Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.06.2023 |
Назвали Караваджо революционером в живописи, а что эта революция выражала духовно – молчок
|
15.06.2023 |
|
12.06.2023 |
|
11.06.2023 |
|
10.06.2023 |
|
08.06.2023 |
И опять, и опять… И почему-то не надоедает
|
07.06.2023 |
|
06.06.2023 |
|
03.06.2023 |
Почему-то не могу отвязаться от этой предательницы Вольтской
|
01.06.2023 |
Я не смог найти в интернете автора этих стихов
|
31.05.2023 |
|
20.05.2023 |
|
19.05.2023 |
Ну как не вмешаться!?. (Подсуден ли Оксимирон)
|
18.05.2023 |
|
16.05.2023 |
Ну не даётся поэзия народу, особенно – патриотам
|
15.05.2023 |
Форсированный, эмоционально заряженный цвет
|
14.05.2023 |
|
12.05.2023 |
А может, я по отношению к лирическим вещам Вещилова был не прав?
Прошло несколько дней после того, как его и его бездумную хвалящую я раздолбал. Ну-ка я себя проверю. Проверка будет на лиричность его пейзажей, процитированную общо. Именно: конкретный пейзаж должен навевать какое-то более или менее конкретное же переживание. Которое за конкретику можно с каким-то приближением к адекватности назвать словами. Вот этот пейзаж моё новое, обостренное, внимание остановил. Вещилов К. А. Парусная регата при заходе солнца. 2-я четверть XX века. Холст, масло. Остановила моё внимание неожиданная желтизна солнечных бликов на воде. А потом и клиновидность остриём вниз всех вместе солнечных бликов. Про желтизну я заподозрил, что она произошла из головы – от знания про противоположные цвета. "Расположенные рядом, они усиливают друг друга” (Википедия). В теории, правда, жёлтому противоположен фиолетовый, а тут – синий. Но что, если Вещилов гнался не за контрастностью? – "Совмещение оттенков синего и жёлтого можно назвать стереотипным цветовым шаблоном, клише. Очень уж распространена и даже избита эта схема. Но широкое употребление всегда сопровождает классику. А комбинация синего/голубого с желтым — это, безусловно, классика, а не временный тренд. Некоторые находят данное сочетание банальным. Иногда его называют детским, наивным. Но всё зависит от оттенков, пропорций, способов применения. У этой схемы есть свои преимущества — не зря ведь она так популярна. Пару слов о плюсах. Влияние обоих цветов смягчается, нивелируется. Комбинация этих цветов даёт возможность сформировать пространство с нейтральной температурой. Помещение выглядит и теплым, и прохладным одновременно. В нём приятно находиться” (https://www.domfront.ru/2019/10/sochetanie-zhyoltogo-s-sinim-i-golubym-v-interere/?ysclid=lb0jh7ln0668406527). Так и есть. Именно такое переживание нейтральности и было целью Вещилова. Что он про это сочетание знал, можно судить по названию и по клиновидности вниз всех солнечных бликов вместе. Там рядом всё Капри живописуется… А он всего на 1000 км севернее того места на Средиземноморье, где живу я у самого моря. Это немного, думаю. И с солнечными бликами дело обстояло и для Вещилова и для меня одинаково. А у нас – жарко очень. Так что я на закате на море хожу. Но иногда всё же прихожу и раньше. И меня кое-что удивляет неизменно. Что? Раньше я жил в Одессе. Это ещё на 1000 км севернее. Там место моей работы было на берегу моря. Так во второй половине дня солнечные блики мне виделись в виде клина остриём вниз, как и у Вещилова. А вот когда теперь я вечером прихожу на море, то такого клина не вижу. Вижу ровный столб бликов. И удивляюсь каждый раз. Но! Я вижу этот самый клин остриём вниз, если случается прийти не вечером, а чуть после полудня, когда солнце высоко. Ну и блики при этом белые, а никак не с желтизной. Но желтизна понадобилась замыслу Вещилова передать переживание нейтральности. Что делать? Он в название вставил вечер, уму разрешающий желтизну. То есть, хоть Вещилов и нашёл удачное выражение слабой эмоциональности, но оно сделано от ума и шаблонным образом. Любопытно сравнить этот мой разбор с разбором на дзен-канале “Живопись” (я сужу о соотнесённости текста там с репродукцией по длинным тире в центре текста, обрамляющих с начала и конца этот текст и эту репродукцию): "Сохранив эффект мгновенного впечатления, художник превратил свой пейзаж в эстетическое блюдо с богатым букетом эмоций [слабой эмоциональности, по-моему] долгим послевкусием. Любуясь этой работой, мы постоянно находим нечно новое, интересное, необычное [а по-моему, банальное, детское]. Раскрывающее вид идиллического курортного ландшафта чуть иначе, чем нам виделось до [понимать надо, что до была – “Марина Гранде. Капри”]. Эта картина - настоящий бриллиант, который всякий следующий раз играет новыми гранями красоты, стоит Вам устремить к нему свет Вашего внимания...”. Не исключаю, что, несмотря на длинные тире, продолжается разговор про берег, а не про море без берега. Чего не бывает… То есть про это вот. Вещилов. Марина Гранде. Капри. 1920-е. Картон на оргалите, масло. Фрагмент. Эта картина моего внимания не остановила, потому что обыкновеннейший импрессионизм. Даже не русский его извод, называемый новым, из-за отказа от формулы обыкновенного идеостиля импрессионизма: хвала абы какой жизни. Русский отказался от абы какой. Осталось одно красяво. Так у Вещилова этот полипник города, толкотни волн и теснящихся скал есть как раз та самая абы какая (невзрачная) жизнь. А хвала в виде открытого цвета как-то и не неожиданна. Обыкновенное эпигонство. Или я всё ещё не могу отойти от злости на неоправданную хвалу этому художнику, добавленную, вот, в новом для меня месте… 28 ноября 2022 г.
|
11.05.2023 |
|
10.05.2023 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"