виртуозностью, а та ого, как быстра.
Тут "ипподромы” неуместны по смыслу, разве что для рифмы "подробны : подромы”. Ну, и разве что речь о жокее, переезжающем с соревнования на соревнование поездами, в одном из вагонов которых везут лошадей. (Я вспоминаю про глупую придирку редактора к симоновскому “Жди меня, и я вернусь…” за “жёлтые дожди”, необходимые для звукоповтора звука “ж”: нет, мол, таких; и кто-то из присутствующих, авторитетный, выручил, сказав, что бывают такие. Там на 7 первых строк 7 повторов “жд” и ещё два просто “ж”, выражающих непереносимость нуды бесконечного ожидания. То есть это “жёлтые” – в масть, и не важно, существуют ли в реальности жёлтые дожди.) У Филатова необходимости ипподромов нет.
Ну что? И тут есть слово не к месту: "свист”. Это ж для красяво, а не потому, что мимо вагона, где лирическое “я”, пусть и с открытой фрамугой, очень уж шумно промчался встречный поезд. Там грохот был бы уместен, а не свист.
Что-то и тут нехорошо. Зачем всего лишь через запятую соединены вообще-то далёкие темы. – Есть другой вариант пунктуации и слов:
Тут хорошо. Очень выявлен внутренний перебой. (Он в более незаметном виде есть всюду. Это – обычный образ неблагополучия.)
Намёк, наверно, что высота, на которую лирическое “я” залетел, имеет какую-то негативную оборотную сторону. И тянет спуститься. А положение, вообще говоря, не разрешает. (То есть тут точно не жокей.) И тянет на бунт. Претензий к строчке нет.
Тут что-то недопонятно. Жизнь наверху – какая-то обязаловка. Бездушная к верхушке. – С какой стати ждать, что она отзывчивее к человеку низа? В чём отзывчивость? – Или дальше станет ясно, или это пустобрешество. – Смотрим.
Стало ясно: жизнь-судьба в лице лирического “я” и посочувствовала пьянчужке куревом, и позволила (никто не засечёт, что занимался не высокими делами-мыслями) лирическому “я” не лететь в эмпиреях (что трудно). Всё равно как-то не ясно. Жестокая жизнь – это творчество? Слишком много подбрасывает замыслов? Все нельзя успеть довести до завершения? У меня раз такое было. Мы, студенты-технари, вышли из кино и мне захотелось отделиться – такой вихрь мыслей у меня в голове кружился. Но я боялся, что я сойду с ума. И я пошёл со всеми. – Писать толкования я начал лет через 10, самообразовавшись. И, да, засосало. И иногда так заносит, что чтоб понять, что я написал иной раз, мне надо быть в ударе. Хм.
Другая редакция такая:
Подозрителен "пустяк”. Сам я не художник, но подозреваю, что пустяки в принципе существуют только у ремесленников. Вспомним про виртуоза и "подробны” из второй строки первого четверостишия. То есть неуместно тут слово "пустяк”, как неуместно было там "подробны”. Не понятно… Лирический герой что: на грани искусства и ремесла? И потому у него неуместные слова? Он чует, что не дотягивает до искусства. Жизнь – это творчество, и он боится схалтурить? И, вот, тем не менее, халтурит ("пустяк… подробны”)?!. Не про поэзию ли он свою, то и дело сваливающуюся в графоманство? И всё же выставляемую на обозрение всем… Хм.
Другой вариант – с восклицательным знаком и отточием в конце. Вообще, почему существуют варианты? Что, если это – от халтурности в характере? Не понятно и другое: зачем выпячен такой ультрапустяк? У меня был один сослуживец… Только я не проверил, не соврал ли он… Он сказал, что, идя по улице, он видит кошек там, гвоздь в заборе… А одна говорила, что знала женщину, мизантропку потому, что она чувствовала, как пахнет какая часть тела у собеседника. – Бедный повествователь… То есть – проблема, как отличать халтуру от не халтуры? Так. Я дальше буду писать только варианты с восклицательными знаками.
Надо проверить, от чего лица становятся рябыми (я не верю, что от ветров), кроме как от оспы (у меня одна вмятинка есть на лице где-то) – Поверхностный поиск ничего, кроме оспы, не дал. – Ладно, может, это допустимое корёжение, выражающее сильные обстоятельства. Правда, творчество как-то не годится для такого материального корёжения… – Посмотрим, что будет дальше.
Это, если не ошибаюсь, в лоб выражение того, о чём я предполагал выше: просьба принять графомана в литературу. И "рябой” и "запомнить” не имеют смысла иного, кроме составлять рифмы к "собой” и "заполнить”, которые смысл имеют, прямой. Плохо, чёрт возьми!
Странно. Было б понятнее, если б это было написано тогда, когда просто не было так развитого всякого кино-видео, которое в принципе способно пронести творчество артиста через века. Тогда нужна была нетленка – литература, чтоб прожить дольше, чем физическая жизнь. Но. Тогда о графомании как нетленке никто и подумать не мог, мне кажется. А теперь что: Филатов хочет стать пионером этого? Хоть убейте, не понимаю. Он же хороший актёр. Ему мало кино-видео? Или он мудрец? Идёт же наступление массовой (низкопробной) культуры. Чем графомания хуже? А у него способность: запросто говорить с ритмом и в рифму… И найдутся тысячи и тысячи, которые даже и не заметят, что он графоман… 1 января 2023 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
12.06.2023 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
11.06.2023 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
10.06.2023 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
08.06.2023 |
И опять, и опять… И почему-то не надоедает
|
||||||||||||||||||||||||||||||
07.06.2023 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
06.06.2023 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
03.06.2023 |
Почему-то не могу отвязаться от этой предательницы Вольтской
|
||||||||||||||||||||||||||||||
01.06.2023 |
Я не смог найти в интернете автора этих стихов
|
||||||||||||||||||||||||||||||
31.05.2023 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
20.05.2023 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
19.05.2023 |
Ну как не вмешаться!?. (Подсуден ли Оксимирон)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
18.05.2023 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
16.05.2023 |
Ну не даётся поэзия народу, особенно – патриотам
|
||||||||||||||||||||||||||||||
15.05.2023 |
Форсированный, эмоционально заряженный цвет
|
||||||||||||||||||||||||||||||
14.05.2023 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
12.05.2023 |
А может, я по отношению к лирическим вещам Вещилова был не прав?
|
||||||||||||||||||||||||||||||
11.05.2023 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"